"Мы просто умираем!" Куда завели польский бизнес пограничные прожекты Варшавы
07.05.2024 | 12:17
Чуть более года назад польские власти в одностороннем порядке закрыли пункт пропуска "Бобровники" на границе с Беларусью, а также ввели ограничения для движения большегрузов через "Кукурыки". До этого был закрыт погранпереход "Кузница". Варшава фактически нанесла тройной удар. Во-первых, по простым полякам и белорусам, для которых пересечение границы стало головной болью. Во-вторых, по иностранным перевозчикам, следующим транзитом через Беларусь и Польшу. И в-третьих, по польским бизнесменам, которые столкнулись с оттоком клиентов и оказались на грани банкротства. Но стоила ли игра свеч? Сегодня более чем очевидно, что нет. Однако идти на попятную в Варшаве не торопятся. Вопрос имиджа для польских элит куда важнее вопросов экономики и благополучия граждан.
"О людях никто не думал". Как Варшава вешала замки на границе
В ноябре 2021 года польские власти в одностороннем порядке закрыли один из крупнейших погранпереходов на польско-белорусской границе - "Кузница Белостокская" (с белорусской стороны - "Брузги"). Это привело к значительному увеличению нагрузки и длинным очередям транспортных средств в пункте пропуска "Бобровники" ("Берестовица"), который на тот момент оставался единственным функционирующим погранпереходом на белорусско-польском участке государственной границы в Гродненской области.
Однако в феврале 2023 года польская сторона закрыла и "Бобровники". Таким образом, на гродненском направлении не осталось ни одного действующего погранперехода.
Для граждан, желающих пересечь белорусско-польскую границу, оставался только один международный пункт пропуска - "Тересполь" ("Брест"). Также для грузоперевозчиков действует международный пункт пропуска "Кукурыки" ("Козловичи"). Затем в феврале 2023 года Варшава ввела ограничения для движения большегрузов через "Кукурыки". Теперь через этот пункт пропуска разрешено следовать только тягачам, которые зарегистрированы в государствах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли.
Белорусская сторона неоднократно пыталась разрешить ситуацию и предоставить возможность гражданам двух стран без простоя в огромных очередях пересекать границу. В МИД Беларуси обращали внимание, что решение о закрытии пунктов пропуска носит антигуманный характер, а также наносит серьезный ущерб европейским компаниям и гражданам самой Польши. Здесь необходимо отметить, что белорусских перевозчиков подобные меры затронули в меньшей степени, поскольку в отношении них Евросоюз ввел ограничения еще в апреле 2022 года.
"Польское руководство намеренно создает нечеловеческие условия для простых граждан и перевозчиков, наносит существенный вред как крупным экономическим операторам, так и мелкому бизнесу… Вся без исключения вина за последствия таких волюнтаристских решений лежит на действующем правительстве Польши. Надеемся, что уровень польской демократии позволит пострадавшим предпринимателям задать соответствующие вопросы своему правительству. Белорусская же сторона оставляет за собой право принять адекватные меры реагирования и всегда открыта для конструктивного и взаимоуважительного диалога в интересах граждан Беларуси и Польши", - заявили в белорусском МИД.
В качестве ответных мер Минск ограничил польским грузовым автомобилям и тягачам въезд на территорию Беларуси. Согласно новым правилам, большегрузам, зарегистрированным в Польше, разрешалось въезжать на территорию Беларуси и покидать ее через любой грузовой пункт пропуска, однако исключительно на белорусско-польском участке границы.
При этом в белорусском внешнеполитическом ведомстве отмечали, что наша страна не планирует инициативно ухудшать условия жизни и ведения бизнеса ни своим гражданам, ни гражданам соседних стран. "Однако любые деструктивные шаги польского правительства не будут оставлены без внимания, в этой связи оставляем за собой право на более серьезные ответные меры для защиты национальных интересов", - говорилось в заявлении МИД. Белорусская сторона также в очередной раз призвала польские власти думать до принятия ответственных решений, влияющих на жизнь людей, и воспользоваться готовностью белорусской стороны к взаимоуважительному диалогу.
Стоит отметить, что действия Варшавы вызвали критику не только со стороны Минска. После введения ограничений на движение большегрузов через "Кукурыки" с серьезными проблемами столкнулись перевозчики из Сербии, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Молдовы, Турции и других стран.
Так, посольство Казахстана направляло в государственные органы Польши ноты о необходимости снятия ограничений для внутренних перевозчиков. В Национальной палате предпринимателей Казахстана отмечали, что из-за решения польской стороны рушится логистика, в стоимость перевозки растет. В итоге перевозчикам грозят миллионные убытки.
