Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Когда работаю над очередным проектом, разбираюсь в себе". Художница о том, как на самом деле создаются картины

24.10.2024 | 20:45
Когда Екатерина Жученко планирует очередную выставку, первым делом думает о том, как и чем ее картины смогут помочь людям. В том, что это реально, художница не сомневается, ведь однажды искусство вылечило ее саму от тяжелого переживания утраты и вдохновило открыть в себе совершенно новые грани. Почему поход на выставку может заменить встречу с психологом, как можно "читать" картины и зачем стоит брать с собой в художественные музеи диктофон, рассказывает художница.
"Нужно было разрешить себе писать маслом"

Через многие детские воспоминания дизайнера и художника Екатерины Жученко пунктирной линией проходит искусство. Вот она, еще малышка, листает красочную книгу иконографии Беларуси, вот - берет в руки альбом с репродукциями работ Карла Брюллова. На подоконнике - литровая банка с кистями, из которых вымыть старую краску уже невозможно. В тумбочке - набор акварели "Ленинград" в белой коробке. В углу - позабытый этюдник с маслом. Когда-то отец Кати писал на нем, но с появлением детей свободного времени стало меньше. А вот и сам папа - с еще пахнущей краской картиной в руках.

"Он трудился на заводе "Луч". Иногда писал свои картины там же, в кабинете, в обеденное время. У папы получались замечательные работы маслом, и мне казалось, будто это очень сложный материал, подвластный только профессионалам. В том числе и поэтому, наверное, я долгое время не решалась за него взяться", - предполагает Екатерина.
Есть у этого и еще одно объяснение: отец умер очень рано. Масляные краски слишком явно напоминали о потере, с которой дочка долгие годы не могла смириться.

В художественную школу за знаниями наша героиня все же пошла, но многими годами позже, когда уже успела поработать и конструктором-модельером, и преподавателем этой дисциплины, и состоялась как веб-дизайнер. Но однажды внезапно почувствовала сильную потребность научиться писать именно масляными красками.
"Многие знакомые не понимали, зачем мне художественная школа в таком возрасте. Думали, что планирую зарабатывать на картинах. Мне и самой на тот момент было сложно объяснить свое желание. Просто чувствовала, что нужно поступить именно так. Сейчас понимаю: курс по маслу был необходим, чтобы разрешить себе работать с ним. Так я восстановила связь с отцом, смирилась с его ранним уходом и открыла новые грани себя", - уверена художница.
"Папа всегда меня поддерживал. Помню, после 9-го класса я решила поступать на конструктора-модельера в технологический колледж, для этого нужно было сдать экзамен по академическому рисунку. Папа сам сделал мольберт, чтобы я могла писать дома с натуры. А сам в это время стоял у меня за спиной и, казалось, очень гордился мной", - вспоминает Екатерина.

С первого раза в колледж она не поступила. Провалила тот самый академический рисунок. Понадобился еще год упорных занятий с репетитором, чтобы девушка все же смогла учиться профессии конструктора-модельера.

"Поняла, что сейчас могу умереть"

Екатерина Жученко признается: первое время после окончания художественной школы у нее был комплекс самозванца.
"Тогда я даже не представлялась художником. Когда готовила свою первую выставку, очень волновалась. У нас в арт-сфере довольно высокая планка, поэтому новичку заявлять о себе непросто. Переживала, как работы воспримут зрители. Комплекс самозванца исчез, когда я решила не тратить время на то, чтобы сидеть и бояться, а начать действовать. Поэтому просто занялась поиском места под первую выставку. В итоге нашла его в кафе", - рассказывает она.

И уточняет, что показывать работы в таких местах - привычно для художников. Правда, подходящих кафе не так много, поэтому "выставочный лист ожидания" там может оказаться длинным.
"Например, я ждала около 10 месяцев возможности сделать вторую выставку. Площадок, где можно показать свои работы, немного, но они есть. Если нестандартно подойти к выбору места, можно не ждать месяцами. Например, один художник устроил выставку в барбершопе, другой - в витринах торгового центра, - рассказывает Екатерина. - Хотя, конечно, есть и более традиционные места: ряд галерей, Дворец искусства, Национальный центр современного искусства".
Екатерина тоже весьма нестандартно подошла к выбору галереи для новой выставки. Ее проект "Узелки на память" до 15 ноября можно будет увидеть в Республиканском театре белорусской драматургии.

Идея выставки пришла к ней случайно. Однажды художница начала удалять лишние фото в телефоне и... не смогла продолжить.
"Я поняла, что эти странные на первый взгляд снимки - часть здания, табличка на открытой двери "Прохода нет" и прочие - меня чем-то сильно цепляют. За каждым из этих фото стояла какая-то мысль, важное осознание. Фактически эти снимки стали моими "узелками на память". Исследование феномена моментального восприятия было заложено в основу проекта. Целый год я собирала ситуативные фото, осознавала их посыл, и для фиксации результата писала быстрые этюды - в обеденный перерыв в рабочем кабинете, как когда-то папа", - проводит параллель Екатерина.
"Выставка - это итог проекта. С ней у меня связана почти трагичная история. Во дворе здания, где я работаю, активно идет ремонт. Была теплая осень, мы открыли окна, а в тот день, как выяснилось позже, строители что-то мазали черной гидроизоляцией. К вечеру поняла, что чувствую себя плохо. Скоро выяснилось, что это аллергия, начинается отек гортани. Пока шла домой, думала, что теоретически прямо сейчас могу умереть. И оказалось, что я переживаю всего о двух вещах: оставлю сына без мамы и не успею закончить новую выставку. Когда пришла домой, первым делом сказала мужу, где лежат деньги, которые я отложила на отпуск, и попросила, чтобы он в любом случае сделал эту выставку. Так я поняла, что для меня важно на данный момент", - уточняет Екатерина.
"Картины знают ответ"

Художница уверена, что искусством можно лечить душу. А погружение в картину способно даже заменить сеанс у психолога.

