- Очевидных плюсов теплых зим два. Во-первых, это экономия топливно-энергетических ресурсов в отопительный сезон, во-вторых, сокращение его продолжительности, - отмечает кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси Виктор Мельник, при этом уточняя: - Только повышение средней годовой температуры воздуха от 0,5 до 3°С дает возможность обогревать дома меньше - от 6 до 36 суток, а также держать батареи не на максимуме.
Пока же опыт Минска показывает, что количество дней отопительного сезона при имеющемся уровне повышения температуры не уменьшается: зимой 2013–2014 гг. при средней температуре +1,4°С он длился 175 суток, а зимой 2021–2022 гг при средней +2 градуса - 231 день!
- Решение о включении и выключении отопления в жилфонде принимается Мингорисполкомом на основании среднесуточных температур, прогнозов Белгидромета и текущей эпидемиологической обстановки, - рассказывает заместитель начальника инспекционно-энергетического отдела Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Александр Горбач. - Но несмотря на увеличение отопительного сезона, коммунальщикам все эти годы удается не превышать лимиты, согревая наши дома в рано наступившую осень или затянувшуюся весеннюю непогоду.
В числе плюсов Виктор Мельник назвал сокращение расходов на уборку и вывоз снега, которого с каждым годом выпадает все меньше:
- Республика ежегодно теряет порядка $100 миллионов из-за неблагоприятных погодных явлений: 42% - сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - 19%, строительство - 12%, коммунальщики - 8%, транспорт - 7%, другие отрасли - 12%. Таковы данные оценки уязвимости, сделанной белорусскими экспертами и Всемирным банком более 10 лет назад.
Сделайте перерасчет и проверьте штампы в паспорте. Как сэкономить на коммуналке
За прошедшее время вышеупомянутые отрасли научились адаптироваться к климатическим вызовам. Предотвращать экологические риски помогли разработка и реализация госпрограмм и национальных стратегий, в частности, Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года. Это основа индивидуальных стратегий для тех, кто старается экономить разумно, не в ущерб обществу.
Вместе с тем, отметил ученый, перепады температур и жидкие осадки зимой ухудшают устойчивость зданий и сооружений. А еще рост осадков и температур в эту пору приводит к увеличению случаев гололедно-изморозевых отложений, что увеличивает вероятность аварий на дорогах и ЛЭП.
А вот дорожникам в теплую зиму не позавидуешь.
- Слово "экономия", когда идет разговор о содержании дорог, не уместно! - считает начальник Березовского ДРСУ 102 Владимир Евтух. - Если ездите по улицам и автотрассам, то видите, какая пошла ямочность. Такой деформации дорожного полотна, как в этом году, я не припомню: разрушения покрытия - десятикратные. Да и песко-соляной смеси сыплем больше при таких температурах: прошел дождик, растаял снег и погода ушла в минус - все, гололед!
В курсе проблем дорожников и проектировщики.
- Асфальтобетонные покрытия очень чувствительны к частым перепадам температур - переходам через ноль градусов. Их количество в некоторые зимы доходит до 250! - отмечает главный специалист технического отдела государственного предприятия "Белгипродор" Николай Кречетников. - Вода попадает в микротрещины на покрытии, и после многократных циклов замораживания-оттаивания происходит активное разрушение структуры асфальтобетона с последующим образованием поверхностных дефектов - трещин, шелушения, выбоин.
Активное разрушение дорожной одежды происходит не в лютый мороз, а именно в переходный период. Полностью избежать деформаций и разрушений дорожного покрытия в таких условиях пока никому не удается - это проблема всех стран, расположенных в аналогичных климатических зонах.
Выход из данной ситуации Николай Кречетников видит в улучшении качественных характеристик битумов за счет их модификации, в использовании полимерных добавок, резинобитумных компонентов, совершенствовании процесса подбора состава асфальтобетонных смесей.
- Пока такие модифицирующие добавки применяются в основном на дорогах первой-второй категорий. На относящихся к третьей-четвертой - в меньшей степени, - отмечает эксперт и уточняет, что межремонтный срок службы нежесткой дорожной одежды на дорогах высоких категорий составляет 12–14 лет, более низких категорий - 9–11 лет. Устройство поверхностной обработки покрытия либо нанесения тонкого асфальтобетонного слоя износа в зависимости от интенсивности движения потребуется уже через 5–6 лет.
Позволяют ли теплые зимы экономить простым белорусам? Вот что об этом рассказал Роман Петрович из Жодино, семья которого в осенне-зимний сезон с учетом любви главы семейства к ежедневным ваннам в среднем тратит 600-660 м3 газа.
- Мы не хотим жить в сырости, потому уже с осени поддерживаем в доме температуру 20–22 градуса. При необходимости сразу включаем отопление. Дом у нас немаленький - 250 "квадратов", да еще полы с обогревом, а тарифы на газ выросли, потому стали платить больше. Планирую в ближайшее время заменить котел, которому уже 16 лет, на более экономичный, с терморегулятором, - делится мыслями хозяин коттеджа.
Чтобы сэкономить, жители частных домов все чаще переходят на современные котлы - газовые или электрические. Бум их установки сегодня переживают малоэтажные застройки. Народ переходит с дров и торфа на голубое топливо и киловатты.
| Тамара МАРКИНА, газета "7 дней", фото БЕЛТА.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Как сэкономить время на ТО? Полезные советы и нюансы изменений в законе
Зима теплеет. Как придется меняться сельскому хозяйству? Мнение ученых и аграриев
Как будто иллюстрации к доброй сказке. 19 фото настоящей белорусской зимы