Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Нужно быть готовым ко всему!" Гроеров о военном параде, феномене проекта "В теме" и вопросе, который задал бы Президенту

11.07.2024 | 13:34
Ровно 20 лет назад Юрий Гроеров впервые стал "голосом" парада, который в День Независимости собирает десятки тысяч зрителей на улицах Минска и миллионы - в интернете и у телеэкранов. Хотя это мероприятие довольно консервативное, диктор уверяет: каждый раз он морально готов к любой неожиданности. В эксклюзивном интервью ведущий проекта "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА Юрий Гроеров рассказывает, как из его рубки выглядит парад, в каких случаях на нем приходится включать экспромт, легко ли договориться на интервью с топовыми экспертами и о чем бы он лично спросил у Президента.
- Юрий Георгиевич, помните, как стали "голосом" парада?

- Это был 2004 год, мы готовились праздновать 60-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Парад перенесли с нынешнего проспекта Независимости к стеле "Минск - город-герой". Мы с коллегами-телевизионщиками поехали туда, чтобы посмотреть, как организовать прямую трансляцию. Для этого ведь нужны определенные условия: например, возможность подключения электричества для запитки передвижных телестанций. А для них самих - подходящее место: ПТС не поставишь на газон - если дождь пройдет, ее оттуда танком не вытащишь. Ничего этого на первых порах возле стелы не было. Нужно было готовить площадки. На месте решали, где поставим камеры, куда повесим краны и многое другое. А потом встал логичный вопрос: кто парад будет озвучивать? Предложили мне, потому что я уже хорошо изучил место его проведения и имел большой опыт работы в прямых эфирах.

- И как вы восприняли такое предложение?


- Довольно спокойно. Я из тех, кто считает: "Глаза боятся, а руки делают". Я и до парада вел очень ответственные программы, поэтому прекрасно понимал, что в такие моменты слова приобретают особый вес. Для себя решил: парад - это тот же прямой эфир, но в непростых условиях.

- А что во время подготовки к тому параду было самым сложным?


- То, что сейчас уже доведено до автоматизма, - просчитать до секунды время прохождения каждой строевой коробки и проезда каждого вида техники. А в первый раз я в прямом смысле слова вел парад с секундомером в руках. Понимал, что на представление каждого участника у меня есть, допустим, 13 секунд. Если выйду за рамки этого времени, все смешается. Представьте себе: танки ушли, а диктор продолжает о них говорить, хотя вы уже видите "Искандеры"... За 20 лет секундомер "встроился" в мою голову, теперь время представления участников парада высчитываю автоматически.

- Заметно, что и у участников парада за эти годы многое стало доведенным до автоматизма. Как думаете, на таком мероприятии есть место для неожиданности?


- Я себя каждый раз настраиваю, что нужно быть готовым к экспромту. Например, с воздушным эшелоном всегда есть элемент непредсказуемости. Знаете, в чем там основная сложность? Все воздушные судна должны секунда в секунду оказаться над стелой, поднимаясь с разных аэродромов, развивая разную скорость и учитывая ряд факторов, в том числе метеоусловия, которые в любой момент могут измениться. Случалось, например, вертолеты прибывали на парад на полминуты раньше остальных и я обязан был на это отреагировать. Полностью переключиться на них нельзя - еще танки не скрылись с поля зрения зрителей, поэтому просто обозначил появление в воздухе очередного участника. Так что сценарий сценарием, но парад - это часть жизни, поэтому нужно быть готовым ко всему.
- За 20 лет все парады не начали казаться одинаковыми?

- Несмотря на то, что это мероприятие классическое, в нем бывают изменения, продиктованные жизнью. Со временем появляются новое вооружение и виды войск. В этом году, например, впервые приехали участники из такого большого количества стран: Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан. Поэтому даже военная часть парада, несмотря на весь свой консерватизм, никогда в точности не повторяет прошлогодний.

А в так называемой гражданской части, где в колоннах идут спортсмены, молодежь, артисты, часто что-то меняется. Там ведь для фантазии режиссера нет ограничений.

- Как из дикторской рубки выглядит парад?


- Я его смотрю по двум мониторам. На первом - то, что видят телезрители. На втором - картинка с камеры, выставленной специально для меня. Благодаря ей я знаю реальное прохождение каждой коробки в конкретном месте, понимаю, какой вид техники через пару секунд сменит тот, что сейчас видят зрители. Эта картинка для меня гораздо важнее той, что идет по первому монитору.

- Почему?

- Режиссер - это художник. Он выстраивает видеоряд так, чтобы зрителю было интересно наблюдать за парадом. Мне же важна "документалистика". Допустим, выдвигаются танки Т-34. Я вижу это по второму экрану и озвучиваю. Режиссер реагирует: на пару секунд показывает танки, потом переключается на трибуны, лица зрителей, детали... В это время танки уже сменятся другим видом техники и если я буду ориентироваться на режиссерскую картинку, то упущу важный момент. А ведь у дикторов на параде счет идет на секунды, помните?

- Хронометраж, наверное, вообще больная тема для телевизионщиков: под него постоянно приходится подгонять сюжет, иногда вырезая много интересного. У вас так бывало, когда работали на ТВ?


- Да, ведь я делал интервью для итоговых программ, где на него давали, скажем, 6 минут. А что делать с остальными отснятыми 40? Конечно, главную мысль собеседника можно уложить и в 6 минут, но за кадром тогда остается столько всего интересного! Поверьте, вырезать "вкусные" куски из беседы - боль для журналиста. В таких ситуациях выручал интернет: мы показывали часть беседы по ТВ, а полную версию - на YouTube-канале.

- Но сейчас вы ведущий проекта "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА. Можете себе позволить и часовые, и двухчасовые интервью.

