Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Натурпродукт vs еда из пробирки. Какой путь у наших сельхозпроизводителей, разбираем на примерах

29.09.2023 | 19:49

Президент во время посещения Могилевской области задал одну из основных тем: адреса передового опыта, образ перспективной деревни будущего, где в основном и будет жить сельское население. Тема очень важная, идущая во многом в противоречии с мировыми тенденциями.

В то время как в Беларуси ставится задача увеличения производства качественного натурпродукта, во многих передовых странах, похоже, идет обратный процесс - свертывания этого направления. К примеру, в Испании строят крупнейший в мире завод по производству искусственного мяса - такие уже есть в США и Израиле. А министр природы и азота Нидерландов Христианна Ван дер Вал-Зеггелинк (та, что ранее призвала отстреливать хищников, в том числе кошек, поскольку "из-за них сокращается численность луговых птиц"), заявила, что начинается принудительный выкуп голландских фермерских хозяйств за компенсацию. В попытке выполнить мандат Европейского союза по климатическим целям планируется покупка свыше десяти тысяч ферм, они навсегда прекратят свою деятельность, чтобы соответствовать зеленой повестке дня ЕС.

Таким образом климатические радикалы в мире уничтожают животноводство под надуманными предлогами.

Какова же повестка у нас? В маршруте Президента Беларуси сегодня был молочно-товарный комплекс Белыничского СПК "Колхоз "Родина". Там ему показали новую ферму. Она проста и недорога, но, как сообщила уже БЕЛТА, надежна: бетонные полы, металлические конструкции, деревянные стены и шифер на крыше.

"Вот. Ничего не надо выдумывать… - заявил Александр Лукашенко. - Это то, что нам сегодня надо, чтобы вывести из сараев скот в такие помещения".

Беларусь с подобными подходами и под пристальным вниманием Президента может стать мировым поставщиком элитного, натурального продовольствия вопреки тренду "еды из пробирки".

Может, нам стоит пригласить нидерландских фермеров, получивших принудительную компенсацию за утраченные фермы, в качестве инвесторов в Беларусь? Они люди толковые, опытные и работящие. А направлений для приложения сил у нас много: и животноводство, и растениеводство, и теплицы с льготной ценой за электричество, и рыбоводство.

Не случайно в программе поездки Президента было и крупнейшее в стране производство радужной форели - хозяйство "Лохва". Предприятие замкнутого цикла - от отращивания малька до получения ценной товарной продукции. Согласно государственной подпрограмме "Рыбоводство и ведение рыболовного хозяйства", в ОАО "Лохва" планируется реализация еще двух (к трем существующим), инвестиционных проектов: введение в строй комплексов по производству рыб ценных пород в Краснопольском и Хотимском районах Могилевской области.

Ведь индустриальное рыбоводство является одним из перспективных направлений развития, особенно за счет увеличения производства ценных видов рыб: лососевых, осетровых и сомовых. Сейчас передовые технологии позволяют выращивать их вне зависимости от климатических условий.

В рамках реализации мероприятий важной отраслевой государственной программы по всей стране выполняются лечебно-профилактические и санитарно-ветеринарные мероприятия по обеспечению биологической безопасности, проводится зарыбление и расчистка прудовых площадей от водной растительности.

В этой связи есть весьма перспективное приложение усилий для продолжения программы рыбоводства. В агрогородке Мотоль Ивановского района Брестской области (нашей столице всевозможных "прысмакаў), есть все условия по производству и переработке разнообразной рыбной продукции, квалифицированные кадры и шикарные озера.

Развитие села, повышение престижа работы на земле, создание инфраструктуры для комфортной жизни и работы в сельской местности - все это стало возможным благодаря соответствующим государственным программам. Их реализация стала демонстрацией убежденности Александра Лукашенко в том, что, лишь сохранив деревню, мы сохраним страну. И вот теперь в Беларуси уже насчитывается 1417 агрогородков.

В начале выполнения программы возрождения и развития села, году в 2007-м, ездили мы по стране с большой группой иностранных журналистов и экспертов. Проехали чуть ли не через всю республику. Один из руководителей ведущего российского СМИ не выдержал и сказал: "Прекратите нас возить по "потемкинским деревням". Оказалось, он считал, как и часть группы, что мы их возим по специальному, "вылизанному" маршруту.

"Ваше предложение?", - сказал я ему. Он в ответ: "Я буду показывать водителю маршрут движения". Все с этим согласились. Плутая по проселочным дорогам в рамках генерального направления, он становился все чернее. Резко потребовав заглушить мотор на окраине какого-то села, схватил монтировку и побежал к стоявшему особняком жилому дому. Приблизившись к нему, стал неистово стучать по стене. Потом вернулся к автобусу, поковырял монтировкой асфальт, вздохнул и констатировал перед делегацией, что все реально: и дом, и дороги.

Масштабная программа возрождения и развития села продолжается без малого уже двадцать лет, сделано очень много и предстоит сделать еще, чтобы соответствовать образу деревни будущего. Не только в производстве различной продовольственной продукции, но и обеспечении социальных параметров жизни, комфорта.

В этом отношении, конечно, очень показателен реальный эксперимент, сделанный по требованию Президента, с капитальным ремонтом улично-дорожной сети конкретных населенных пунктов. Были для сравнения выполнены работы по разным технологиям: сплошное асфальтирование, укладка плитки 0,5х0,5 м, плитки бетонной 1х2 м, монолитных цементных покрытий в разном исполнении.

Ведь спор, что выгоднее - асфальт или бетон, между производителями и эксплуатационниками такой же, как каким концом разбивать яйцо. Сейчас в мировой практике для строительства дорог более активно применяется бетон. Важным преимуществом бетонных дорог являются прочность, долговечность, они хорошо выдерживают нагрузки от большегрузного транспорта, устойчивы к экстремальным погодным условиям, не загрязняют воздух вредными веществами (в отличие от асфальтированных) при укладке и эксплуатации. Экономия топлива при передвижении по бетонным дорогам положительно влияет на экологию и экономику. Во время эксплуатации не требуется их постоянных текущих ремонтов, иногда и сезонных. Без капитального ремонта в США и Европе и сейчас эксплуатируются дороги с бетонным покрытием, которые построены в 60-е годы прошлого века.

Конечно, производство бетонных работ требует более высокой компетенции и культуры производства, более квалифицированного персонала и исходных материалов. Зато бетонка позволяет больше экономить. Например, одно лишь применение кубовидного щебня увеличивает прочность и срок службы дорожного покрытия, позволяет уменьшить трудозатраты по его укладке до 50%. Немаловажно, что при движении транспорта по такой полосе уровень шума снижается на 10-12%.

Технология основана на нашей продукции - использовании на последних стадиях дробления уникальных центробежно-ударных дробилок УП "НПО "Центр" (Минск); щебня ведущего (в своем секторе) предприятия Европы РУПП "Гранит" (Микашевичи); и, конечно, применении цемента от флагмана строительной отрасли ОАО "Белорусский цементный завод" (Костюковичи).

Основным преимуществом асфальта как материала для строительства дорог является его некоторая экономичность - строительство занимает меньше времени, есть возможность вторичной переработки асфальта и использования его снова. Но здесь гораздо большие эксплуатационные затраты и меньший срок службы.

Вот эти отличия и предстоит оценить при реальной эксплуатации в конкретных хозяйствах. И затем, вооружившись этим опытом, продолжить обустраивать перспективные агрогородки, наши деревни будущего.

Сергей МУСИЕНКО.-0-