В стране завершается формирование проекта государственной программы "Дороги Беларуси" на 2026-2030 годы. Президент Беларуси, поздравляя работников дорожной отрасли с профессиональным праздником, отметил, что белорусские дороги стали одной из визитных карточек страны благодаря масштабной модернизации и стабильной работе специалистов. Так, за последние годы реализован ряд масштабных проектов по реконструкции и строительству автодорог. Впереди следующая пятилетка, и корреспонденты "7 дней" узнали, сколько километров шоссе планируется отремонтировать и какие объекты на первом месте в госпрограмме "Дороги Беларуси 2026-2030".Финансирование растетСейчас завершается реализация государственной программы "Дороги Беларуси 2021-2025". Разработка документа на следующую пятилетку почти закончена. Ее главная цель остается прежней - поддержание в хорошем состоянии основных автотрасс страны. Эта работа ведется в плановом режиме, и в целом осталось достроить буквально пару дорог международного значения.
- Реализация государственной программы "Дороги Беларуси 2021-2025" за первые четыре года признана правительством эффективной, - подчеркнул министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович 25 октября. - По итогам текущей пятилетки планируется выполнить ремонт и реконструкцию 18 тыс. км автомобильных дорог республиканского и местного значения. Это в 1,3 раза больше, чем сделано за предыдущую пятилетку.
По словам министра, дорожному хозяйству Беларуси уделяется значительное внимание со стороны государства. Это видно по цифрам выделяемого финансирования. Так, если в 2022 году на ремонт и реконструкцию республиканских и местных дорог направлено Br930 млн, то в 2025 году - более Br2,3 млрд. В республиканском бюджете на следующий год заложено еще больше - Br2,5 млрд.
- С 2021 по 2025 год в стране реализованы такие значимые проекты, как реконструкция участков автодорог Р23 Минск - Микашевичи от Солигорска до Слуцка, Р53 от Минска до Жодино, М3 от Логойска до Плещениц. Возведены Юго-западный обход Могилева и обход городского поселка Мир. Все областные центры связаны со столицей автомобильными дорогами первой категории, за исключением Витебска: реконструкция М3 Минск - Витебск продолжается, - рассказал Алексей Ляхнович.
Связь столицы со спутникамиПо итогам нынешней пятилетки в Беларуси планируется отремонтировать и реконструировать в том числе около 500 мостовых сооружений, которые располагаются на дорогах республиканского и местного значения. Одним из значимых объектов стала реконструкция моста через Припять в Мозыре на автодороге Р131. Это один из самых протяженных автомобильных мостов Беларуси. После обновления его ширина вырастет на 3 м, а длина превысит 900 м. Ввод объекта в эксплуатацию пройдет до конца года.
В стране продолжается реконструкция таких трасс, как M3, M10, Р53, Р122 и других. Еще одно направление - капитальный ремонт выездов из Минска в направлении областных центров и других регионов.
- На повестке дня - дорога М4. Дальше планируем капитальный ремонт в направлении Заславля и других городов-спутников, - отмечает заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Леончик.
Что касается вопроса сообщения Минска с городами-спутниками, которого требует Президент, то там, где есть необходимость, проезжую часть расширяют, проводят ее капитальный ремонт и замену покрытия. В этих направлениях, по словам Сергея Леончика, планируется обеспечить транспортную доступность в пределах 50 минут.
- Есть поручение главы государства - соединить все агрогородки с районными центрами дорогами с усовершенствованным покрытием. Работа ведется. За 2025-2026 годы нам предстоит завершить 156 км дорог, - отметил собеседник.
Эксперт также рассказал, что дорожные строители эффективно обновляют дорожную технику, внедряют новые технологии. Кроме того, в Беларуси стали строить больше цементобетонных дорог, применяются новации и в нанесении дорожной разметки.
По проекту государственной программы "Дороги Беларуси" на 2026-2030 годы в следующей пятилетке планируется выполнить ремонт и реконструкцию 25 тыс. км автодорог общего пользования (рост около 140% к ожидаемому выполнению за текущую пятилетку). В следующем году также продолжатся строительные работы на мостах: через Сож в Ветке на автодороге Р30, через Днепр возле Речицы на М10, а также моста через реку Вилия на подъезде к городу Вилейка. В целом объемы ремонта в будущей пятилетке планируется сохранить на сложившемся уровне - примерно 500 мостовых сооружений.
