Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Крепость сотрудничества

02.07.2019 | 10:57

Союзное государство участвует в реставрации объектов Брестского мемориала

В истории Великой Отечественной войны Брестская крепость стала первым рубежом, о который споткнулся враг. Это потом были Севастополь, Ленинград, Смоленск, Вязьма, Керчь, Сталинград и другие героические вехи сопротивления советского народа гитлеровскому вторжению. Но именно цитадель над Бугом положила начало бескомпромиссной, упорной и, в конечном счете, победоносной борьбе с фашизмом.

Сегодня мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" – крупнейший на постсоветском пространстве памятник мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны, особо почитаемый и массово посещаемый. Отдать дань уважения героям сюда приезжают со всех уголков планеты. Как рассказал директор мемориала Григорий Бысюк, со дня открытия комплекса и по 2018 год его посетили 24,5 млн гостей. А 22 мая нынешнего года здесь был зафиксирован почетный 25-миллионный посетитель – москвичка Мария Васина, которая побывала в цитадели с супругом и дочерью. Как призналась гостья города над Бугом, семья приехала в Беларусь под впечатлением от киноленты "Брестская крепость", которая снималась здесь на средства бюджета Союзного государства.

Приводит Григорий Григорьевич и еще некоторые интересные факты: всего за время существования мемориального комплекса в нем побывали представители 140 государств. Больше всего среди прошлогодних посетителей, конечно же, белорусов. Вторые в списке – россияне: из 8,5 тыс. экскурсионных групп, обслуженных в прошлом году, свыше 4 тыс. – из Российской Федерации. На третьем месте Польша – 1066 групп. Кстати, несмотря на события в Украине, из этой страны мемориал посетило 112 групп, то есть больше 2 тыс. человек. Дальше Латвия и Литва – более 500 человек.

Активно приезжали в Брестскую крепость и китайцы – более 300 человек. Из Германии – 217, США – 172 человека... Даже из Австралии были гости – три небольшие группы.

А еще Брестская крепость – один из самых больших по площади мемориалов в мире: его территория составляет 285 га, в том числе самого мемориального комплекса – 70 га и его филиала 5-го форта – 7,8 га. Чтобы спокойно обойти все объекты цитадели, по заверению директора, нужно потратить полтора-два дня. Прямо скажем, хозяйство внушительное, требующее постоянного внимания, ухода и надлежащей эксплуатации. К тому же наличие богатейшего фонда памятников материальной культуры заставляет постоянно принимать меры по уменьшению воздействия на них временного и природного факторов, что подразумевает изыскание дополнительных инвестиций на дальнейший ремонт объектов комплекса.

Первые итоги

И одной из последних мер, направленных на сохранение материального и духовного наследия Брестской крепости, стал проект Союзного государства "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой", рассчитанный на 2018–2020 годы.

У монумента "Мужество" проводится консервация руин и фрагментов Инженерного управления
У монумента "Мужество" проводится консервация руин и фрагментов Инженерного управления

– Мы признательны за поддержку нашей инициативы по реконструкции объектов мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" с привлечением средств бюджета Союзного государства, – говорит Г. Бысюк. – Всего данным проектом предусмотрена реализация 16 мероприятий с общим объемом финансирования 319 215,7 тыс. российских рублей. Из них шесть были полностью выполнены в прошлом году – на сумму более 96 млн российских рублей. Причем это как непосредственно строительные и ремонтно-реставрационные работы, так и разработка проектно-сметной документации к ним.

Одним из первых, по словам собеседника, был осуществлен капитальный ремонт с консервацией руин казарм 333-го стрелкового полка. Это строение ХІХ века площадью 3760 кв. м, в свое время оно поэтапно использовалось как госпиталь, арсенал, казарма, но сильно пострадало в ходе боевых действий в начале войны, было разрушено в годы фашистской оккупации 1941–1944 годов, да и в послевоенные годы до создания мемориала. В 1971 году в уцелевшей цокольной части проводилась реставрация, однако к нашему времени конструкции обветшали, со сводов стал обваливаться кирпич, поэтому в целях безопасности доступ посетителей сюда, в том числе и в сохранившиеся подвалы, был закрыт.