- И в свое время для меня это было открытием. Я считал, что больше 5 минут видео никто смотреть не станет. Когда мы впервые сделали в проекте "В теме" часовой разговор и он начал набирать миллионы просмотров, даже подумал, что произошел сбой в программе. Теперь могу сказать: в интернет-проектах хронометраж не важен - на первом месте актуальность темы и то, насколько интересен спикер. Если эти два критерия соблюдены, видео будут смотреть и час, и два.
Например, неделю назад в проекте "В теме" вышла 50-минутная беседа с политологом и востоковедом Каринэ Геворгян. Меньше чем за сутки это видео набрало почти 330 тысяч просмотров. Почему? Каринэ Александровна - уникальный специалист, возможно даже в мире таких единицы. Она - настоящая находка для людей, которые пытаются разобраться в том, что происходит вокруг.

Вообще каждый наш спикер в своей сфере - звезда. Поэтому их мнение готовы слушать, не оглядываясь на хронометраж видео.

- Легко ли договориться с экспертами такого уровня на интервью?


- Здесь та же ситуация, что и в шоу-бизнесе: чем большего масштаба звезда, тем с ней проще. Такие люди, как правило, не притязательны, у них нет того, что в народе называют "понтами". Всю эту атмосферу недоступности вокруг него создают администраторы, продюсеры и помощники.

- Для чего?

- Наверное, им как-то надо оправдать свое существование рядом, показать работу. Но как только ты пройдешь все выстроенные ими баррикады и встретишься с артистом, увидишь перед собой милейшего человека, с которым всегда есть о чем побеседовать.

С нашими экспертами так же. Когда встречаюсь с ними один на один и говорю, что представляю БЕЛТА, вопросы решаются быстро. Наше агентство очень уважают. Спикеры понимают, что участие в проекте БЕЛТА дает им выход на огромнейшую аудиторию, чем могут похвастаться единицы интернет-площадок.

- Заполучить топового эксперта в проект - только половина успеха. Чтобы интервью получилось интересным, нужно соответствовать уровню гостя.   

- А для этого необходимо много читать. С самого детства и до сих пор делаю это каждый день. В школьном возрасте читал не только то, что нужно было по программе, но и сверх ее. Очень любил Булгакова и Гоголя за их чувство юмора, классиков белорусской литературы.

Сейчас читаю в основном политическую и экономическую аналитику, чтобы суметь поддержать диалог с гостями проекта "В теме". Важно, чтобы им тоже было интересно беседовать со мной.
- Есть эксперты, которых вы бы хотели пригласить в проект?

- Они всегда были, есть и будут. И я верю, что время нашей беседы обязательно придет. Главное - желание. Я не раз убеждался, что мысли материальны. Скажу так: это работает, испытано на себе!

- Тогда давайте прямо сейчас представим такую ситуацию: участие в проекте "В теме" согласился принять Президент Беларуси. С чего бы началась беседа?


- Я бы хотел поговорить с ним о многом. Например, о том, насколько тяжело быть Президентом. Глав государств в мире много, у них разные полномочия. У Александра Григорьевича - очень широкие и это налагает на него большую ответственность. О ней почему-то забывают, в основном делая акцент на полномочиях. Никто не думает, как с этой ответственностью жить каждый день, ложиться спать.     

Давайте на простом примере? Начальник несет ответственность не только за себя, но и за подчиненных. Он думает, как организовать их работу, повысить доходы, сделать так, чтобы все были довольны. А теперь представьте, что человек руководит не одним отделом с 10-20 сотрудниками, а целой страной, миллионами людей. И вопросы во время работы касаются многих сфер, в том числе жизненно важных. Например, безопасности. Прямо сейчас на южной границе происходят какие-то шевеления со стороны наших соседей. Все ждут распоряжения Главнокомандующего: как на это реагировать? Плюс экономика, социальная сфера, здравоохранение... Умножьте все свои заботы на миллион и получите то, чем, как мне кажется, каждый день занимается Президент. Вы готовы к этому? Все те, кто в компании друзей говорит: "Вот если бы я был Президентом...", уверены, что сможете принять на себя такую ответственность? Мне интересно, как человек в принципе ее может выносить на протяжении 30 лет. Кажется, это безумно сложно. Но Александр Григорьевич хорошо справляется.

- "В теме" можно назвать политическим ликбезом. Помочь разобраться в происходящем - это и есть главная цель проекта?

- Да, хотя ее можно обозначить и проще: научить включать голову. Это важно. Думающими людьми сложно манипулировать, они не будут воспринимать происходящее так, как им кто-то сказал. Сами проанализируют, взвесят, проведут параллели, выслушают точку зрения нескольких экспертов и выработают свое отношение к ситуации. Этому я учу и своего 12-летнего сына - думать. Он ведь тоже живет в информационном пространстве и читает о происходящем в Украине, США, Европе. Берет это из разных источников, в том числе из тех, где высказано мнение, с которым сложно согласиться. Когда сын мне его озвучивает, я приглашаю его поговорить на эту тему, вместе разобраться в вопросе. Фактически то же самое делаю со зрителями "В теме": пытаюсь помочь им в диалоге с экспертами определить свою позицию. Мне кажется, многие это понимают, потому что в комментариях пишут в основном добрые слова в адрес наших гостей и проекта в целом.

- А Юрию Гроерову что пишут в комментариях?

- Разное. Бывает, ругают, но хвалят и благодарят за работу в разы больше. Я всегда очень хорошо отношусь к конструктивной критике - она помогает становиться профессиональнее. А вот на чисто эмоциональные оценки давно не обращаю внимания. У меня на них иммунитет еще со времен телевидения - слишком давно я работаю в кадре.

Елена ИВАШКО,
газета "7 дней".-0-

Фото БЕЛТА
Теги
Беларусь