"Тридцатьчетверка", "Катюша", "полуторка", "Мосинка"… Оружие Победы в руках освободителей. Эти машины стали по-настоящему народными, они вместе с людьми прошли через всю войну. Далеко не всегда совершенные, четыре долгих года вместе с бойцами и командирами они спасали мир. О железных сердцах стальных победителей в специальных выпусках "Оружейки", проекта информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии.
Ил-2 или "Илюша" - советский самолет конца 30-х годов, созданный специально для поддержки войск. Наравне с Т-34, "Катюшей" и автоматом ППШ, штурмовик Ил-2 по праву стоит в ряду оружия Победы. В советских войсках его называли "горбатым", конструкторы говорили: "летающий танк", фашисты окрестили "черной смертью".
По сути, Ил-2 положил начало новому типу самолетов - это был первый в мире штурмовик. Образ будущей стальной птицы рождался в московском ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Параллельно над созданием схожего летательного аппарата работали и немецкие конструкторы, они даже подняли в небо перспективный "Хейнкель". Но дальше проекта дело не пошло.
А вот прототип советского штурмовика взлетел с аэродрома в октябре 1939 года. За штурвалом изначально одноместного БШ-2 поднялся в небо летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Испытания прошли успешно.
Первый серийный самолет Ил-2 выпустили с конвейера Воронежского авиазавода 10 марта 1941 года. К началу войны в строю таких "Илюш" оказалось чуть больше 200. Кроме того, после первых боев оказалось, что самолет крайне уязвим для атак сзади. Было принято решение смонтировать место для стрелка, вооружив его пулеметом УБТ.С третьего квартала 1942 года обновленные "летающие танки" стали поступать в войска. Кстати, на боевом счету стрелка штурмовика Ил-2 оказался один из самых известных немецких асов Второй мировой - Отто Киттель. Его сбили в феврале 1945-го.
Штурмовик Ильюшина представлял собой одномоторный двухместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной. Экипаж - два человека: летчик и воздушный стрелок. В целом, самолет оказался удачным по схеме и конструкции. Главная особенность - обтекаемый корпус из высокопрочной броневой стали, которая, кроме прочего, выступала в виде несущей конструкции. О живучести Ил-2 слагали легенды. Летчики даже шутили, что он может лететь "на половине крыла, да на честном слове".
Экипаж - 2 человека; мощность двигателя - 1750 л.с.; размах крыла - 14,6 м; масса пустого - 4625 кг; взлетная масса макс. - 6160 кг; скорость макс. - 414 км/ч; практический потолок - 5440 м; дальность полета - 765 км; бомбовая нагрузка макс. - 600 кг и 8 ракет.К слову, в истории авиации Ил-2 известен как самый массовый самолет - всего с конвейеров сошло более 36 тысяч боевых машин.
Из воспоминаний Валентина Усова, механика, воздушного стрелка:
"На то время это был единственный самолет, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую маневренность и броневую защиту. С инженерной же точки зрения он был сделан на грани таланта и гениальности. Ведь броня была несущей, а рассчитать напряжения в листе брони двойной кривизны в то время было очень сложно! Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий".
Основные цели штурмовика были на земле. Для борьбы с ними устанавливали автоматические пушки калибром 23 миллиметра, два пулемета калибром 7,62 миллиметра, неуправляемые снаряды и бомбы с фугасными и кумулятивными зарядами. Ил-2 наводил страх на пехоту, артиллерию и даже на военно-морские объекты фашистов.В ходе войны самолет неоднократно модернизировали. Уже к лету 1943 года в арсенале штурмовика появились две подкрыльевых авиапушки НС-37. Они могли поражать любые немецкие танки, вплоть до "Тигров". Особую эффективность против бронетехники захватчиков показали авиационные бомбы ПТАБ кумулятивного действия. Один такой боеприпас массой 1,5 килограмма прожигал броню толщиной 70 миллиметров. А при сбросе кассеты с высоты до 100 метров в полосе 15 на 70 метров уничтожалась колонна машин.
Из воспоминаний Валентина Аверьянова, старшего летчика:
"Самолет для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие - это была отличная машина. Пикировать он не мог, но за счет работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 килограммов бомб, редко 600 - не взлетал. Самое точное оружие штурмовика - это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые. Приходилось летать и с 37-миллиметровыми НС-37. Когда из них стреляли, самолет останавливался - очень сильная отдача".
Самолет был простым. По сравнению с довольно прихотливыми зарубежными образцами выглядел грубовато, зато машина была очень надежной. Получив сотню пробоин, Ил-2 возвращался на аэродром и в случае необходимости мог сесть даже на брюхо с минимальным ущербом. Одно из важных качеств "Илюши" - ремонтопригодность, его могли восстановить даже в полевых условиях. Известен случай, когда штурмовик, совершивший более 150 боевых вылетов, получил в общей сложности больше 600 различных повреждений.
За свою службу штурмовик Ил-2 стал полноправным партнером "царицы полей" - советской пехоты. Это был настоящий самолет-солдат - солдат-победитель.
| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.
Читайте также:
"Полуторка" проползала там, где вязли трофейные грузовики. ГАЗ-АА, машина Победы
Не летает, зато проедет почти везде. Видели "Драконов" белорусской армии?
Проедет 300 км даже с пробитыми колесами. А что еще может БТР-82А?