В ходе реализации мероприятий проекта Союзного государства в бывших казармах 333-го стрелкового полка было устранено проникновение влаги в кирпичные своды и стены подвалов, вызванное размораживанием кладки и выветриванием раствора. Также в подвалах отремонтировали и законсервировали кирпичную кладку, уложили полы, произвели ремонт кирпичной кладки стен и сводов и т. д. А итог этой работы позволил создать новый экскурсионный маршрут для организованных групп туристов с посещением подвальных помещений…

– Благодаря мероприятиям проекта также была капитально отремонтирована кровля юго-западной казармы, изготовлена проектно-сметная документация по капитальному ремонту Восточного форта, капитальному ремонту и консервации руин Белого дворца, Инженерного управления, руин у Холмских ворот и северо-западной части цитадели, – продолжил рассказ директор мемориального комплекса. – В октябре 2018 года начался капремонт моста у Музея обороны Брестской крепости, и этот объект оказался у нас переходящим на текущий год. Строители усилили опоры, поменяли покрытие, коммуникации, и совсем недавно, ко Дню Победы, мост через правый рукав реки Мухавец, который является одной из главных артерий туристического потока, был снова введен в эксплуатацию. От старого на нем разве что простреленные пулями в 1941-м перила, их мы специально оставили как исторические реликвии.

Но самым значительным достижением первого года реализации мероприятий союзного проекта стала реставрация барбакана-полубашни юго-восточной части оборонительной казармы и создание в ней новой музейной экспозиции.

В стенах барбакана

Барбакан – фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость в юго-восточной части оборонительной казармы, – объект уникальный. Хотя бы уже потому, что представляет собой единственный сохранившийся экземпляр из всех когда-то существовавших в крепости сооружений такого типа. По словам Г. Бысюка, первоначально подступы к внешним воротам-входам оборонительной казармы дополнительно защищали четыре барбакана, но в военных передрягах уцелел только один. По нему мы и можем судить, насколько основательно подходили создатели брестской твердыни к своему детищу: полубашня состоит из двух этажей, толщина ее внешних стен составляет 1,8 м, внутренних – от 85 см до 1,1 м, общая площадь – более 1,2 тыс. кв. м.

– Чтобы вернуть барбакан, скажем так, к жизни, нужно было выполнить большой объем общестроительных работ, – продолжает Григорий Григорьевич. – В первую очередь, это – установка оконных и дверных блоков, устройство полов, отделка и инженерное обеспечение помещений: теплоснабжение, энергосбережение, охранно-пожарная сигнализация, вентиляция. Также следовало сделать проход для посетителей через помещения первого этажа казармы, благоустроить внутренний дворик барбакана и т. д. Со всем этим мы справились к сентябрю прошлого года, после чего сразу приступили к реализации следующего этапа – созданию экспозиции "Летопись Брестской крепости". В итоге у нас появился уникальный музей, рассказывающий об истории брестской цитадели через призму эпохальных событий, происходивших в ней в разные годы.

Музеефикацией юго-восточного барбакана занималась не только творческая группа данного проекта, но и практически все сотрудники мемориала, включая научных работников и даже дворников. К этому делу были привлечены и российские специалисты – команда мастеров из художественной мастерской "Невский баталист" (Санкт-Петербург), которой руководит Дмитрий Поштаренко.

– Работать с Дмитрием и его коллегами было комфортно: наши предложения и их инициативы всегда обсуждались, а только затем реализовывались, – отмечает Г. Бысюк. – Кстати, к теме Брестской цитадели специалисты "Невского баталиста" обратились не в первый раз. В 2017 году по заказу администрации Рязани – одного из российских городов-побратимов Бреста – они выполнили трехмерную панораму "Герои Брестской крепости", которая отображает один из эпизодов боя защитников цитадели с окружившим ее врагом. Всего же на счету петербургских мастеров более полутора десятков оригинальных историко-художественных работ, в их числе панорамы, посвященные битве за Москву, прорыву блокады Ленинграда, штурму Берлина…