Маршруты следования грузоперевозчиков ожидаемо перестроились на литовскую границу, что привело к увеличению очередей. В Литве по этому поводу даже заявляли об угрозе социального кризиса в стране. "Мы видим риск того, что это может перерасти в какой-то неконтролируемый кризис, может быть, даже социальный кризис, у нас может быть несколько тысяч водителей, которые будут находиться на границе 2-3 дня", - заявлял в феврале прошлого года генеральный секретарь Международного транспортно-логистического альянса Повилас Дрижас.
А вот что рассказывали водители большегрузов, которым из-за ограничения движения в "Кукурыках" пришлось делать крюк и следовать через литовскую границу. "Обычно мы ездили через "Кукурыки". Сейчас там колейка на три километра, стояли по четверо суток. Это очень много, для человека тяжело жить в кабине, тем более зимой, когда холод, дожди, нет еды. Приходилось платить, просить, ездить и покупать. О людях никто не думал, мы оставались там как животные. Это очень тяжело. В Польше закрылись все таможни, мы должны ездить по кругу. Это издевательство над людьми", - рассказал водитель из Кишинева Юрий.
"Что они делают? Как так можно? - возмущался водитель из Стамбула Сезгин. - Мы ждали там несколько дней, нет ни туалета, ни душа. В Беларуси хорошую стоянку сделали, мы можем отдохнуть, поесть, принять душ, воспользоваться туалетом. Ждать на улице зимой - очень плохо. Теперь нам приходится делать еще и большой круг. Если раньше мой рейс длился 12-15 дней, то теперь я трачу на него 25-30 дней. Все из-за больших очередей".
Однако к требованиям перевозчиков польские власти оставались глухи. Тем временем в самой Польше от закрытия погранпереходов пострадали не только работники транспортно-логистического сектора, но и бизнесмены, занятые в сферах гостиничных услуг, общественного питания, розничной торговли и др.
"Нет средств, чтобы выжить". Как польский бизнес становится банкротом
Предприниматели из польского Подлясья после закрытия пограничных переходов с Беларусью оказались на грани банкротства. Местный бизнес столкнулся с оттоком клиентов, значительную часть которых составляли белорусы, пишет польское издание Money.pl.
Бедственная ситуация для польских бизнесменов в приграничных районах не меняется уже больше года - с закрытия пункта пропуска "Бобровники". Предприниматели уже обращались и к местным властям, и к правительству. Однако результат нулевой. Ни одного конкретного ответа, а время идет.
"Известно, что приграничные города были и остаются ориентированными на клиентов с востока. Это касается не только нас, мелких предпринимателей. Снижение (товарооборота. - Прим. БЕЛТА) можно видеть невооруженным глазом на примере крупных супермаркетов и торговых центров", - говорит представитель польского объединения предпринимателей "Объединенный восток" Матеуш Григорук, который управляет торговой точкой в Белостоке.
Снижение продаж Григорук почувствовал на своем бизнесе. Так, за год - с 2022 по 2023 год - падение прибыли составило почти 70%.
"Я уже пятый или шестой месяц подряд нахожусь в тупике. Мы просто умираем. У нас нет средств, чтобы выжить", - признается предприниматель.
По его словам, кто-то из местных бизнесменов все еще пытается удержаться на плаву, однако многие сдаются. Так, в Подляском воеводстве все больше предпринимателей говорят о необходимости сменить сферу деятельности и переехать.
"Альтернативы нет. Нарастающие проблемы касаются не только малых и средних компаний, но и ведущих предприятий региона. В крупных производственных компаниях, таких как Samasz, Pronar, Biawar, Metal Fakt, проводятся увольнения. Эти предприятия ощутили на себе влияние санкций на Беларусь, последствия закрытия границ и снижение объемов торговли", - отмечает Григорук.
Предприниматель Эвелина Григатович-Шумовская из польского объединения предпринимателей "Объединенный восток" подсчитала, что закрытие только одного перехода в Бобровниках обходится экономике Польши в 120 млн евро в год. "Я взяла на себя смелость проверить статистику. В 2022 году только через переход в Бобровниках границу с Польшей пересекли 1,2 млн путешественников. Если предположить, что каждый из них оставил нам около 100 евро за ужин и небольшие покупки, мы имеем более 120 млн евро, которые теряет польская экономика", - говорит предприниматель.
"Я не понимаю, как можно поступать так со своей страной, где, по сути, экспорт движет нашей экономикой. Давайте не будем обманывать себя", - добавила Григатович-Шумовская.
По ее словам, в Подляском воеводстве сфера торговли и гостиничного бизнеса вымирает. "Мы работали 20 лет, чтобы стать туристической жемчужиной. Мы - зеленые легкие Польши. А теперь нам советуют сменить отрасль. Вот я и спрашиваю, что нам следует изменить в воеводстве, учитывая его географическое положение? Мы не будем торговать с Германией", - говорит Григатович-Шумовская.
