Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Консолидация общества важна при решении проблем инвалидов - Минтруда

18.06.2017 | 12:41

18 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Успешность реализации Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 годы зависит от скоординированности действий органов законодательной, исполнительной, судебной власти и гражданского общества, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты, комментируя этот документ.

Беларусь в 2015 году подписала Конвенцию о правах инвалидов, в 2016 году ратифицировала ее. Этот шаг подтвердил готовность страны принимать необходимые меры по соблюдению международных норм и стандартов по отношению к инвалидам.

Для реализации положений конвенции постановлением Совета Министров от 13 июня 2017 года №451 утвержден Национальный план - стратегический документ, направленный на формирование правовых, организационных и институциональных условий по обеспечению равенства прав инвалидов и созданию условий их максимальной интеграции. Он предусматривает консолидацию усилий государственных органов, организаций и институтов гражданского общества.

В Беларуси утвержден Национальный план по Конвенции о правах инвалидовВ Беларуси утвержден Национальный план по Конвенции о правах инвалидов
Это стратегический документ, направленный на формирование правовых, организационных и институциональных условий по обеспечению равенства прав инвалидов и созданию условий их интеграции во все сферы жизнедеятельности общества.

Работа по реализации Национального плана будет идти по двум основным направлениям: совершенствование законодательства и принятие организационных мер по обеспечению реализации прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности.

Так, запланировано внесение корректировок в законы "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов", "Об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь", другие нормативные правовые акты. Будут введены такие понятия, как дискриминация по признаку инвалидности, абилитация, разумное приспособление, универсальный дизайн. Термин "инвалидность" приведут в соответствие с конвенцией. Будут усовершенствованы нормы, гарантирующие оказание помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей. Предусматривается введение административной ответственности за уклонение от исполнения требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Особое внимание будет уделено устранению барьеров для посещения инвалидами объектов социальной инфраструктуры. Для этого требуется создание безбарьерной среды на строящихся объектах социальной сферы, культурно-зрелищных организаций и физкультурно-спортивных сооружений, дальнейшее обустройство тротуаров, пассажирских остановок и пешеходных переходов, установка на пешеходных переходах звуковых и световых устройств. Предстоит решить вопросы обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов при пользовании общественным транспортом. Для расширения объема информационной среды для инвалидов с нарушением слуха, речи и зрения следует обеспечить полноценное восприятие ими информации, подаваемой в информационных и художественных программах радио и телевидения.

Так, в текущем году будет разработано 8 государственных стандартов в области безбарьерной среды. Работы по обустройству пандусов, расширению дверных проемов на входе и внутри зданий, установке поручней, кнопок вызова проведут на 656 объектах социальной сферы. Для обеспечения информационной доступности для лиц с нарушениями слуха будут адаптированы 637 часов телевизионного продукта.

Дальнейшее совершенствование баз данных инвалидов позволит осуществлять эффективное межведомственное взаимодействие при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитационных мероприятий для инвалида, а также формирование системы мер социальной поддержки. Национальным планом предусмотрены мероприятия по улучшению медицинской и социальной помощи инвалидам. Будет изучена возможность перехода на процентную систему определения инвалидности в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Пересмотрят также нормативы обеспеченности инвалидов социальными услугами, способствующими их самостоятельному проживанию.

Для реализации прав инвалидов на инклюзивное образование будут корректироваться планы обучения студентов с инвалидностью с учетом их индивидуальных возможностей. Учреждения образования оборудуют необходимыми приспособлениями и техническими средствами социальной реабилитации для обучающихся инвалидов. Планируется развитие дистанционных форм обучения и др.

В Беларуси будут приняты действенные меры по обеспечению занятости инвалидов (в настоящее время "тормозом" являются низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда и отсутствие условий для их максимально полного трудоустройства). Что касается реализации инвалидами права на труд, то планируется изучить возможность установления квот для организаций по приему на работу инвалидов.

Эффективной реабилитации инвалидов, их экономической и социальной самостоятельности будут способствовать меры по совершенствованию системы социальной реабилитации, улучшению протезно-ортопедической помощи, корректировка порядка обеспечения техническими средствами социальной реабилитации.

По словам специалистов, требуется дополнительная проработка вопросов определения нуждаемости в соцуслугах посредством использования так называемых социальных показаний, основанных на индивидуальных потребностях инвалидов. Рассматривается возможность создания института персонального ассистента инвалида.

Функции по мониторингу и контролю за выполнением положений конвенции будут возложены на Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. Аналогичные советы планируется создать при облисполкомах и Мингорисполкоме.

Министерство труда и социальной защиты ежегодно будет разрабатывать детальные планы по реализации Национального плана с учетом поступающих предложений. Источниками финансирования мероприятий являются средства республиканского и местных бюджетов, выделяемые на реализацию госпрограмм в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта, туризма, информации, строительства, транспорта, средства государственных и негосударственных фондов, международной технической помощи, собственные средства исполнителей.

На начало текущего года в Беларуси насчитывалось 554,9 тыс. получателей пенсии по инвалидности (5,8% населения), в том числе 86,5 тыс. инвалидов I группы, 266,4 тыс. - II группы, 172,4 тыс. - III группы, 29,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Среди людей с инвалидностью преобладают женщины (54,8%). В прошлом году впервые признано инвалидами 58,3 тыс. человек, из них почти 20 тыс. - в трудоспособном возрасте, более 3,8 тыс. - до 18 лет. Уровень первичной инвалидности населения за 2016 год снизился на 3,5%. На первом месте среди заболеваний, приводящих к инвалидности взрослых людей, - болезни системы кровообращения (43%), на втором - новообразования (24,2%), на третьем - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,6%). Уровень врожденных аномалий у детей составляет 25,3%, у 16,8% детей причиной инвалидности являются болезни нервной системы, у 16,6% - болезни психического расстройства.

В 2011-2015 годах реализованы госпрограммы, направленные на интеграцию инвалидов в общество, на предупреждение инвалидности и реабилитацию инвалидов. В 2016-2020 годах реализуются государственные программы "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь", "Образование и молодежная политика", а также госпрограмма о социальной защите и содействии занятости населения. Весомый вклад в решение проблем инвалидов в республике вносят общественные объединения инвалидов.-0-