Команде "Невского баталиста" вместе с сотрудниками брестского мемориала удалось на очень достойном уровне воплотить архитектурно-художественное решение экспозиции нового музея. Это отмечают все посетители, успевшие уже побывать в нем. Особенно впечатляют трехмерные панорамы, в которых широкоформатные пейзажи с круговым обзором, в сочетании со сделанными в натуральную величину фигурами людей, музыкальным сопровождением, подсветкой дают возможность не просто быть сторонним наблюдателем, а ощутить эффект реального присутствия и даже в определенной мере оказаться в центре того или иного исторического события, когда-то происходившего в Брестской крепости. Причем такая эмоционально-зрелищная форма подачи материала рассчитана как на взрослых посетителей, так и, что немаловажно, на детей. К тому же на каждой панораме имеются QR-коды, просканировав которые с помощью специального приложения на Android и iOS, можно получить на смартфоне или планшете исчерпывающую информацию о представленном на ней событии, а также доступ к архивным фотографиям и аудиогиду.

Выставочная экспозиция нового музея мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" располагается в семи залах, каждый из которых имеет свое название-изюминку. Так, первый из них – "Западный форпост" – рассказывает о цитадели со времени ее постройки и до начала событий Первой мировой войны. Главный акцент здесь на ключевых моментах данного исторического периода: в 1830 году российским императором Николаем I был утвержден план, предполагавший строительство цитадели на месте древнего Брест-Литовска, который подлежал полному сносу – за исключением некоторых монастырей и церквей (их планировалось приспособить для нужд гарнизона). Новый же город должен был появиться на 2–3-километровом удалении от крепостных стен. В 1833 году начались земляные работы, но торжественная закладка первого камня в основание форпоста была произведена только 1 июня 1836 года, а в число действующих Брест-Литовская крепость официально вступила 26 апреля 1842 года. Процесс строительства иллюстрирует панорама, которую дополняют фигуры отцов-основателей цитадели – военного инженера-фортификатора Эдуарда Тотлебена и осуществлявшего высшее наблюдение за возведением одного из западных форпостов Российской империи генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича-Эриванского.

Фигура одного из основателей Брестской крепости генерал-фельдмаршала Ивана паскевича-Эриванского в экспозиции "Западный форпост"
Фигура одного из основателей Брестской крепости генерал-фельдмаршала Ивана паскевича-Эриванского в экспозиции "Западный форпост"

– "Мировой пожар" – так называется зал нашего музея, посвященный событиям, происходившим в крепости в период Первой мировой войны, – вводит дальше в курс дела Г. Бысюк. – В первые дни и месяцы германо-российского противостояния Брест-Литовская крепость интенсивно готовилась к отражению вражеского нашествия: достраивались пять начатых в довоенное время фортов, укреплялась линия обороны, создавались дополнительные боевые опорные пункты. Несмотря на это, стремительное наступление кайзеровских войск в августе 1915 года заставило русское командование принять решение об эвакуации брест-литовского гарнизона, разрушении основных крепостных укреплений и вывозе на восток орудий, боеприпасов и военного имущества. Этот процесс сопровождался массовой эвакуацией местного населения, скоплением беженцев, пожарами в городе, что и отображено на трехмерной диораме. А рядом – инсталляция на тему Брестского мира, подписанного 3 марта 1918 года в Белом дворце крепости. Ее сюжет заимствован с исторической фотографии, отображающей момент подписания договора Германией и Советской Россией. Представителями основных сторон были немецкий дипломат Рихард фон Кюльман и председатель советской делегации на переговорах Григорий Сокольников…

Фрагмент диорамы "Эвакуация" в экспозиции "Мировой пожар"
Фрагмент диорамы "Эвакуация" в экспозиции "Мировой пожар"

Фигуры немецкого дипломата Рихарда фон Кюльмана и председателя советской делегации Григория Сокольникова на переговорах о подписании Брестского мира в экспозиции "Мировой пожар"
Фигуры немецкого дипломата Рихарда фон Кюльмана и председателя советской делегации Григория Сокольникова на переговорах о подписании Брестского мира в экспозиции "Мировой пожар"

Не обошли вниманием создатели "Летописи Брестской крепости" и так называемый межвоенный период в истории цитадели, датированный 1921–1939 годами, когда уже переименованный в Брест-над-Бугом Брест-Литовск, согласно условиям Рижского мирного договора 1921 года, находился в составе западнобелорусских территорий Польши.