"Искусство способно дать ответы на все наши вопросы. Нужно только научиться погружаться в картины. Как это делаю я? Выбираю на выставке ту, которая притягивает больше всех. Останавливаюсь перед ней и спрашиваю себя: чем она цепляет, кто или что я на этом полотне? Почему идентифицирую себя именно с этим персонажем или вещью? А если бы эта картина была кадром из фильма, то что произошло бы дальше? Я тихо вслух отвечаю себе на эти вопросы, записывая на диктофон. Потом заново слушаю в спокойной обстановке и всегда нахожу нужные ответы, осознаю что-то важное", - уверяет Екатерина.
Она вспоминает, как однажды в Национальном художественном музее одна из картин настолько захватила внимание, что пришлось второй раз купить билет на эту выставку - исключительно ради одного полотна.

"Полчаса стояла и ревела возле этой картины. Все пыталась понять, почему, ведь тема на ней была отражена не самая близкая для меня - разделение детей и родителей во время Великой Отечественной войны. И только потом выяснилось, что в нашем роду есть история: моя бабушка попала в концлагерь вместо своей мамы, их разделили. Бабушка никогда не рассказывала об этом, как и о многих других моментах. Думаю, люди, пережившие войну, таким образом защищают нас от болезненных переживаний", - рассуждает Екатерина.
Веря в терапевтичность искусства, она и свои экспозиции делает такими, чтобы каждый пришедший на них смог "полечиться". Например, нынешний проект "Узелки на память" предлагает поиграть, чтобы найти в подсознании ответы на актуальные вопросы.
"Следуя инструкции, каждый сможет завязать свой "узелок" метафорически и даже физически. Каждую картину я называю тем самым "посланием", когда человек в сложное время просит высшие силы дать знак. Например, у меня есть работа, где изображена приоткрытая дверь, на ручке которой табличка "Прохода нет!". Если бы именно эта картина привлекла меня, я бы спросила у себя: что ты видишь - открытую дверь или табличку с запретом идти вперед? Это как в жизни: один видит возможности там, где другой - ограничения. За каждой моей работой стоит история, которую можно прочитать. Но они спрятаны, чтобы каждый зритель смог сначала пойти за своими мыслями и ощущениями. Интересно, что, по отзывам посетителей, проект и выставка, как и было задумано, становятся терапевтическим пространством. Примерно у 80% пришедших на нее история, связанная с понравившимся этюдом, совпала с их состоянием и дала подсказку по волнующему вопросу", - отмечает автор работ.
Эту выставку Екатерина дополнила новым, очень личным артобъектом "Артефакты". По ее мнению, он стал продолжением и параллельным направлением исследования памяти и жизни здесь и сейчас, ценности простых моментов, близких и понятных всем.

"Через работы я всегда стараюсь донести какую-то важную мысль. Хочу дать возможность людям не только посмотреть на картины, но о чем-то задуматься, что-то понять о себе. Наверное, это и моя личная потребность. Когда работаю над очередным проектом, параллельно разбираюсь и в себе", - рассказывает Екатерина Жученко.
Она отмечает, что художники каждый год с большим нетерпением ждут двух больших культурных событий - фестиваль искусства "Арт-Минск" и выставку-продажу работ молодых мастеров "Осенний салон": "Показать свои картины на этих фестивалях хотели бы, конечно, многие. Но конкуренция огромная, уровень работ, которые кураторы отбирают, очень высокий. В этом году было подано больше тысячи заявок, а участниками стали всего 210 художников. Возможно, когда-нибудь среди них окажусь и я. А пока продумываю новые проекты, исследую и расширяю свой диапазон как художника. Например, возвращаясь к своему первому образованию модельера-конструктора, я добавляю ткань и шитье как медиум в своих работах. В частности, в "Узелках на память" появилась веревка - как отсыл к красной нити-оберегу на запястье и нити жизни.

Параллельно Екатерина интересуется смежной профессией - куратор выставок. В двух групповых выставках "Глубина 2.0" и "Сотворение" она выступила не только как художник, но и как один из организаторов.
"Я не могу себя назвать куратором, - признается Екатерина. - Но работа над организацией выставок дала мне возможность оценить тот объем труда, который ложится на плечи кураторов большого масштаба. Вы просто не представляете, сколько разноплановых моментов нужно держать в голове! Это очень полезный опыт, который помог мне пройти через некоторые барьеры и страхи. Когда отвечаешь не только за себя, но и за других художников, то выбора нет - приходится идти туда, где некомфортно".

"Искусство способно дать ответы на все наши вопросы.
Нужно только научиться погружаться в картины".

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

Елена ИВАШКО,
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,
БЕЛТА.-0-