Города заполонил электротранспорт - самокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие новомодные устройства. Особенно их много летом, когда резко увеличивается количество желающих погонять на скорости под теплый ветерок. Пешеходы недовольны: в любую секунду из-за спины может вынырнуть какой-нибудь шустряк на электросамокате. Причем за рулем иногда находятся и подростки, у которых инстинкт самосохранения еще отсутствует, а потому они не боятся риска. Вместе с инспекторами ГАИ посмотрели, с какой скоростью гоняют на модном транспорте, и проверили, знают ли тинейджеры об изменениях ПДД.
Компанию во время сегодняшнего рейда нам составят инспекторы подразделения по обеспечению дорожной безопасности УГАИ ГУВД Мингорисполкома капитан милиции Евгений Бердник и старший лейтенант Николай Бобровский. Первый пункт остановки - парк Победы, негласная Мекка поклонников электротранспорта. Нам навстречу мчит роскошный черный электроскутер с яркой красной окантовкой и дисплеем, на котором высвечиваются индикация скорости и заряда аккумулятора. Его владельцу, Яну, 14 лет.
- Скутер развивает скорость до 55 километров в час. Оптика прекрасная, сиденье удобное. Кататься на нем - одно удовольствие, - рассказывает подросток.
Он уверяет, что правила ПДД всегда соблюдает:
- Кому нужны неприятности? Не только сам езжу по правилам, но и другим советую поступать так же. Да, я слышал, что через полгода вступят в действие новые правила дорожного движения. В целом с ними ознакомился, считаю, что решение по "эспээмам" принято абсолютно правильное.
На автобусной остановке замечаем юношу и девушку с электросамокатом, которые о чем-то живо беседуют. Интересуемся, в курсе ли они грядущих перемен в ПДД по части электротранспорта. И получаем ответ, который всех нас удивляет. Илья, учащийся гимназии № 36 г. Минска¸ наизусть рассказывает о нововведениях и даже называет номер документа, где они прописаны!
- Я знаком с указом Президента №145, направленным на повышение культуры участников дорожного движения, снижение количества ДТП и стимулирование использования электротранспорта. К нему относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и другая техника. Разрешенная скорость - не выше 25 км/ч. Пользоваться электротранспортом можно будет с 14 лет, хотя это правило не распространяется на жилые и пешеходные зоны, - молодой человек, похоже, готов был прочесть целую лекцию на тему использования СПМов.
В районе Каменная Горка встречаем маму, которая вышла с тремя детьми на прогулку. Брат и сестра по очереди катаются по дворовой территории. Естественно, под присмотром родительницы. А младшенький, которому всего два с половиной года, пока только мечтает "порулить".
Ребята внимательно слушают инспектора Евгения Бердника, который напоминает им о безопасной езде. К разговору подключается мама:
- У меня дети послушные и самостоятельные. Учатся хорошо, я за них спокойна, но одним кататься все равно не разрешаю. Мне не нравится, что лихие самокатчики ездят где хотят и как хотят, не соблюдают правила и подвергают опасности себя и других людей. Регулировать этот процесс, конечно, необходимо. Правильно, что внесли в закон уточнения по детям и подросткам. Согласитесь, 7-летний ребенок даже на велосипеде может случайно с горочки съехать на дорогу с транспортом. Нет еще у него чувства страха, а порой и опыта, который предостерег бы от такого шага. Подростки с 14 лет хоть и намного взрослее, но и для них ограничения необходимы. На проезжей части им делать нечего.
…Возвращаясь из рейда, обсуждаем с инспекторами увиденные "сюжеты". Радуемся, что злостных нарушителей так и не встретили. Разве что на проспекте Пушкина парочка мальчуганов на одном электросамокате мчалась с приличной скоростью и в мгновенье ока скрылась во дворах. Приходим к выводу, что со временем вопросы к реализации новых ПДД, конечно, еще появятся. К примеру, как замерить скорость передвижения того же скутера? С помощью радара? Или как понять, сколько лет владельцу самоката - 11 или 14? Внешне порой сложно определить возраст. Наверное, не нужно питать иллюзий, что сразу после введенных поправок с теми же "эспээмами" все наладится. Но наводить порядок все же настала пора. И первый, очень уверенный и своевременный, шаг в этом направлении сделан.