Экспозиция тематического зала "Междубурье" подробно рассказывает о расквартированном в крепости гарнизоне польской армии, о нападении 1 сентября 1939 года фашистской Германии на Польшу, что стало официальной датой начала Второй мировой войны. А также о героизме польских солдат и офицеров, которые на протяжении четырех дней, с 14 по 17 сентября, находясь в окружении, сдерживали наступление регулярных частей противника.

Событиям Великой Отечественной войны в новом музее посвящены три зала: "Жаркий июнь 1941-го", "Штаб обороны" и "Прорыв". Несмотря на то, что в мемориальном комплексе работают два музея, посвященные теме обороны Брестской крепости, новая экспозиция не дублирует их, а дополняет, позволяя более широко взглянуть на события почти 80-летней давности. Единая сюжетная линия объединяет все три зала и показывает обстановку боя в один из первых дней войны, когда части 45-й пехотной дивизии 4-й армии вермахта обрушили на цитадель шквал огня, планируя овладеть ею за считанные часы. Внезапность нападения врага явилась причиной огромных человеческих потерь, пожаров, разрушений, невозможности выхода частей крепостного гарнизона в районы сбора по боевой тревоге, эвакуации семей командного состава. Тем не менее, находясь в полном окружении, защитники Брестской крепости сразу же организовали стойкое сопротивление агрессору. Связь с вышестоящим командованием отсутствовала, не хватало оружия и боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды, но они сражались из последних сил, нисколько не помышляя о сдаче в плен.

Фрагменты экспозиции "Прорыв"
Фрагменты экспозиции "Прорыв"

Фрагменты экспозиции "Штаб обороны"
Фрагменты экспозиции "Штаб обороны"

– При создании панорам мы использовали воспоминания оставшихся в живых защитников крепости, довоенные и послевоенные фотографии, старались максимально натурально передать обстановку во всех отношениях жарких дней конца июня 1941 года. Учли, кажется, каждую деталь, даже цвет пуговиц на мундирах героев. Да и пыль, кирпичная крошка тут – тоже часть выставочного пространства. Для усиления восприятия использовали звуковое сопровождение и свет. Но, вместе с тем, нужно понимать: это художественная экспозиция, с помощью которой мы хотели передать не только общую обстановку боя, а заставить посетителей почувствовать и впустить в себя образы того, как сражались защитники крепости с врагом, проникнуться их преданностью своей стране и помыслами о скорейшем разгроме и выдворении с родной земли немецко-фашистских захватчиков, – подытожил Григорий Григорьевич нашу экскурсию по трем "военным" залам нового музея.

Немного в ином русле оформлен последний, седьмой по счету, зал под названием "Цитадель памяти". Экспозиция призвана показать значение победы советского народа в Великой Отечественной войне и роль мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" в сохранении памяти о защитниках Отечества. Здесь же – военная кинохроника освобождения от немецко-фашистских захватчиков областных центров Беларуси. А одним из центральных экспонатов является "Меч победы" – символ признания подвига защитников цитадели, подаренный мемориальному комплексу "Брестская крепость-герой" 22 июня 2011 года Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.

В Восточном форте. И не только

Значительное число мероприятий по проекту запланировано и на текущий год. Некоторые из них уже реализуются: вовсю ведется работа по капитальному ремонту и консервации руин Белого дворца и Инженерного управления, руин у Холмских ворот и северо-западной части цитадели. Все эти строения пострадали в ходе боевых действий в 1941 году. Тем не менее при создании мемориала руины решено было оставить, и теперь они – составная часть экскурсионного маршрута по крепости. Ведь каждое из этих зданий играло свою роль в жизни цитадели. Так, в бывшем Белом дворце, построенном во второй половине XVIII века как базилианский монастырь, в 1918 году был заключен Брестский мир. Перед войной в нем располагалась казарма подразделений брестского гарнизона Красной армии. Жестокие бои велись и в здании Инженерного управления, руины которого находятся справа и слева от Вечного огня мемориала.

