Современная социокультурная ситуация требует новых подходов к организации музейного пространства. Одним из таких требований является максимальная доступность услуг музеев для всех членов общества, независимо от их физических возможностей. Причем доступность не только финансовая, техническая (наличие пандусов, подъемников, лифтов и т.д.), но и содержательная - доступность программ, услуг и мероприятий, компетентность и готовность сотрудников музеев к инклюзивной коммуникации. Более подробно об инклюзивных проектах в современном музейном пространстве рассказала корреспонденту БЕЛТА доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств кандидат культурологии Светлана Пациенко.
"Содействие интеграции, социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями средствами музейной коммуникации является перспективным направлением инклюзии как системной инновации, благодаря которой увеличивается степень участия в жизни социума всех граждан, независимо от физических возможностей, а также реальное включение людей с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь", - подчеркнула Светлана Пациенко.
По ее словам, инклюзивные проекты предполагают организацию такой формы музейной коммуникации, которая позволяет людям с особыми потребностями находиться в пространстве музея независимо, на равных условиях с другими людьми.
Одним из первых американских музеев, обративших внимание на интеграцию посетителей с ограниченными возможностями, стал Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк). "В 1913 году там стартовали первые программы для слепых детей. Сегодня в музее действует множество программ для людей с ограниченными возможностями. Например, проект Seeing Through Drawing ("Глядя сквозь рисунок") представляет собой уроки рисования для людей с частичной или полной потерей зрения, в одной из галерей музея проводится экскурсионный тур на языке жестов. В музее действуют "мультисенсорные станции", которые позволяют посетителям исследовать экспонаты посредством запахов, звуков, тактильных ощущений, вербальных описаний и т.д.", - отметила она.
Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк) приглашает посетителей с любым уровнем возможностей. "Для семей с детьми с аутизмом разработаны программы развлечений посредством художественного творчества. Слабовидящим или незрячим посетителям музей предлагает мультисенсорные туры, которые сочетают яркое словесное описание с возможностью узнать об искусстве посредством тактильного исследования. Для слабослышащих или глухих разработаны экскурсии по галерее на американском языке жестов, которые проводятся опытными преподавателями с переводом голоса и без него. Среди других программ инклюзивного профиля - туры для семей иммигрантов, для семей с детьми-инвалидами и т.д. В период пандемии Музей Уитни предлагал своим слабовидящим или незрячим посетителям 90-минутные сеансы яркого словесного описания произведений американского искусства XX-XXI веков посредством Zoom или телефона", - рассказала эксперт.
"Российский опыт разработки инклюзивных программ показывает, что, начиная с 2014 года, инклюзивные программы систематически проводятся в крупнейших музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Дарвиновский музей, музей современного искусства "Гараж", Государственный Эрмитаж, Русский музей в Санкт-Петербурге и в некоторых других. Музеи предлагают особенным посетителям интерактивные экскурсии, мастер-классы, презентации, спектакли, перформансы, танцевальные программы и т.д. В качестве примеров можно назвать фестиваль "Люди как люди", который проводится в Государственном музее-заповеднике "Царицыно", выставку "Незримое искусство. Расширяя границы возможного" в Государственном Эрмитаже (2021 год), выставку с участием людей с инвалидностью "Истории, которых не было" в Музее Москвы (2021 год) и т.д.", - сообщила Светлана Пациенко.
В 2017 году в России стартовал проект "Инклюзивный музей". "Он реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) в сотрудничестве с социальным проектом "Колесо Обозрения". Миссия проекта заключается в развитии лучших практик социализации и творческой реабилитации людей с инвалидностью музейными средствами, а также в формировании в музеях доступной среды. Как отмечают авторы проекта, музей, являясь одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, способен стать примером доступного пространства", - обратила внимание она.
В рамках проекта осуществляется изучение известных практик проведения инклюзивных программ в музеях, а также разработка обучающих программ, материалов для сотрудников (видеоролики, методические рекомендации и вебинары). Кроме того, авторы проекта стремятся привлечь внимание широкой общественности к пониманию значимости социальной инклюзии и равноправного участия всех людей в культурной жизни посредством организации Всероссийской инклюзивной акции "Музей для всех!", во время которой музеи-участники проводят мероприятия для посетителей с инвалидностью, их семей, друзей и всех желающих.
В Национальном художественном музее Беларуси в декабре 2015 года прошел первый инклюзивный фестиваль детского и молодежного творчества "Особенная вселенная". "Такие мероприятия создают возможность творческой реализации для детей и молодых людей с инвалидностью наравне с другими посетителями в музейном пространстве", - подчеркнула Светлана Пациенко.
В октябре 2016 года в этом музее прошел второй инклюзивный фестиваль "АДНОлькаВЫ_Я". В 2017 году был реализован культурный проект "Инклюзивный музей: вдохновляя друг друга…".
"В мае 2017 года в рамках программы Шведского института стартовал проект "ИнкАртЛаб", который предполагал изучение конкретных произведений и определенных тем под руководством музейных кураторов в экспозиции Национального художественного музея, а также создание музыкально-сценических перформансов. В работе инклюзивной лаборатории принимали участие композитор Марина Лукашевич, художник Василий Зенько, слабовидящая пианистка Мария Рудко, музыканты, переводчики, педагоги Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка и другие", - рассказала эксперт.
В 2019 году в стенах данного музея был реализован социально-образовательный проект инклюзивной направленности для людей с нарушением слуха "Ожившие картины". "В рамках проекта были записаны видеоэкскурсии на языке жестов, которые теперь доступны на официальном Youtube-канале музея. В декабре 2021 года в Национальном художественном музее представили гид по 15 произведениям изобразительного искусства с художественным сурдопереводом на белорусский жестовый язык и субтитрами. В сентябре 2022 года в филиале вышеупомянутого музея - музее В.К. Бялыницкого-Бирули - состоялось открытие инклюзивного арт-проекта Василия Зенько "Поэзия точек…". Арт-проект стал продолжением инклюзивного творчества художника, которое на сегодняшний день насчитывает более 20 живописных произведений", - отметила Светлана Пациенко.
Национальный исторический музей Беларуси в 2016 году представил выставку картин из стекла "Любовь - это полет". "Одной из целей выставки стало стремление дать возможность детям с ослабленным зрением познакомиться с искусством Марка Шагала посредством тактильных ощущений. В 2019 году сотрудники музея занимались разработкой археологической экскурсии по залу "Древняя Беларусь" для слабовидящих и незрячих посетителей. Инклюзивный проект музея "Включись в музей" предполагал не только экскурсии, но и мастер-классы и практические занятия в археологическом пространстве", - добавила она.
"В сентябре 2022 года Национальный исторический музей представил инклюзивный выставочный проект "История без границ", посвященный традиционным календарным праздникам и обрядам белорусов. Интерактивные инклюзивные площадки проекта создавались с учетом потребностей посетителей с ограниченными возможностями здоровья", - акцентировала внимание доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности.
"Инклюзивные проекты все чаще появляются в современном музейном пространстве. Они становятся все сложнее и разнообразнее, вовлекают все большее количество участников, включая не только особенных посетителей, но и членов их семей, друзей. Важным моментом, на мой взгляд, является тот факт, что посредством реализации инклюзивных проектов музей становится пространством, в котором такие посетители попадают не только в мир искусства и культуры, но и находят единомышленников, по сути - на базе музеев формируется инклюзивное сообщество", - резюмировала эксперт.
БЕЛТА.-0-