Рассказываем, как следят за качеством бензинов и дизтоплива в сети АЗС "Газпромнефть" в БеларусиВ современном мире, где эффективность и надежность играют ключевую роль в успехе любого бизнеса, вопросы качества выходят на первый план. В преддверии Всемирного дня качества сеть АЗС "Газпромнефть" в Беларуси организовала для корпоративных клиентов экскурсию на нефтебазу в Борисове, испытательную топливную лабораторию и АЗС №59, чтобы показать систему контроля сохранности топлива по всей цепочке поставки. Корреспонденты БЕЛТА составили им компанию и увидели процесс контроля качества топлива на всех этапах пути до клиента.
Безопасность на первом месте
Особое внимание в компании уделяют вопросам безопасности. Пока мы переодеваемся в спецодежду из прочной влагостойкой и негорючей ткани, начальник сектора обучения и развития персонала Иван Дривень рассказывает:
- В компании действует общекорпоративная программа "Каркас безопасности". Его основная задача - установить во всех активах компании единый набор требований и барьеров, предотвращающих происшествия. Мы уделяем этому вопросу первостепенное значение и стремимся стать эталоном для остальных участников отрасли.
После переодевания следует подробный инструктаж. Всех просят оставить в гардеробе умные часы и смартфоны, а девушек - собрать длинные волосы в хвост, чтобы снизить риск накопления статического электричества.
Прием не начнется, пока не завершится анализ качества всех пробСеть АЗС "Газпромнефть" работает в Беларуси с 2009 года и объединяет 50 автозаправочных станций. Также в активе компании пять нефтебаз и две испытательные лаборатории в Борисове и Гродно, собственный парк бензовозов для доставки топлива на АЗС и оптовым клиентам.
Бензины и дизтопливо, поступающие на нефтебазы, изготовлены белорусскими нефтеперерабатывающими заводами. Сюда их привозят по железной дороге.
Нас приводят к железнодорожным эстакадам, которые способны одновременно принимать пять вагонов-цистерн. Своевременное обеспечение топливом контролирует служба логистики. Специалисты работают в едином диспетчерском центре и получают данные с датчиков, установленных на резервуарах, удаленно с помощью автоматизированной системы.
- Каждая партия топлива, поступающая на хранение, имеет свой отдельный пакет документов, в который входят накладная и паспорт качества завода, - рассказывает мастер склада нефтепродуктов Иван Глебов. - По документам мы видим, какие нефтепродукты и в каком количестве пришли. В паспорте указан завод-изготовитель, номер партии, объем топлива. Все вагоны опломбированы. Это позволяет дополнительно защитить нефтепродукты во время транспортировки.
Но до того, как топливо будет слито в резервуары, сотрудники нефтебазы сверяют номера вагонов, проверяют пломбы, проводят необходимы замеры и отбирают пробы топлива для последующей проверки в лаборатории, чтобы убедиться, что в пути топливо сохранило заявленные свойства.
- Прием не начнется, пока не завершится анализ всех проб, - подчеркивает Иван Глебов. - Когда получено заключение лаборатории, что прибывшие нефтепродукты соответствуют нормам, топливо может быть слито в резервуары нефтебазы.
Для каждого вида топлива свое устройство слива. Во время хранения с каждой новой партии отбирается проба из резервуара. Ее снова проверяет лаборатория и выдает паспорт качества, с которым дальше нефтепродукты доставляются клиентам. При этом пробы хранятся до полной реализации партии.
Какие параметры топлива важны для автомобиля и почему?
Вместе с клиентами дальше перемещаемся в лабораторию. Здесь смотрим, какие параметры нефтепродуктов проходят проверку.
- Мы осуществляем весь комплекс работ по контролю качества на всех этапах движения топлива: при приемке, хранении и отпуске. Для анализа используем современные технологичные аналитические приборы, - подчеркивает начальник испытательной лаборатории по контролю качества нефтепродуктов Игорь Стрежнев.
Собеседник поясняет: важно, чтобы нефтепродукты обеспечивали надежную работу двигателей. Для этого в лаборатории анализируют ряд ключевых параметров: октановое число бензина, цетановое число дизеля, фракционный состав, наличие серы и еще дюжину других.
- С помощью анализатора серы в течение 15 минут можно определить наличие этого вещества в топливе, - продолжает рассказ Игорь Стрежнев. - Сегодня согласно Техническому регламенту Таможенного союза в Беларуси используется топливо пятого экологического класса, содержание серы в котором не должно превышать 10 миллиграмм на килограмм. В партиях, прибывающих на нефтебазу, этот параметр обычно существенно ниже.
В лаборатории есть также приборы для проверки содержания механических примесей в дизельном топливе, наличие которых может вывести из строя двигатель. Оборудование, используемое для проведения испытаний, сертифицировано и также поверяется. Регулярно проводится его калибровка.
Специальная моторная установка проверяет октановое число бензинов - это настоящий стационарный двигатель с переменной степенью сжатия. Он воссоздает работу двигателя автомобиля при разных режимах эксплуатации. Для каждого метода испытания действует государственный стандарт.
Измеряют в лаборатории и фракционный состав топлива. В частности, определяют содержание смол. Несоответствие этого параметра может привести к повышенному износу, снижению мощности двигателя автомобилей и загрязнению топливной системы.
Еще один прибор позволяет выяснить показатели уже дизельного топлива в отношении предельной температуры фильтруемости.
