Не первый год Президент требует навести порядок с долгостроями. И вроде прогресс есть: с начала 2021-го их стало меньше на 63%. Но и количество оставшихся объектов впечатляет - 1412. Судьба многих до сих пор не ясна: то ли снесут, то ли доведут до ума. Как появляются долгострои, почему их число сокращается со скрипом, какие нестандартные решения приходится принимать властям, чтобы обманутые дольщики все же стали новоселами, и можно ли решить проблему на корню? Разбираемся с экспертами.
ЖК "Грушевский посад", пожалуй, один из самых печально известных долгостроев в стране. Именно его обычно имеют в виду, говоря о "кардинальных решениях", которые пришлось принять на самом высоком уровне, чтобы более 400 дольщиков в итоге получили ключи от уже очень долгожданных квартир.
Полностью жилой комплекс недалеко от центра столицы должны были сдать в конце 2020-го, но застройщик "Жилстройкомплект" успел возвести только два дома из четырех, затем процесс полностью остановился. К тому времени готовность нескольких секций дома №3 составляла 93%, а к дому №4 даже не приступили. Простой застройщик списывал на коронавирус, но очень скоро выяснилось: просто закончились деньги. Вопросом, как это произошло, дольщики "Грушевского посада" задавались несколько лет. И только к концу прошлого года узнали точный ответ - от первого заместителя председателя Следственного комитета Олега Шандаровича:
- Полученные денежные средства обвиняемый частично потратил на личные нужды. Отстроил себе целый поселок, своего рода базу отдыха, и большой дом, покупал дорогие автомобили. Часть имущества оформлял на родственников. Когда афера раскрылась и дольщики стали повально обращаться в правоохранительные органы, обвиняемый скрылся в Польше.
Заместитель главы администрации Московского района города Минска Владимир Танкевич признается: случай с "Грушевским посадом" не рядовой и сложный. Подобной истории в районе еще никогда не было.
- Когда застройщик убрал всех рабочих с объекта, мы начали вести с ним переговоры о продолжении строительства. Он обещал, что процесс вот-вот возобновится. Но время шло, а стройка стояла. Тогда Мингорисполком подготовил обращение на имя главы государства с предложением изъять участок с незавершенным жилищным комплексом и передать другому застройщику. Законодательство дает нам такое право. Президент поддержал предложение: Указом №347 "О завершении строительства жилых домов" от 15 сентября 2021 года объект был передан "УКС Запад". Он стал заказчиком, а трест №4 - генподрядчиком. Мингорисполком выделил ссуду 30 млн рублей на разработку документации на основе оставшейся от "Жилстройкомплекта" и проведение исследования несущих способностей, состояния всех конструкций. Некоторые из них пришлось демонтировать, - отметил Владимир Танкевич.
Усилиями госсзастройщика дело сдвинулось с мертвой точки. Работы начали в мае прошлого года, а уже в конце января - начале февраля 2023-го первая и вторая секция готовятся к сдаче. И возможно это стало только благодаря личному вмешательству главы государства и последующему указу. Иначе ситуация складывалась тупиковая.
- До того как было принято решение, что возведение "Грушевского посада" завершит город, пытались найти инвестора на этот объект. Но он выдвинул неприемлемые условия: мы должны выделить площадку в столице под новые дома, а на часть прибыли от продажи квартир в них будет достроен и указанный жилищный комплекс, - рассказал заместитель главы администрации Московского района.
То есть в лучшем случае стройка "Грушевского посада" возобновилась бы через несколько лет. И, надо отметить, без всяких гарантий ее завершения. Городские власти решили не рисковать, Президент с ними согласился. Но давайте будем честны: не может и не должен глава государства заниматься только долгостроями в стране. Тогда кто и как может устранить эту проблему без вмешательства на самом высоком уровне? Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, как появляются долгострои.
Председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Виктор Николайкин считает, что дома с "резиновыми" сроками сдачи - это в первую очередь результат ошибок заказчиков и застройщиков:
- Они не могут просчитать сумму затрат на весь цикл строительства и сопутствующие вопросы, а потом точно оценить свои возможности по реализации задуманных проектов. Например, заказчик планирует возвести объект исключительно на собственные средства. Но по какой-то причине заработать их в нужном объеме не получилось. Он идет в банк за кредитом. А потом и его выплатить не может. Потому что на получение кредита нужно время, параллельно стройка стоит. И чем дольше это длится, тем дороже становится возведение дома, он требует уже дополнительных вложений: появляется коэффициент удорожания, накладные расходы и тому подобное. Специалисты знают: чем короче стройка, тем она дешевле. Поэтому я считаю так: прежде чем начинать дело, надо семь раз отмерить.
В Комитете госконтроля хорошо знают обо всех долгостроях в стране: именно сюда дольщики, которые вовремя не дождались ключей от квартир, звонят и пишут чуть ли не в первую очередь. Просят навести порядок. Но начальник управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля Николай Зеньчик предлагает не ограничиваться долгостроями в секторе жилья, а взглянуть на проблему шире. Ведь более чем из 1400 вовремя не сданных объектов только в 22 будут жить люди. Остальные - это фермы, зерносушильные комплексы, цеха, дороги, станции обезжелезивания воды и многое другое. Причем, отмечает Николай Зеньчик, многих из этих объектов в черном списке могло и не быть.
