- По окончании войны те, кто выжил, приходили к этому месту. Это был как бы особый знак их идентичности. Они тем самым говорили: "Мы живы. Мы выжили. Мы евреи".
В 1947 году на месте котлована появился Черный обелиск с текстом на русском и на идиш.
- Это тоже было важно, потому что в тот период слово "евреи" не использовалось в нарративе. Использовались: "обычные советские граждане", "мирные жители" или же, например, "жители поселка", деревни и так далее. Это явление, как многие отмечают, было уникальным для всей территории бывшего Советского Союза. Мы говорим о холокосте, мы можем говорить о жертвах.
Как уничтожали гетто в Беларуси? Чудовищная история "решения еврейского вопроса"
Из 940 000 евреев, которые проживали на территории Беларуси, было убито около 800 000.
- Для населенных пунктов это было очень значимо. Особенность нашей страны: многие местечки, города являлись в основе своей носителями еврейской традиции и культуры, потому что более половины или треть жителей были именно этой национальности. Такое соотношение было характерно и для Минска. Из 250 000 - 80 000 были евреями, замечательными, талантливыми, красивыми, умными.
После войны в живых из них осталось от 3000 до 5000. Остальные были убиты, как в городе, так и в Тростенце.
| Подготовлено по видео БЕЛТА, фото БЕЛТА.
Читайте также:
Вещи убитых меняли на самогон. Как был уничтожен концлагерь в Колдычево
Все началось с белого листа. Как Василий Мелешко пытался замести следы после войны
Для чего Гитлер и Гиммлер приезжали в Минск? Жуткие решения руководства рейха