Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Не понимаю, как появился такой чудо-танк". За что Черчилль хвалил Т-34?

01.07.2024 | 16:45
"Тридцатьчетверка", "Катюша", "полуторка", "Мосинка"… Оружие Победы в руках освободителей. Эти машины стали по-настоящему народными, они вместе с людьми прошли через всю войну. Далеко не всегда совершенные, четыре долгих года вместе с бойцами и командирами они спасали мир. О железных сердцах стальных победителей в специальных выпусках "Оружейки", проекта информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны, который посвящен вооружению, военной и специальной технике белорусской армии.

Танк Т-34 - ужас для врага и зависть для союзников. Настоящая легенда Великой Отечественной войны и один из самых известных символов Победы. Лучшая боевая машина всех времен и народов - это также про "тридцатьчетверку". Принятый на вооружение в конце 1939 года, к началу войны Т-34 обладал всеми слагаемыми успешного боя - скоростью, маневренностью и огневой мощью.
Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании:

"Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет Messerschmitt и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!"

Из Харькова в Москву и обратно

Советский средний танк Т-34 - детище конструкторов Харьковского завода транспортного машиностроения. Первоначально "тридцатьчетверка" должна была стать продолжением легких колесно-гусеничных танков серии БТ.

Заказчик хотел видеть машину массой около 14 тонн, с пушкой 45-го калибра и толщиной брони от 16 до 25 миллиметров в наиболее уязвимых местах. Но в середине 1938 года инженеры предложили уйти от совмещения колес и гусениц, поработать над более мощным вооружением, а заодно усилить защиту экипажа.

Руководили работами легендарный конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники - Александр Морозов и Николай Кучеренко.

Буквально через год они подготовили опытный образец машины, которая после серии испытаний была принята на вооружение Красной армии. И это несмотря на то, что Комитет обороны требовал целого ряда доработок - доведения бронирования до 45 миллиметров, улучшения обзорности, установки новой 76-миллиметровой пушки и дополнительных пулеметов.

Т-34 - средний танк; экипаж - 4 чел. (5 - с 1944 г.); боевая масса - 30.9 т; тип брони - стальная катаная.

К началу 1940 года "тридцатьчетверка" вышла на очередной этап испытаний. Сначала в подмосковной Кубинке, а в марте два Т-34 осуществили пробег из Харькова в Москву и обратно, преодолев более 1,5 тысяч километров.

Эшелон танков в сутки

Великую Отечественную войну в рядах Красной армии встретили больше 1000 "тридцатьчетверок". Практически сразу после нападения гитлеровцев производство Т-34 было развернуто на заводах в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Омске и Нижнем Тагиле.

Самой высокой производительностью обладал Уралвагонзавод. Уже с мая 1942 года мощности позволяли каждые 30 минут выпускать с конвейера по одному танку, ежесуточно на фронт уходил эшелон бронемашин.

Двигатель - дизельный В-2; мощность двигателя - 500 л/с; скорость макс - 54 км/ч; запас хода - 380 км; преодолеваемый брод - 1,3 м; клиренс - 400 мм.


Танк получился по-настоящему уникальным - продуманные углы наклона бронелистов корпуса и башни, мощная пушка и дизельный двигатель… Но были и недостатки, с которыми приходилось мириться в первые годы войны. Буквально в окопах конструкторы работали над устранением "детских болезней". К началу 1942 года инженерами были скорректированы чертежи почти 800 деталей, еще 1300 и вовсе изъяли из конструкции.

К концу 1943 года "тридцатьчетверки" составляли порядка 80% всех производимых в стране танков. А в следующем 1944 году этот процент вырос до 86.

Из инструкции для частей Восточного фронта по борьбе с советскими танками:

"…Т-34 быстрее, более маневренный, имеет лучшую проходимость вне дорог. Его броня сильнее. Пробивная способность его 7,62-мм орудия превосходит наши 5-см и 7-см орудия. Удачное расположение наклонных бронелистов увеличивает вероятность рикошета".

В ходе войны Т-34 постоянно модернизировался, дополнялся новыми элементами. Основной задачей конструкторов было удешевить стоимость и трудоемкость производства танка. Вместе с тем, старались увеличить боеспособность машины.

"Я Фроликов. Нахожусь в Минске"

Настоящей классикой стал вариант Т-34-85, сошедший с конвейера в начале 1944 года. На машине увеличили калибр основного орудия - 85-милиметровая пушка пробивала броню "Тигра" с расстояния 1300 метров. В просторной трехместной башне разместили дополнительного члена экипажа - наводчика, а еще значительно усилили бронирование - его толщина в лобовой части была доведена до 90 миллиметров, а по бортам - до 60. На "тридцатьчетверку" установили дополнительные топливные баки, увеличив запас хода до 420 километров.

Пушка: нарезная; калибр: 76 мм (85 мм с 1944 г.); боекомплект: 56-60 выст.; дальность стрельбы: до 3,8 км; пулемет: 2хДТ-29; калибр: 7,62 мм.

Т-34 вынес на себе основную тяжесть боев. Машина была простой в производстве и в вопросах технического обслуживания. Этот танк стал настоящим танком Победы.

Для белорусов Т-34 - это еще и символ освобождения нашей страны. Порядка 800 "тридцатьчетверок" участвовали в операции "Багратион". А самый известный танк под командованием младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова 3 июля 1944 года с боем ворвался в Минск. После этого путь в столицу был открыт, и вскоре в эфире прозвучали слова: "Я Фроликов. Нахожусь в Минске".

| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.

Читайте также:

"Катюша" или… "Раиса Сергеевна". Рассказываем про легендарную БМ-13

"Убийца кошек". Как создавали самый мощный серийный танк 40-х?

"На грани таланта и гениальности". Как создавали легендарный штурмовик Ил-2?