Возможность спокойно работать. Чего требуют польские бизнесмены
Сегодня польские бизнесмены из Подлясья выдвигают властям два основных требования. Во-первых, пересмотреть решение о закрытии погранпереходов с Беларусью. Во-вторых, компенсировать убытки предпринимателям, которые пострадали из-за ситуации с границей.
При этом польские бизнесмены обращают внимание, что некоторые компенсационные выплаты государство все же предусмотрело. Однако этой помощи недостаточно. К тому же получить ее не так просто. Для этого необходимо соответствовать ряду критериев. Поэтому предприниматели предпочитают иметь возможность спокойно работать, а не рассчитывать на некие компенсации. "Мы хотим снова иметь возможность нормально зарабатывать деньги", - говорит Григорук.
Усилия польских ИП направлены на открытие хотя бы одного погранперехода с Беларусью. В частности, речь идет о "Бобровниках". Бизнесмены уже имели возможность донести свою позицию до представителей власти. Так, состоялись встречи со спикером польского Сейма Шимоном Холовней, вице-спикером Сената Польши Мацеем Живно и депутатом Рышардом Петру. Однако чиновники так и не дали прямого ответа на вопрос, когда будет найдено решение проблемы.
Мацей Живно считает несправедливым тот факт, что в Подляском воеводстве погранпереходы закрыты, а в Люблинском продолжают функционировать. Это ставит в неравные условия предпринимателей в этих воеводствах. В связи с этим Живно пообещал обратиться в Министерство внутренних дел с просьбой рассмотреть возможность восстановления движения хотя бы на одном подляском погранпереходе.
Тем временем в Министерстве внутренних дел Польши заявили, что в ведомстве осознают влияние сложившейся ситуации на предпринимателей. "Министерство внутренних дел во взаимодействии с другими министерствами учитывает необходимость возобновления приграничного движения на отдельных автомобильных пунктах пересечения границы с Беларусью. За этим делом следят, в частности, в рамках работы межведомственной группы по комплексному управлению государственной границей", - говорится в заявлении МВД. При этом в ведомстве отмечают, что приоритетом для МВД остается охрана границ.
Предприниматели также обращались в Еврокомиссию (ЕК) с просьбой вмешаться в ситуацию и побудить Варшаву открыть границу с Беларусью, которая также является восточной границей Евросоюза. Однако в ответном письме глава ЕК Урсула фон дер Ляйен и заместитель председателя ЕК Маргрет Вестагер заявили, что решение в этом вопросе должно оставаться за правительством Польши.
Вопрос имиджа. Чего боятся польские власти
По словам Григатович-Шумовской, для польских властей ситуация с погранпереходами - это вопрос имиджа. Если Варшава пойдет на попятную, то это будет выглядеть, словно польские власти раскаялись и "встали на колени". "Но стоит ли это того, чтобы страдать?" - задается вопросом Григатович-Шумовская.
Закрытие погранпереходов на границе с Беларусью власти Польши объясняют соображениями государственной безопасности. Кроме этого, одной из причин закрытия погранперехода в Бобровниках польское правительство назвало решение Гродненского областного суда, приговорившего к восьми годам лишения свободы Андрея Почобута, имеющего паспорта Беларуси и Польши.
Этот момент прокомментировал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Отвечая на вопросы после обращения с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в 2023 году, глава государства четко дал понять: Беларусь не намерена обменивать осужденного в стране Почобута на снятие ограничений в пунктах пропуска на белорусско-польской границе.
Главу государства спросили, может ли рассматриваться обмен Почобута на условиях, что польская сторона возобновит движение в пункте пропуска "Бобровники". "Лично я как человек это не приемлю, - ответил Президент. - Кусок границы на человека я не меняю".
Что касается последствий от закрытия границ с Беларусью, то Президент предупреждал еще год назад: подобные меры лишь нанесут вред инициаторам, а заодно простым гражданам. В этом смысле Лукашенко наряду с Польшей также упомянул Литву и Латвию.
"Хотят закрыть, пусть закрываются. Мы все равно в Литву, Латвию не ездим и через них тоже не работаем. Кому они хуже сделают? Они сделают хуже только себе и своим людям, - отметил Лукашенко. - Они боятся, что люди к нам поехали (уже под 700 тыс. за это время безвиза) и видят, как мы живем".
Президент подчеркнул, что Беларусь - мирная страна и никаких претензий к своим западным соседям не имеет. "Закроют - пусть закрывают, сделают хуже только для себя. И так уже народ обнищал: зимой дрова от нас вывозили, потому что топить нечем. И ради бога. Мы будем им помогать, надо будет - бесплатно будем помогать, чтобы люди выдержали это", - заявил глава государства.
"Там не дураки, там люди крепкие, закаленные. Такие, как мы. Они скоро снесут этих руководителей", - резюмировал белорусский лидер.