– Каждый из этих объектов давно нуждался в обновлении, – говорит Г. Бысюк. – Под воздействием погодных условий за долгие годы цементное покрытие и отдельные элементы новой кладки, сделанные на этапе создания мемориала, сильно обветшали и нуждаются в новой консервации, с использованием более современных строительных материалов. Сейчас работы в полном разгаре. Закончить их планируется к сентябрю, когда Брест будет отмечать свое 1000-летие, а крепость станет одним из мест проведения торжеств…

В списке первоочередных задач на 2019 год – новая оснастка для крыши Южной казармы и капитальный ремонт Восточного форта. Реализация последнего проекта предусматривает также создание музейной экспозиции "Оборона Восточного форта". Сам форт был построен в 1863–1869 годах и состоит из двух земляных подковообразных валов, расположенных один внутри другого. Между ними находится узкий дворик. Периметр внешнего вала – 463 метра, в толще его – встроенная галерея из 94 кирпичных казематов. Во внутреннем, более высоком валу, – в центре двухэтажная казарма, а по концам внутренней подковы были мощные пороховые погреба.

– По окончании ремонтных работ мы приступим к созданию экспозиции "Оборона Восточного форта", – продолжает Григорий Григорьевич. – Уже разработаны научный проект и научно-проектная документация, корректируется архитектурно-художественное решение. Необходимость ее создания обусловлена тем, что Восточный форт был одним из последних и самых мощных очагов сопротивления защитников крепости немецко-фашистским захватчикам. Мы определили темы, которые формируют семь экспозиционных зон. В одной из них, посвященной штабу обороны Восточного форта, предполагается отразить деятельность основного органа военного управления личным составом в ходе боевых действий. А особенность его заключается в том, что он состоял из командиров различных подразделений и частей Брестской крепости, объединенных опытным боевым командиром майором П. Гавриловым. Защитникам форта немцы неоднократно выдвигали ультиматум, требуя сложить оружие. Но майор Гаврилов собрал бойцов и командиров на открытое партийное собрание, и они единогласно приняли решение – не капитулировать. Часть бойцов и командиров написали заявление о приеме в партию.

Директор мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" Григорий Бысюк показывает специально оставленные реставраторами на перилах обновленного моста памятки июня 1941 года
Директор мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" Григорий Бысюк показывает специально оставленные реставраторами на перилах обновленного моста памятки июня 1941 года

Оборона Восточного форта продолжалась. Чтобы сломить сопротивление, фашисты провели бомбардировку форта. Одна из бомб весом около двух тонн угодила во внутреннюю подкову форта и стала причиной подрыва склада боеприпасов защитников. Естественно, было много жертв, но Гаврилов остался жив и с остатками своей группы еще продолжительное время укрывался в казематах форта, вел ожесточенные бои с врагом. 23 июля тяжелораненый майор попал в плен, затем находился в фашистских концентрационных лагерях. После освобождения служил в Советской армии, в 1957 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Этой высокой награды П. Гаврилов был удостоен, как говорится в указе Верховного Совета СССР, "за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости и проявленные при этом мужество и героизм"…

Один из залов нового музея – "Верность знамени" – будет посвящен спасению знамени 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, которое было найдено в казематах Восточного форта в 1956 году. После бомбардировки форта, когда на него были сброшены 23 авиабомбы, часть защитников погибла, других взяли в плен. На следующий день форт был тщательно осмотрен, а труднодоступные казематы выжжены огнеметами. Но рядовые Тарасов, Фольварков и младший сержант Семенюк успели спрятать знамя в одном из казематов внешнего вала. Это единственное обнаруженное на территории крепости боевое знамя ее защитников. Сейчас оно демонстрируется в Музее обороны Брестской крепости, но сотрудники мемориального комплекса считают, что такой экспонат заслуживает того, чтобы быть представленным в отдельном зале.

Названия других предполагаемых тематических залов говорят сами за себя. Так, "Лазарет" расскажет об импровизированных госпиталях, которые формировались в казематах, подвалах всех четырех укреплений крепости, а экспозиция зала "Семьи командиров в Восточном форту" – о тех, кто оказывал посильную помощь оборонявшимся. Инсталляцией "Последний бой" в одном из казематов предлагается отразить бой неизвестных защитников, которые сопротивлялись не только в июле, но еще и в августе 1941 года.