- Дизельное топливо различается по сезонности, которая определяется его компонентным составом, - объясняет начальник лаборатории. Зимнее дизельное топливо дополнительно делится на пять классов. Сегодня самый востребованный вид дизеля зимой - тот, у которого предельная температура фильтруемости не выше минус 20°С. В устройстве, имитирующем топливный фильтр, установлена небольшая калиброванная сетка, через которую при различных показателях низких температур прокачивается топливо. Самая низкая температура, при которой топливо сохраняет текучесть и проходит через ячейки фильтра, и есть предельная температура фильтруемости. Результат выдается в течение часа.
Все автоцистерны опломбированы
Следующий этап контроля качества нефтепродуктов - отгрузка топлива клиентам.
- Каждое утро мы получаем заявки на отпуск нефтепродуктов на АЗС и объекты наших клиентов, - рассказывает мастер нефтебазы Иван Глебов. - Определяется, какой бензовоз и в какой секции повезет определенные виды топлива. И из каких резервуаров будет производиться отгрузка.
На территории нефтебазы находится автоматизированная станция налива топлива в автоцистерны. Одновременно она может обслуживать четыре многосекционных бензовоза. В разных секциях перевозятся разные виды топлива. Все отсеки герметичны, закреплены за определенным видом нефтепродуктов и имеют маркировку. Это важно, чтобы дополнительно гарантировать клиентам заявленное качество нефтепродуктов.
В процессе налива вся информация по каждому бензовозу отображается в системе управления в операторной объекта. Для гарантии безопасности отпуска на каждой машине установлены датчики переливов.
- Автоцистерна - тоже средство измерения, - поясняет Иван Глебов. - Поэтому она также проходит поверку, чтобы обеспечить сохранность количественных параметров нефтепродуктов для наших клиентов. Для точной прослеживаемости топлива на всем его пути из автоцистерны также берут арбитражные пробы.
Перед выездом с нефтебазы все секции бензовоза пломбируются.
Автоматика исключает человеческий фактор
Вслед за одним из бензовозов мы едем на АЗС № 59 и опять проходим инструктаж по технике безопасности. В частности, нам напоминают, что на АЗС запрещено курить, разводить огонь и пользоваться его открытыми источниками.
Когда опломбированный бензовоз подъезжает к площадке приема нефтепродуктов АЗС, водитель передает пакет сопроводительных документов на проверку сотрудникам станции. В них указаны поставщик, адрес прибытия, виды нефтепродуктов, отпускная плотность и температура. Также приложены паспорта качества. На каждый вид нефтепродуктов выдается свой паспорт, в котором прописаны завод-изготовитель, партия, время отбора пробы и ее показатели, полученные в лаборатории.

- Любой клиент на заправке имеет право попросить паспорт качества топлива, - подчеркивает ведущий специалист по мобильному обучению персонала Игорь Дранчук. -Оператор предоставит документ и объяснит значения показателей, которые интересуют водителя.
Операторы АЗС проверяют весь комплект документов на топливо. После этого в их присутствии производится слив. В резервуарах АЗС установлены электронные уровнемеры. Они контролируют объем, массу, плотность и температуру находящегося в резервуаре топлива и, в случае отклонений, отправят в систему сигнал и заблокируют прием топлива.
- Все этапы слива топлива в резервуары находятся под пристальным контролем не только персонала, но и системы видеонаблюдения. Также на станции действует автоматическая система противоаварийной защиты, которая оперативно реагирует на любые отклонения от нормы и минимизирует человеческий фактор во время приема топлива на станцию, - уточняет Игорь Дранчук.
На мониторе оператора АЗС видны показатели каждого резервуара. Благодаря электронике даже работники службы логистики, находящиеся за сотни километров от станции, могут удаленно увидеть фактические остатки на каждой АЗС и оформить заявку для доставки нефтепродуктов. Это важно для бесперебойного снабжения топливом клиентов.
Точность отпуска топлива можно проверить мерникомНа каждой АЗС "Газпромнефть" есть мерники. Это специальные сертифицированные приборы, позволяющие определить точность дозы отпуска топлива. Все они обязательно поверяются, пломбируются и должны имеют соответствующие свидетельства о поверке. С их помощью на заправках ежемесячно выполняется поверка топливораздаточных колонок, а также ими могут воспользоваться клиенты.
- У любого средства измерения есть допустимая погрешность, - объясняет Игорь Дранчук. - Согласно документации завода-изготовителя и требованиям к работе ТРК со стороны БелГИМ, отклонения не должны превышать 25 миллилитров на 10 литров топлива. А это по сути чуть больше столовой ложки.
При нас в 50-литровый мерник вливают дозу топлива, кратную дозе мерника. Операцию согласно правилам выполняют два сотрудника. Устройство показывает, что ТРК работает идеально.
- Любой клиент может обратиться к работникам АЗС, чтобы проверить точность отпуска нефтепродуктов, - добавляет Игорь Дранчук. - Сотрудники станции проведут контрольный пролив в его присутствии и разъяснят методику.
Как видим, прежде чем топливо попадет к клиенту, оно проходит несколько этапов проверок. Каждая партия, поставляемая на АЗС, имеет паспорт качества. Этот документ должен находиться на всех автозаправочных станциях и предъявляться по первому требованию потребителя. В паспорте указаны данные о том, где было произведено топливо, кем поставлено на заправочную станцию, соответствует ли оно пятому экологическому классу, действующим стандартам и заявленному продавцом виду. Чтобы автомобилистам было проще разобраться в техническом документе, сеть АЗС "Газпромнефть" совместно с Госстандартом разработала
памятку "Как читать паспорт качества топлива". Она подскажет, на какие параметры стоит обратить внимание, чтобы убедиться в качестве приобретаемого бензина или дизтоплива.