- Участились травмы, связанные именно с легкомоторной или самокатной техникой, когда дети бесконтрольно катаются на улицах. Часто они падают с самокатов или травмируются из-за прыжков с бордюров при выполнении упражнений. Экипировка при этом отсутствовала у всех пострадавших. Самые уязвимые места у детей - руки, предплечья, а у взрослых - голени, бедра и тазобедренные суставы. Если бы на них была защита, не получилось бы таких серьезных деформаций и тяжелых последствий, переломов. При падении у взрослых и детей часто диагностируют сотрясение головного мозга. Это самое уязвимое место после рук и ног. Последствия черепно-мозговых травм могут быть очень плачевны и остаться на всю жизнь.
Если травма все-таки случилась и вы видите какое-либо изменение или деформацию части тела, зафиксируйте ее в том положении, в котором она оказалась. Не доставляйте ребенка в лечебное учреждение сами. Это может быть роковой ошибкой. Вызовите службы специальной помощи по телефону 103, которая доставит пострадавшего туда, куда следует.
- В последние годы средства персональной мобильности начали активно внедряться в жизнь. Очевидно, что у этих устройств большое будущее. Однако передвигающиеся на технике с электротягой порой становятся участниками ДТП. В Беларуси приняли единые правила движения на электросамокатах, гироскутерах и других аналогичных устройствах. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ №145 "О совершенствовании организации дорожного движения", который вступит в силу с 27 октября 2022 года и направлен в том числе на данную сферу. При разработке законопроекта изучался опыт Франции, Германии, Швеции, ближайших стран-соседей. Цель нововведений - всем создать комфортные условия для передвижения.
Безусловно, регулировать движение электротранспорта необходимо, но начинать стоит с культуры вождения в целом.
- Передвигающиеся на электросамокатах, гироскутерах, сегвеях теперь приравняются к пешеходам. СПМы не будут считаться транспортными средствами. Тем не менее у них должны быть исправные тормоза и руль. В темное время суток человеку необходимо иметь фликер, на СПМ должен быть включен фонарь. Защитный шлем - по рекомендации. На проезжей части пользоваться СПМ категорически запрещено. На нем разрешено ехать по велодорожке, а при ее отсутствии - по тротуару, не создавая препятствий для пешеходов.
Введены и возрастные ограничения: передвижение на СПМ - с 14 лет. Исключение - дворовые и жилые зоны, где могут кататься и маленькие дети. Скорость - менее 25 км/ч. Запрещено управлять такими устройствами в состоянии алкогольного или другого опьянения. Нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией. Исключение - для устройств с дополнительными, специально оборудованными сиденьями.
Пересекать проезжую часть на средствах персональной мобильности разрешено со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен.
- С наступлением летних каникул увеличивается рост дорожных происшествий с участием несовершеннолетних. Ребята больше времени проводят на улице, уезжают за город и порой, отрываясь от родительского контроля, попадают в беду. Только на данный момент с участием детей произошло 116 дорожно-транспортных происшествий, в которых 119 ребят были травмированы, 6 погибли. Наиболее уязвимой категорией участников дорожного движения остаются пешеходы. Хочу напомнить, что каждый родитель должен знать, где и с кем проводит время его ребенок. Обеспечить его безопасность - задача нас, взрослых. Личный пример - лучшая форма обучения детей правилам безопасного поведения.
Как научить ребенка безопасности на дороге:
- на улице крепко держите его за руку;
- при подходе к пешеходному переходу или проезжей части дороги учите детей смотреть по сторонам, пропускать приближающиеся транспортные средства, начинать движение только после того, когда все автомобили остановились;
- развивайте в ребенке наблюдательность, объясняйте ему, что выходить резко из-за кустов, деревьев, стоящего транспорта опасно.
Ангелина СВЕТЛОВА,
газета "7 Дней".-0-