Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Мнение: экзамен-собеседование можно применять при поступлении на востребованные специальности

07.06.2023 | 18:01

7 июня, Витебск /Алеся Пушнякова - БЕЛТА/. Собеседование как экзамен позволяет раскрыть способности абитуриента, его коммуникативные навыки. В будущем его применение можно было бы расширить и ввести при поступлении на востребованные в экономике региона специальности. Таким мнением, комментируя тезисы, которые озвучил Президент Беларуси на недавнем совещании по нынешней вступительной кампании, с корреспондентом БЕЛТА поделилась первый проректор Полоцкого государственного университета Оксана Голубева.

Нововведения, которые коснулись вступительной кампании этого года, в следующем году продолжатся. Глава государства отметил, что при поступлении в вузы абитуриенты 2024 года могут проходить еще и экзамен в виде собеседования, который является уже отработанной формой вступительных испытаний в вузы.

"Собеседование уже сегодня широко используется при приеме в университеты. Оно позволяет в достаточной мере раскрыть способности абитуриента, оценить умение коммуницировать, рассуждать, грамотно строить речь. В нашем университете собеседование проводится с ребятами, обучавшимися в профильных классах педагогической и спортивно-педагогической направленности. Вступительные экзамены в университет сдают абитуриенты творческих и спортивных специальностей, а также те, кто поступает на сокращенный срок обучения. С этого года устный экзамен предусмотрен для претендентов на целевые места. Стоит отметить, что сегодня выпускники школ, имеющие творческие, учебные, спортивные достижения республиканского и международного уровня, имеют возможность поступить в университет вообще без вступительных испытаний. В целом такой живой формат хорошо себя зарекомендовал и можно подумать над его расширением во вступительной кампании, например, для набора на специальности, особо востребованные в экономике региона", - отметила Оксана Голубева.

Однако при этом первый проректор ПГУ считает, что следует оставить и тестовую систему проверки знаний выпускников школ: "Несмотря на все достоинства собеседования, оно все же не может являться абсолютной гарантией отбора наиболее мотивированных ребят. Множество факторов, таких как субъективность экзаменаторов, стрессовая ситуация, да и просто плохое самочувствие абитуриента в момент экзамена, способны существенно повлиять на результат".

По ее мнению, видеть и раскрывать способности абитуриентов, правильно ориентировать талантливых ребят нужно еще в школе при плотном взаимодействии с университетом. "Важной задачей всей системы образования является системное формирование у молодых людей устойчивой осознанной мотивации. Здесь решающую роль играют классы или группы профильной направленности, где в тесной связке работают три заинтересованные стороны - школа, университет и работодатель. У нас в университете имеется хороший опыт создания профильных классов различной направленности, их нашем регионе действует 22. В основном там представлены инженерные направления. И мы видим высокую результативность такого подхода", - поделилась первый проректор.

Также она выразила свою точку зрения о подготовке в вузе целевиков. "Университет дает необходимый набор фундаментальных и базовых прикладных знаний и умений, необходимых для становления студента как профессионала. Однако специализированные, практические компетенции, ориентированные на специфику конкретного предприятия, можно получить и развить только при тесном долговременном взаимодействии работодателя и студента. Когда студент обучается на условиях целевой подготовки, он точно знает, где будет работать в будущем и какие навыки ему потребуются для успешной трудовой деятельности. Очевидно, что обучение на условиях целевой подготовки способствует и большей закрепляемости молодых кадров на предприятиях. Срок распределения, который должен отработать выпускник-целевик, составляет 5 лет. За этот период у молодого работника есть возможность зарекомендовать себя, проявив личные качества и профессиональные навыки, приобретенные во время обучения в университете, и стать незаменимым сотрудником для предприятия. В нашем университете на юридическом факультете уже три года ведется целевая подготовка по специальности "таможенное дело", и количество желающих заключить договор увеличивается с каждым годом. В настоящее время обсуждается вопрос выделения целевых мест для подготовки специалистов для других организаций правоохранительной сферы", - отметила Оксана Голубева.-0-