Логопедическая помощь и формирование письменной речи. Специалист о подготовке узкопрофильных педагогов
25.08.2025 | 20:56
25 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Учитель-логопед - это специалист, который не только работает с сформированной речью ребенка, но и над появлением речи. Об этом во время круглого стола "Развитие инклюзивного образования в Беларуси. Подготовка педагогических кадров" в пресс-центре БЕЛТА рассказала директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк, передает корреспондент БЕЛТА.
"В институте мы не готовим универсального учителя-дефектолога. Сегодня все студенты специальности "специальное инклюзивное образование" в течение первых полутора лет изучают одни и те же учебные дисциплины. А потом им предстоит выбор - распределение на шесть профилизаций: "дошкольная логопедия", "логопедическая помощь детям школьного возраста и взрослым", "сурдопедагогика", "тифлопедагогика", "олигофренопедагогика" и "образование лиц с расстройствами аутистического спектра", - рассказала Вера Хитрюк. - Как видите, у нас две логопедические профилизации. Почему так? Ранний возраст (от рождения до трех лет) для ребенка, имеющего особенности психофизического развития или относящегося к группе риска, - это чрезвычайно важная ступень образования. Но если мы видим, что ребенок попадает в группу риска, и только предполагаем возможность развития нарушения - уже бросаем "спасательный круг". Учитель-логопед не только работает с сформированной речью ребенка. Это человек, который работает в том числе над тем, чтобы она появилась. А это работа над развитием слухо-речевого восприятия, мышления, внимания, памяти. То есть те процессы, которые следует укрепить, развить, откорректировать, чтобы появилась речь".
"Платформой или фундаментом для формирования речи являются различные психические процессы. Учителя-логопеда следует научить это делать с неговорящими детьми. Опасайтесь учителя-логопеда, который говорит: приходите ко мне в пять лет - и мы начнем работать", - подчеркнула Вера Хитрюк. "В школьном возрасте появляется новая для ребенка речь - письменная (чтение и письмо). Ребенок может быть очень успешным в устной речи, но при этом испытывать трудности в овладении навыками чтения и письма. Эта ситуация выясняется только в школе, - пояснила специалист. - Сегодня описаны более полутора десятков нарушений речи, в отношении которых учитель-логопед должен уметь проводить диагностику, выстраивать коррекционно-педагогическую работу, осуществлять мониторинг успешности ребенка. Поэтому мы должны направить свои усилия в этой профилизации на формирование письменной речи".
В помощи коррекционно-педагогических специалистов нуждаются и некоторые взрослые. "Никто из нас не застрахован от распада речи в результате влияния разных факторов - вирусная инфекция, черепно-мозговые травмы, перенесенные инсульты, - отметила Вера Хитрюк. - Еще одна профилизация, которую на всем постсоветском пространстве первой открыли в Беларуси в 2023 году, - это "образование лиц с расстройствами аутистического спектра".
"Институт инклюзивного образования готовит учителей-дефектологов, у которых 65% учебного плана составляют одинаковые для всех профилизаций учебные дисциплины. Наши выпускники, помимо учреждений специального образования, получают распределение для работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи, которые функционируют в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, а также в группах и классах интегрированного обучения и воспитания. И в своей профессиональной истории нашим выпускникам, независимо от профилизации, приходится работать с различными категориями детей с особенностями психофизического развития", - подчеркнула директор.
В этом году Институт инклюзивного образования набрал 225 человек на дневную форму получения образования, в том числе 165 первокурсников будут получать образование за счет средств республиканского бюджета. "При этом у нас высокий проходной балл - 338 (бюджет). Институт в своей деятельности направлен на решение важнейшей государственной задачи - подготовку кадров для системы образования. И эти 165 человек через пять лет пойдут в учреждения образования, чтобы работать качественно и хорошо. На заочную форму получения образования за счет средств республиканского бюджета поступили 60 человек (более 30 - выпускники средних специальных учреждений образования) и 15 человек будут учиться за счет внебюджетных средств, - рассказала Вера Хитрюк. - В последние три года мы сокращали количество студентов на заочной форме обучения. Какой бы привлекательной она ни казалась, у нас очень сложное по своей сути образование. И институт в ответе за тех, кого подготовил".
"Кроме того, к нам поступили выпускники педклассов. Это 15 человек, которые воспользовались льготой, и после окончания университета уйдут на пятилетний срок отработки. Еще 22 выпускника педагогических классов поступили по общему конкурсу", - добавила директор.
Вера Хитрюк также рассказала, что в этом году сотрудник Института инклюзивного образования, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Татьяна Чигирь, выполняет проект, на который был предоставлен грант Президента Беларуси. Проект связан с созданием научно-методического обеспечения факультативного курса "Основы инклюзивной культуры" для профильных педагогических классов. Это одна его часть. А вторая - разработка факультатива "Уроки инклюзивной культуры" для учащихся 5-6-х классов. С 1 сентября в 28 школах страны начнется пилотная апробация содержания этих программ.-0-