Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Как научить ребенка читать в три года? Секреты семьи, в которой четыре поколения учителей

11.05.2023 | 15:35

В этой династии педагоги опередили свое время: почти 80 лет назад они уже практиковали индивидуальный подход к каждому из 40 человек в классе и учили читать детей по методике, которая стала сенсацией всего 30 лет назад и до сих пор остается популярной.

В учительской династии Хитрушко - Кебич - Вайтулевич шутят: им в педагогический вуз вместо экзаменов достаточно сдать анализ крови, чтобы поступить: страсть к преподаванию течет по венам уже четыре поколения! За чаем говорим с ними о том, как не остаться в тени талантливых родственников, научить ребенка читать в три года и к чему приводит стремление пап и мам дать творческим детям денежную профессию, без учета их желания.

"В первом классе были ученики от 8 до 17 лет"

Родоначальница династии Зинаида Шакалей еще до Великой Отечественной войны мечтала стать учителем начальных классов. Поэтому сразу после Победы 20-летняя Зина поступила в Гродненское педучилище, где по ускоренной программе готовили учителей.

- Мама делила в общежитии комнату с 30 людьми. К экзаменам однокурсники готовились вместе - книг на всех не хватало, поэтому кто-то один зачитывал вслух ответы на билеты. Растягивалось это надолго, некоторые студенты засыпали и не слышали часть материала. Столько горя было, если попадался именно "проспанный" билет! - рассказывает дочь Людмила Кебич.

На выходные Зина из Гродно шла домой в деревушку Грибовцы, а это около 50 километров. Там ее ждали родные, а в соседнем селе - Антон Войтулевич, друг детства и жених. Во время войны он сражался на фронте, штурмовал Одр, дошел до Берлина через многие страны Европы, а после Победы стал маляром на цементном заводе в поселке Красносельский Волковысского района.

- Папа был очень талантлив: писал стихи, картины, играл на многих музыкальных инструментах и прекрасно пел. Мечтал поступить в музыкальное училище и стать оперным певцом, - объясняет Людмила Антоновна.

Выбор "приземленной" профессии неожиданно оказался его первым шагом на педагогическом пути: в Красносельскую среднюю школу, где работала его жена Зинаида, понадобился учитель труда. Маляр, который легко управлялся не только с красками, но и с деревом, и с металлом, оказался лучшим кандидатом. В этой школе Антон Иосифович и Зинаида Васильевна проработали около 40 лет.

- Мама нам рассказывала, как начинала работать в школе в ближайшей деревне Новое Село, и как ей, молодой, было трудно. Ведь после войны в первый класс пришли переростки: ученикам было от 8 до 17 лет. Уровень образования у всех очень низкий - в войну было не до учебы. Мама стремилась увлечь ребят. К каждому нашла индивидуальный подход, - отмечает Людмила Антоновна.

"Все родители хотели, чтобы их дети попали в мамин класс"

По тому же принципу Зинаида Васильевна продолжила учить и красносельских детей. Чтобы первоклашки легче запоминали учебный материал, сочиняла небольшие стихи.

- Однажды послала их Максиму Танку. Он ответил маме, что она прекрасно пишет, может стать хорошей детской поэтессой, и посоветовал издать книгу. Пригласил на консультацию к себе в Минск. Но мама, конечно, не поехала: на ней было трое своих детей и целый класс в школе. А книга тех стихов все же вышла - к маминому 75-летию я ее издала, - рассказывает Людмила Антоновна.

Зинаида Васильевна на уроках использовала не только стихи, но и учила читать детей по своей системе: не по буквам, а сразу по слогам, целым словам, как рекомендует популярная нынче методика Зайцева. Только молодая учительница из Красносельской школы начала практиковать ее еще в 1950-е.

- Поэтому когда я впервые увидела методику Зайцева, которую все выставляли как ноу-хау, очень удивилась: что в ней особенного? Мама только так детей читать и учила. Все быстро поняли, что она талантливый педагог. Когда набирала класс, к нашей двери выстраивалась очередь из родителей: все хотели отдать ребенка именно к ней, - с гордостью замечает Людмила Антоновна.