- Президент поручил Комитету государственного контроля заниматься наведением порядка с объектами незавершенного сверхнормативного строительства в 2021 году. До этого у нас в стране не был определен орган, который бы решал проблему долгостроев централизованно. В начале прошлого года им стало Министерство строительства и архитектуры. Теперь его специалисты в том числе определяют, как отрабатывать объекты-долгострои. А делать это нужно качественно. Ведь в ряде случаев решить вопрос можно довольно быстро и просто. Например, почти в каждом третьем долгострое по факту уже работают люди. Причем иногда десятилетиями! И это не единичные случаи: в 20 из 72 объектов 1970-90-х годов именно так и было. Ввести в эксплуатацию эти здания сейчас довольно просто - через процедуру самовольного строительства, - объясняет Николай Зеньчик.
Часть объектов, увы, все же никогда не будет достроена. Такие проще списать и снести. И сделать это в отдельных случаях можно очень быстро. Правда, при одном условии - заинтересованности на местах в решении проблемы.
- В Брестской области с 1996 года ОАО "Рыбхоз "Днепробугский" строит паромную переправу. Завершить проект так и не удалось. Долгострой решили снести, даже дату обозначили - 2024 год. На самом деле решить эту проблему можно за пару часов: все, что сейчас есть на месте переправы, - бетонные столбы, которые легко извлечь из воды трактором. Но поскольку в вопрос никто не хочет вникать, объект продолжает числиться долгостроем, - объясняет начальник управления.
Иногда, уточняет он, дело даже не в отсутствии желания решить проблему, а в банальной недальновидности. Один из примеров - недостроенный еще с 2015 года мясожировой цех Бобруйского мясокомбината в Могилевской области.
- Сейчас это просто 12 бетонных столбов. Причем, как говорит директор предприятия, цех им уже не нужен, а на месте долгостроя планируют к 2025 году сделать навес для хранения техники. Правда, для этого нужно вложить еще миллион рублей собственных средств. Но этих денег нет и в ближайшее время не просматривается. Правильнее было бы этот долгострой снести, - считает Николай Зеньчик и отмечает: в проработке таких объектов важен подсчет средств, которые еще необходимо затратить, а также документальное подтверждение, что они у предприятия есть.
После совещания у Президента министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович сообщил, что к концу пятилетки в черном списке долгостроев намерены не оставить ни строчки. Уже в этом году в хозоборот планируют ввести 808 объектов. Могли бы и больше, но дело упирается в финансы. Помочь решить вопрос могут Минэкономики, облисполкомы и Мингорисполком: им всем предложено при формировании Государственной инвестиционной программы и инвестпрограмм областей и столицы до 30% финансов направить на завершение строительства сверхнормативных объектов.
Решение проблемы Минстройархитектуры также видит в усилении ответственности заказчика, который еще не до конца продумал инвестиционный цикл проекта, но уже приступил к стройке. Чтобы не появилось очередных долгостроев, каждый новый проект поставят на онлайн-контроль.
- Мы подготовили специальный информационный ресурс - единый реестр объектов капитального строительства, который будет отслеживать каждый новый проект в стране, а мы - видеть в режиме реального времени, на каком этапе строительства он находится, - отметил Руслан Пархамович.
Начальник управления контроля за использованием государственной собственности КГК Николай Зеньчик предлагает обратить внимание и на то, кому выделяется земля:
- Среди них не должно быть субъектов, за которыми уже числятся долгострои. Пусть для начала разберется с ними.
Кроме того, КГК рекомендует формировать региональные и отраслевые мероприятия в разрезе каждого госоргана, а не региона. В таком случае каждый будет отвечать только за свой промах.
- Ведомство, которое долгострой породило, должно за него и отвечать. Оно же распоряжается финансами для этих целей. Местная власть может только в чем-то подсобить, - считает Николай Зеньчик. - Кроме того, повторюсь, должны быть прописаны порядок включения долгостроев в список, их детальная отработка и требование подтверждения источника финансирования.
В решении проблемы большие надежды возлагаются на Кодекс об архитектурной и градостроительной деятельности. Сейчас его проект рассматривают депутаты.
- Мы хотим отработать в кодексе механизм, позволяющий на стадии строительства учесть некоторые вопросы, возникающие на финише, - отмечает Виктор Николайкин. - Иногда сроки сдачи объекта в эксплуатацию затягиваются из-за требований контролирующих органов. Да, возможно, они справедливы, но возникает вопрос: где вы были в процессе строительства? Почему что-то оказалось построено не по проекту? Что касается предложения Минстройархитектуры относительно проектировщиков, заказчиков и застройщиков, то они должны отвечать не только рублем, но и персонально за соблюдение правил уже в ходе строительства, а не на стадии приемки объектов. Ну и, конечно, все участники обязаны еще до начала работы ответственно подсчитать свои ресурсы, тогда все будет сделано вовремя и в срок.
Елена ИВАШКО,
газета "7 дней".-0-