13 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Концепцию модернизации национальных детских медиа разработали в БГУ. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе вуза.
Автор - заведующая кафедрой периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики БГУ Светлана Харитонова. Научным консультантом выступил доктор филологических наук профессор заведующий кафедрой медиалингвистики и редактирования Виктор Ивченков. Актуальность научной работы обусловлена необходимостью сохранения духовно-нравственных ценностей в детских СМИ с учетом современных тенденций цифрового развития медиапространства.
На протяжении 15 лет Светлана Харитонова изучает детскую прессу. Ее исследование основано на анализе сотни периодических белорусских изданий для дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Ученый применяет в своей научной работе качественные и количественные методы теоретико-журналистского, филологического, культурологического, социологического и аксиологического подходов. Кроме того, автор провела собственное анкетирование детей, использовала данные официальной статистики и социологических исследований. Полученные результаты стали ключевыми при разработке научно-прикладных рекомендаций для развития детских медиа.
В перечне основных положений концепции завкафедрой подчеркнула необходимость формирования структурированного комплекса газетно-журнальных изданий, взаимосвязанных организационно, типологически и функционально. Иными словами, белорусские детские СМИ важно ориентировать на общие цели по воспитанию, образованию, социализации и культурному просвещению поколений. Необходимы организованные и целевые законодательно-нормативные детерминанты по разработке комплексной программы развития белорусских детских медиа, нацеленной на расширение всестороннего, информационно насыщенного, уникального и непрерывного контента для детей, в том числе в интернет-среде. Отмечается важность усиления цифровой трансформации медиасферы, использования мультимедийных форматов на интернет-сайтах изданий, развития социальных сетей и адаптации цифровых медиаплатформ для мобильных телефонов.
Содержательным наблюдением ученого является несоответствие ожиданий детской аудитории относительно предлагаемого контента. Сегодня юным читателям доступна информация в основном развлекательного характера. Согласно данным опроса, отмечается больший запрос на развивающие (58,5%), потом на развлекательные (46,3%) и познавательные (43,9%) материалы. Автор работы установила, что число медиа для дошкольников вдвое больше, чем для младших и в семь раз превосходит количество изданий для средних и старших школьников.
Собранный и систематизированный эмпирический материал уже используется на факультете журналистики БГУ при подготовке специалистов в сфере журналистики и медиакоммуникаций, а результаты исследования рекомендованы к применению в производственном процессе редакций отечественных детских медиа.
В вузе добавили, что Светлане Харитоновой на разработку концепции модернизации национальных детских медиа выделен грант Президента Республики Беларусь в области науки на 2022 год.-0-