В классах тогда было по 40 и более учеников. Для них Зинаида Васильевна всегда придумывала что-то интересное. А когда в класс перешел глухой ребенок, не раздумывая, выучила язык жестов по учебнику. Она всегда считала, что возможность получить среднее образование должна быть у каждого.

"Папа поступил в институт в 40 лет"

Отработав долгое время в Красносельской школе учителем труда, Антон Иосифович задумал сменить профиль: история была его давним увлечением, и знал он ее прекрасно.

- Папа в 40 лет легко поступил в Могилевский государственный педагогический институт. На вступительном экзамене ему попался билет с вопросом по Великой Отечественной войне. "А я же ее всю ногами своими протопал", - так он объяснил нам дома, почему отвечал перед комиссией без подготовки и получил пять баллов, - вспоминает дочка.

После окончания института Антон Иосифович вернулся преподавать в Красносельскую школу уже историю.

"Могла ли я не стать учителем? Конечно, нет!"

В семье творческих учителей и атмосфера была соответствующая. Дома всегда звучали стихи, музыка, обсуждались прочитанные книги, домашняя библиотека постоянно пополнялась. А после педсовета учителя часто дружной компанией заходили в гости к Войтулевичам в дом напротив школы. Говорили на волнующие их педагогические темы.

- Могла ли я не стать учителем? Конечно, нет! Дома все было пропитано этим. Я хотела стать учителем, но не истории, как папа, и не младших классов, как мама. Выбрала другое направление, потому что с детства обожала музыку, - объясняет Людмила Антоновна, которую с детства отец учил играть на аккордеоне, балалайке, мандолине и гитаре.

Школьные преподаватели прочили ей карьеру журналиста, филолога или литературоведа. Но в девятом классе Люда заявила: стану учителем музыкальной литературы - и точка.

"Дети не хотели выпускать". Почему парень решил стать учителем младших классов?

Вообще, решительность - одна из главных черт характера Людмилы Антоновны. Без нее она вряд ли отправилась бы поступать в училище, не закончив ни музыкальную, ни общеобразовательную школу.

- Все сдала на отлично. А на экзамене по фортепиано сыграла программу примерно за 5 класс и поняла: это провал. Комиссия готовилась поставить двойку. Спасла нотная тетрадка с моими песнями. Предъявила ее членам комиссии, они просмотрели, удивились и в итоге поставили за экзамен три, - рассказывает Людмила Антоновна.

В училище в тот год был огромный конкурс - 10 человек на место. Но она поступила. Причем попала в экспериментальную группу: на отделении теории музыки ввели предмет "сочинение музыки", который вели педагоги из Минской консерватории. Через полгода отбор провели еще раз, и учиться по этой дисциплине продолжили трое лучших учеников, среди которых была и Людмила.

Кстати, филфак, поступать на который советовали школьные наставники, она тоже закончила. Учиться в Гродненском государственном педагогическом университете было легко. Помогли знания, полученные в училище.

- Многие произведения я не читала. В училище мы изучали оперы, балеты и другие музыкальные произведения, написанные по сюжетам античной, древней и советской литературы. Так что некоторые произведения я еще и напеть могла, - улыбается Людмила Антоновна.

Заочную учебу на филфаке она совмещала с работой в колледже искусств и с семьей. Еще на третьем курсе музучилища вышла замуж за талантливого студента, баяниста Геннадия Кебича, а вскоре у молодой семьи появилась дочка Олечка.

- Мы с супругом преподавали вместе: сначала в Волковыске в детской музыкальной школе, затем в Гродно в колледже искусств. До самой пенсии Геннадий Иванович работал в гродненской гимназии №5 учителем по классу баяна, концертмейстером образцового хореографического ансамбля "Вербиночка", аккомпаниатором в классе вокала, делал аранжировки и фонограммы. При этом успел стать автором трех сборников песен. В 2009-м один из них был признан лучшим произведением года на республиканском конкурсе, - гордится успехами супруга Людмила Антоновна. - Муж положил на музыку мои стихи, в итоге получились замечательные песни. Первая из них исполнялась на фестивале "Все мы родом из детства". Другие - на различных республиканских и международных фестивалях. Нас часто приглашали выступать на площадках города и области.