Основной идеей экспозиции под названием "Солдаты войны и мира" станет образ майора П. Гаврилова, созвучный образам и судьбам большинства выживших защитников форта, прошедших плен. Здесь предполагается показать их роль в обороне крепости. Также будет задействовано пространство на улице около форта, где планируется проводить культурно-образовательные и военно-патриотические массовые мероприятия.

...И перспектив громадьё

Охотно делится Г. Бысюк и планами на следующий год согласно проекту Союзного государства. Основной – реставрация 5-го форта, уникального памятника русской фортификации конца XIX – начала ХX века. Он входил в число оборонительных объектов второй линии Брест-Литовской крепости.

Форт расположен в южной части Бреста, примерно в 3 км от крепости. В нем будет создан Музей фортификации и вооружения.

– Цель создания постоянной экспозиции в 5-м форту – показать на примере крепости Брест-Литовск последовательную эволюцию долговременной фортификации в России с XIX века до Первой мировой войны, а также развитие стрелкового и артиллерийского вооружения, – поясняет директор мемориального комплекса "Брестская крепость-герой". – Ну и, конечно же, события Первой мировой и Великой Отечественной войн. Это нужно, чтобы воспитывать у молодого поколения любовь к Родине, бережное отношение к историческому прошлому страны. Фортификационные сооружения – капонир горжи, горжевая казарма, траверсы и другое – после проведения ремонтных работ, установки подсветки и открытия постоянной музейной экспозиции создадут условия для формирования объекта, уникального не только на постсоветском пространстве, но и в Европе.

Сегодня на территории 5-го форта постоянно проходят культурно-образовательные мероприятия, ежегодно здесь бывает свыше 17 тыс. человек и более 300 экскурсионных групп. В перспективе объект привлечет новые потоки посетителей, численность которых может увеличиться вдвое. Возможно даже формирование трансграничного туристического маршрута…

А в буквальном смысле ярким моментом завершающего этапа осуществления проекта Союзного государства "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" станет капитальный ремонт художественно-декоративной подсветки мемориального комплекса. Выполненная еще в советское время, она требует большого расхода электроэнергии и по экономическим соображениям ее включают только в особо важные дни. Новое решение, основанное на современных подходах, откроет новые возможности. Планируется, что подсветка станет ежедневной и будет достойной составляющей всех достопримечательностей Брестской крепости.

***

В конце нашего разговора, проходившего в формате экскурсии по уже обновленным и еще реставрируемым за счет бюджета Союзного государства объектам мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", его директор поделился надеждой, что завершение проекта в 2020 году станет своеобразным фундаментом для дальнейших работ по ремонту и музеефикации исторического наследия цитадели. Так, интересным может стать проект по использованию подвалов и сохранившихся фрагментов Белого дворца под накрытую защитным пластиковым куполом экспозицию. А два этажа и подвалы Южной казармы после соответствующих работ можно использовать для создания музея "На чужих войнах". Юго-западная же казарма имеет потенциал стать объектом для дальнейшего формирования экспозиции в разрезе боев, проходивших в 1941 году на конкретных участках цитадели. В подвалах 333-го стрелкового полка возможно формирование интерактивной экспозиции. Также есть необходимость проведения капитального ремонта Главного входа в мемориальный комплекс, скульптурной композиции "Жажда", монумента "Мужество", памятных плит у Вечного огня, под которыми покоятся останки 1038 защитников Брестской крепости...

Во время работ по консервации руин Белого дворца
Во время работ по консервации руин Белого дворца

– В далеком уже 1941-м в Брестской крепости сражались с врагом представители многих национальностей. Здесь они вместе, плечом к плечу, громили вторгшихся на территорию некогда единой советской страны захватчиков. И нам выпала честь хранить память об их бессмертном подвиге, – говорит Г. Бысюк. – Отрадно, что мы делаем это вместе: красноречивое свидетельство – проект Союзного государства, направленный на ремонт, реставрацию и дальнейшую музеефикацию сооружений Брестской крепости. Выполнение его мероприятий, несомненно, будет способствовать не только реализации приоритетных направлений по сохранению историко-культурного наследия Республики Беларусь и белорусско-российскому сотрудничеству в сфере культуры, туризма, но и духовно-нравственному воспитанию наших граждан, укреплению позиций Союзного государства в международном сообществе.

Сергей ГОЛОВКО

Фото автора