КОММЕНТАРИЙ: Минприроды про госполитику обращения с отходами и минимизацию использования пластика
05.04.2024 | 19:56
Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и вторичными материальными ресурсами в Беларуси на период до 2035 года поставлена задача совершенствования системы, увеличения уровня переработки и использования отходов. Целевые показатели и мероприятия в этой сфере определены в госпрограмме "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2021-2025 годы. Особое внимание уделяется минимизации использования пластиковой упаковки. Так, с 2020 года реализуется план мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную. Заместитель начальника главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия - начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов рассказал в пресс-центре БЕЛТА о государственной политике в области обращения с отходами и принимаемых мерах, направленных на минимизацию использования пластиковой упаковки.
О госполитике Беларуси в области обращения с отходами
Правовые основы обращения с отходами в Республике Беларусь определены законом от 20 июля 2007 года №271-3 "Об обращении с отходами". Он направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное использование отходов, в том числе вовлечение отходов в гражданский оборот. В целях совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами и с учетом практики применения принят закон от 29 декабря 2023 года №333-3 "Об изменении закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами", который вступает в силу с 6 октября 2024 года.
Максим Тарасов отметил, что согласно новой редакции закона претерпела изменения терминология в области обращения с отходами. Также были уточнены основные принципы в области обращения с отходами, введены основные направления единой государственной политики в данной области в порядке их приоритетности: предотвращение образования отходов, уменьшение объемов образования отходов, переработка отходов, применение отходов для производства (выработки) энергии, применение отходов для выполнения работ (оказания услуг), обезвреживание отходов.
Для исключения необоснованного посредничества при обращении с отходами и предотвращения попадания их в окружающую среду в новой редакции закона уточнен круг субъектов и объектов, которым могут отчуждаться отходы и в каких целях. Так, в частности, отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях их заготовки или сортировки (субъектам хозяйствования, осуществляющим соответствующую деятельность), использования, обезвреживания (на объекты, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов). Также отчуждение допускается для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и обезвреживанием отходов и в случае их вывоза на использование, обезвреживание, захоронение и хранение за пределы Беларуси.
"В этой связи исключается необходимость регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) либо об отчуждении опасных отходов другому субъекту хозяйствования", - подчеркнул Максим Тарасов.
Также в новой редакции закона предусмотрены нормы, касающиеся приобретения права собственности на отходы потребления и вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость. "Юридическое лицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления приобретает право собственности на такие отходы с момента их размещения в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов. Кроме этого, право собственности на ВМР, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость, с момента образования таких отходов приобретают заказчик либо подрядчик на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством", - рассказал он.
Претерпели изменения и нормы, касающиеся "безхозяйных" отходов. Новой редакцией закона определено, что отходы, выявленные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков и они обязаны обеспечить их сбор и удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество. В случае выявления производителей отходов, разместивших отходы на земельных участках, им не принадлежащих, они убирают эти отходы, принимают иные меры по предупреждению их вредного воздействия либо возмещают стоимость таких работ землепользователям.
Также уточнен круг субъектов хозяйствования, для которых были предусмотрены исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами. Если ранее индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям при осуществлении экономической деятельности предоставлялось право не назначать должностных лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать инструкции по обращению с ними, а также не вести учет и не проводить их инвентаризацию, то в соответствии с новой редакцией от таких обязанностей не освобождены только те ИП и микроорганизации, которые работают по направлению заготовки, сортировки, обезвреживания, использования, захоронения и долговременного хранения отходов. Также ИП, осуществляющие такую деятельность, должны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.
Новой редакцией закона пересмотрен ряд новых требований к осуществлению деятельности по использованию, обезвреживанию, захоронению и хранению отходов, в том числе к размещению, строительству, эксплуатации, выводу из эксплуатации или сносу объектов, на которых такая деятельность осуществляется. В частности, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и обезвреживанием отходов, допускается только в соответствии c приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности и в отношении количества отходов, установленного техническим заданием. Допускается использование отходов физическими лицами для собственных нужд, за исключением запрещенных. Допускается использование отходов (смета) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов. Помимо ранее действующих запретов, также запрещается использование, обезвреживание и захоронение субъектами хозяйствования отходов без наличия соответствующего технологического регламента, захоронение подлежащих обезвреживанию отходов и отходов потребления, не прошедших сортировку (с исключениями) и прочее.
Для систематизации и обеспечения безопасного обращения с медицинскими отходами и отходами, образующимися при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны, новой редакцией закона предоставлены полномочия Министерству здравоохранения совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды на установление порядка обращения с медицинскими отходами, а Министерству обороны по согласованию с Минприроды - порядка обезвреживания отходов, образующихся при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны. Минимизация использования пластиковой упаковки
В целях минимизации использования пластиковой упаковки правительством в 2020 году утвержден и реализуется план мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную. "Планом предусмотрено 19 мероприятий в пяти основных направлениях: совершенствования системы обращения с отходами и сокращения использования полимерной упаковки, мероприятия в области проведения научных исследований, в области производства и использования экологически безопасной упаковки, в области технического регулирования и сокращения импорта упаковки, а также в области информационно-просветительской работы среди населения, детей и молодежи, - пояснил Максим Тарасов. - По итогам 2023 года из 19 запланированных мероприятий около 10 выполнено согласно установленным срокам, 3 мероприятия выполняются на постоянной основе, 6 - запланированы к выполнению в 2024-2025 годах".
B области производства и использования экологически безопасной упаковки в Беларуси на постоянной основе ведутся работы по созданию новых и модернизации имеющихся производств экологически безопасной упаковки (из бумаги, картона, стекла, в том числе одноразовой посуды). Ключевыми производителями экологически безопасной упаковки являются целлюлозно-бумажные предприятия концерна "Беллесбумпром".
Максим Тарасов привел примеры, которые говорят об увеличении производства экологически безопасной упаковки и как следствие - снижении использования пластиковой упаковки. "Так, с 2020 года в результате модернизации имеющейся на УП "Бумажная фабрика" Гознака бумагоделательной машины годовая производительность выпуска бумаги упаковочной с барьерными свойствами увеличилась на 300 т по сравнению с 2019 годом. Темп роста в 2023 году объема производства экологически безопасной упаковки на УП "Бумажная фабрика" Гознака составил 108% к уровню 2022 года. ОАО "Витебский картонажно-полиграфический комбинат "Покровский" в 2022 году ввело в эксплуатацию линия производства гофрокоробов. В результате темпы роста объемов производства продукции из гофрокартона в 2023 году по сравнению с 2022-м составили 118,9%. Ряд предприятий продолжают наращивать объемы производства. ООО "Суперпак компани" обеспечен прирост объемов производства мешков бумажных к 2022 году на 10,87%. ООО "Баринпак" за 2023 год произведено более 250 тыс. единиц самосборной упаковки для овощей, фруктов и ягод из древесноволокнистых плит высокой плотности, что в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году", - отметил он.
Что касается вопроса переработки отходов полимерной упаковки, то ситуация в республике обстоит следующим образом. В реестре объектов по использованию отходов зарегистрировано около 1,7 тыс. объектов по использованию отходов, из них более 160 по использованию различных видов отходов пластика, в том числе и отходов полимерной упаковки. Согласно данным госстатотчетности Минприроды по итогам 2022 года уровень использования полимерных отходов, относящихся к отходам производства, составил 92%. Постепенно растут и объемы собранных от населения отходов пластмасс. За последние десять лет данный показатель увеличился примерно в 4 раза (с 27,3 тыс. т в 2012 году до 106,8 тыс. т в 2022 году и 113,5 тыс. т в 2023-м).