Геннадий Кебич под стать супруге: человек творческий и даже в чем-то рисковый. Он первым в Гродно открыл курсы игры на классической и эстрадной гитаре, а затем и класс синтезатора, чтобы привлечь детей в гимназию с музыкальным уклоном. Не удивительно, что ученики обожали Геннадия Ивановича: сбегали на его уроки с других, а после звонка на перемену не спешили расходиться.

"В три года я читал книги вслух в детском саду"

Сейчас на место Геннадия Кебича в гимназию №5 пришел его сын Иван. Уже второй год он преподает игру на гитаре, делает аранжировки и фонограммы.

- Мой первый педагогический опыт был еще в 4 классе. Учительнице нужно было срочно отлучиться, попросила побыть старшим. Когда прозвенел звонок на перемену, я открыл дверь и увидел ее с коллегами. Оказывается, они пришли намного раньше и до конца урока слушали под дверью, что я рассказываю детям, а потом вынесли вердикт: учителем будет! - смеется Иван Геннадьевич.

На самом деле такой прогноз можно было сделать намного раньше: уже в детском саду воспитатели просили Ванечку почитать ровесникам вслух. Дети усаживались в кружок, и трехлетний "учитель" начинал…

- Я ненавидел дневной сон, а в детском саду если не спишь, то должен тихо сидеть, чтобы не разбудить остальных. В итоге я с 3 лет каждый день по часу читал, - объясняет Иван Геннадьевич.

Его мама уверяет: специально азбуку с сыном не учила. Просто на коврик, где малыш играл, высыпала игрушки, среди которых были пластмассовые кубики. На них - буквы. Ванечка в свои два года интересовался: какая эта? А вот та? Так буквы и выучил, играя. Потом Людмила Антоновна вспомнила мамину систему обучения чтению - ту самую, что, как две капли воды, похожа на методику Зайцева.

Примерно с 6 лет Ивана учили играть на скрипке, позже - на гитаре. Аккорды к песням Цоя он еще подростком показывал старшим ребятам. Когда повзрослел, учил играть на гитаре уже младших, которые в гараже организовали свою группу. При этом наставником Иван становиться категорически не хотел ни до поступления в колледж искусств, ни после его окончания. До того, как все же влиться в педагогическую династию, он успел поработать и музыкантом, и осветителем в театре, и даже водителем грузовиков. Но от судьбы, видимо, не убежишь. Сейчас Иван Геннадьевич решает ту же задачу, что и его отец много лет назад: как сделать обучение более творческим, учитывая все требования государственной образовательной программы.

- Когда школьник по полгода зубрит только ноты, он теряет интерес к предмету. Дети хотят уметь хоть что-то играть уже через несколько месяцев после начала уроков. И я даю им эту возможность, - объясняет молодой педагог.

"Каждому из нас приходится проламывать свой путь"

Старшая сестра Ивана, Ольга Геннадьевна, признается: не оказаться в тени такой мощной династии сложно. Единственная возможность для этого - придумывать что-то свое, быть новатором.

- Каждому из нас приходится проламывать себе путь, - резюмирует она.

Ольга Хитрушко с детства хотела стать педагогом. Вопрос был только в том, какой предмет она будет преподавать. Родители уговаривали идти по их стопам. Оля, казалось, была не против, но к окончанию школы изменила план назло папе и маме. Решила стать учителем истории, как дед Антон Иосифович.

- На ночь вместо сказки он нам рассказывал о войне, причем и как ее очевидец, и как учитель. Это было безумно интересно. К тому же у нас в школе был прекрасный историк. Он тоже сыграл важную роль в моем выборе между истфаком и филфаком, - рассказывает Ольга Геннадьевна.

Ненадолго отвлекаясь от истории своей династии, она подмечает: за десятилетия задача педагога несколько изменилась. Если раньше она сводилась к тому, чтобы заинтересовать ребенка в предмете, то теперь нужно еще и доказать родителям, что специалист в любой сфере может состояться, а потому не стоит ориентировать детей только на большую зарплату при выборе профессии.