Опережая графикВ хмурый октябрьский день мы приезжаем на участок трассы М4, от развязки Сосны - Стайки до въезда в населенный пункт Луговая Слобода. Здесь завершается реконструкция участка дороги почти в 6 км. Несмотря на моросящий дождь, строительство не останавливается ни на минуту. Цементобетон уже уложен, по нему проносятся автомобили, но остается серьезный объем работ по обустройству дороги.
- Мы проводим капитальный ремонт трассы М4. Строительство началось в апреле 2025 года, основные работы завершатся в 2025 году с открытием движения для транзитного транспорта, - делится ближайшими планами заместитель главного инженера ОАО "Дорожно-строительный трест № 5" Вадим Фисюченко.
- Раньше на этом участке было асфальтобетонное покрытие, которое мы полностью заменили на цементобетонное, - рассказывает Вадим Фисюченко. - Оно прослужит намного дольше. Если на дорогах с асфальтобетоном изношенные слои нужно менять каждые пять лет, то минимальный срок службы цементобетонного - 20 лет. Его толщина здесь - 24 см. При этом бетон армированный, все плиты между собой соединены арматурой.
В процессе укладки по дороге идет современный бетоноукладочный комплекс, который сам армирует бетон. За укладчиками движется машина отделки, придающая поверхности шероховатость, чтобы повысить сцепление колес с покрытием дороги. Уложенный цементобетон набирает прочность почти месяц.

- Скорость укладки зависит от ширины, толщины покрытия и мощности используемых мобильных заводов по производству смеси, - поясняет Вадим Фисюченко. - Мы можем укладывать покрытие шириной от 2,5 до 9,5 м и толщиной до 42 см - все зависит от проекта. С любой задачей справимся.
"Капризный" материал- Главное, чтобы в процесс укладки цементобетона не вмешивалась погода: сильный дождь, жара или мороз, - рассказывает Вадим Фисюченко. - Они мешают цементобетону схватываться.
Получается, укладка цементобетонного покрытия, которое прослужит несколько десятилетий, - сложная работа даже для опытных профессионалов. Нужно не только досконально знать все особенности, но и ловить погодные условия.
Рядом с объектом - передвижные установки непрерывного действия для приготовления бетонных смесей. Вроде бы звучит обыденно, но перед нами настоящий мобильный мини-завод. Его производительность - 80 куб.м бетонной смеси в час.

- С помощью таких мобильных заводов мы строили вторую кольцевую вокруг Минска, - рассказывает Вадим Фисюченко. - Один завод уже разобрали и перевезли на следующий объект, на трассе М3 Минск - Витебск.
Дороге - светКроме покрытия, специалисты устанавливают опоры освещения. Так, на строящемся объекте трассы М4 их 345. В тестовом режиме работа освещения уже прошла проверку. В постоянном режиме оно появится после 1 ноября. Это огромный плюс и для водителей, и для пешеходов. Кроме того, на дорогу наносят разметку, а на трассе устанавливают знаки дорожного движения.
- Раньше на этом отрезке дороги освещение было только в поселке Привольный, где расположен подземный пешеходный переход, - рассказывает собеседник. - Теперь вся дорога будет освещена. Реконструируем также существовавшие остановочные пункты - поставили новые павильоны, уложили новый асфальтобетон.
На трассе М4 по три полосы движения по 3,5 м в каждую сторону плюс укрепленная в цементобетонном покрытии обочина. Между ними разделительная полоса из асфальтобетона. На ней идут работы по установке ограждения из оцинкованного металла. В этом строителям помогают сваебойные установки. Сейчас на объекте их три.
- Самое сложное - первый пилотный объект, где асфальт меняется на бетон, - подытоживает Вадим Фисюченко. - На М4 сложнее всего было делать выезд из города. Здесь высокая интенсивность движения, а работали мы, не закрывая дорогу.
Сейчас дорожники начинают реконструкцию 22 км трассы М3, где работы по плану завершатся в апреле 2028 года.
Алексей ГОРБУНОВ,
фото БЕЛТА и Сергея ШЕЛЕГА,
"7 дней".-0-