- Мы имеем дело с творческими школьниками и нередко видим, как папы и мамы убеждают их в необходимости получить прикладную профессию. Итог? Студенты бросают вуз, выбранный родителями, и сбегают в театральный подальше от них, например, в Санкт-Петербург. Или ребенок получает диплом и кладет его на стол со словами: "Это вам, а я хочу заниматься совсем другим", - рассказывает Ольга Хитрушко.

О том, как важно слушать свои желания, когда определяешься с профессией, она знает не понаслышке: выбрав назло родителям истфак БГУ, Ольга Геннадьевна долго корила себя за то, что не стала учителем музыки. Успокоилась только тогда, когда получила уникальный шанс совместить два любимых занятия: в 2004 году Ольге Хитрушко предложили место замдиректора по учебной работе в гимназии №5. Кстати, именно при этом директоре гимназии присвоено имя В. С. Короткевича. Той самой, где когда-то сама она училась.

- У нашей гимназии эстетический уклон, поэтому здесь обучают в том числе игре на различных инструментах. То, что я окончила музыкальную школу, очень помогает. Мне рассказывали, что когда я пришла сюда замдиректора, учителя сказали: с ней не схалтуришь - слишком хорошо понимает в наших предметах, - улыбается Ольга Геннадьевна.

С 2012 года она возглавила гимназию №5, но до сих пор продолжает преподавать историю в старших классах. Не скрывает, что считает учительскую работу тяжелой:

- Во-первых, эмоционально выкладываешься по максимуму на уроках, а во-вторых, мысли о работе крутятся в голове и после ее окончания.

Куда угодно, только не в педагогику!

При этом Ольга Геннадьевна уверяет, что не верит в популярный термин "профессиональное выгорание".

- Настоящий учитель всегда найдет для себя подпитку, - считает она.

Тем не менее, когда пришла пора дочери определяться с будущей профессией, директор гимназии то ли в шутку, то ли всерьез посоветовала: куда угодно, только не в педагогику. Но перед 11 классом Валентина сообщила: будет учителем.

- Очень удивила выбором факультета - физмат! Это при том, что Валентина прекрасно рисует. Мы думали, она займется архитектурой или дизайном, а тут - учитель математики. В нашей династии творческих гуманитариев такого еще не было, - констатирует Ольга Хитрушко.

Валентина раскрывает секрет своего решения: любовь к математике привил ей школьный учитель. А сама она уже три года преподает в столичной гимназии не только "царицу наук" в 6-11 классах, но и успешно закончила в этом году магистратуру по специальности "Робототехника".

- Совмещаю все это с классным руководством, поэтому рабочий день, можно сказать, ненормированный. Бывает, до 9-10 вечера решаем какие-то вопросы с родителями и учениками, проверяю тетради, - рассказывает Валентина, самая младшая в династии, но точно не последняя.

Дочка Ивана Геннадьевича в свои 10 лет уже решила, что также станет учителем. Специализацию выбрала - английский язык. У Марьяны даже ученик уже есть - папа. Он признается: хоть и неплохо знает английский, но с произношением иногда промахивается. Хорошо, что маленький учитель всегда может подсказать, как правильно.

В династии Войтулевич - Кебич - Хитрушко есть одно важное правило: какую бы профессию ни выбрал потом ребенок из их семьи, а музыкальную школу окончить он обязан!

В Год мира и созидания газета "7 дней" ведет проект "Династии". Учителя и врачи, спасатели и правоохранители, художники и инженеры - истории о семьях, которые десятилетиями создают материальные и духовные блага для любимой страны. Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

| Елена КРЫЛОВА, газета "7 дней", фото Леонида ЩЕГЛОВА.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

"Каждый из нас мечтал стать врачом". Эта династия спасает людей более 500 лет

Династия сделала открытия на миллиарды! Как генетикам Шейко удалось этого добиться?

"Встретила здесь свою судьбу". Каково это - быть частью династии заводчан?