22 августа, Дзержинск /Корр. БЕЛТА/. Как молодежь относится к экологическому движению, рассказали на полях Республиканского экологического форума в Дзержинске молодежные послы Целей устойчивого развития, передает корреспондент БЕЛТА.

Для определения эффективности молодежной политики в экологической и климатической сфере послами Целей устойчивого развития, студентками экономического факультета БГУ Анастасией Коршек и Мариной Вороновой был проведен опрос, который позволил оценить уровень осведомленности, вовлеченности и барьеры, с которыми сталкивается молодежь. В опросе приняли участие 173 респондента из всех регионов Беларуси, что обеспечило репрезентативность данных по географическому охвату. В опросе участвовали люди в возрасте от 14 до 25 лет.


В первую очередь была оценена осведомленность респондентов об устойчивом развитии. "Средняя оценка знаний оказалась около 3,5 балла по шкале от 0 до 5. При этом наблюдается рост этого значения с возрастом, что может указывать на эффективность повышения грамотности молодежи в данной сфере и на то, что системное климатическое посвящение с раннего возраста способствует формированию экологической осознанности. Ответственными за достижение Целей устойчивого развития молодежь считает государство, каждого индивидуума и образовательные организации. Действительно, государство является ключевым фактором в создании нормативной правовой базы, граждане и их повседневные решения формируют углеродный след, а образование формирует климатическую грамотность будущих поколений. Поэтому эффективная климатическая политика требует координации всех уровней ответственности", - отметила Анастасия Коршек. Также было рассмотрено отношение к устойчивому развитию. Подавляющее большинство - 81,5% респондентов - осознанно реализуют экологические практики, интегрируя принципы устойчивого развития в свою жизнь. И только менее 1% респондентов не готовы содействовать устойчивому развитию.

Кроме того, в опросе были рассмотрены практические действия, которые молодежь предпринимает для содействия устойчивому развитию. Наиболее частыми мерами оказались эффективное использование энергии, экономия воды, сокращение и сортировка отходов. "Это говорит о том, что молодежь активно внедряет экологические практики в свою повседневную жизнь. И эти действия хоть и кажутся достаточно маленькими и незначительными, но в совокупном масштабе дают значимый эффект. Далее мы спросили у респондентов, что из перечисленного нами они делают для сокращения отходов. Наиболее популярными мерами оказалось использование многоразовых альтернатив (76% респондентов используют бутылки, шопперы или стаканы), а также отказ от избыточной упаковки и продление жизни вещей. Такие практики не только уменьшают объем свалок и выбросов углекислого газа, но и формируют экономику замкнутого цикла, где вещи используются рационально", - добавила Анастасия Коршек.
Для уменьшения негативного влияния на изменение климата большая часть респондентов использует общественный транспорт и велосипеды, сортирует отходы. Также они отмечали, что покупают товары местного производства и стремятся к уменьшению водопотребления. Представленные данные свидетельствуют о том, что среди молодежи происходит активное становление культуры осознанного потребления и тематика изменения климата для них является актуальной.




Результаты опроса говорят о том, что молодежи для принятия мер в области устойчивого развития нужна более развитая инфраструктура. Также около 25% респондентов выделили такие ограничения, как нехватка времени, отсутствие достаточной информации и материального поощрения. Поэтому послами ЦУР выдвинуты рекомендации. "Например, увеличить количество пунктов приемов вторсырья в шаговой доступности, вводить больше бонусных программ для сдавших вторсырье, в том числе в супермаркетах, делать скидки на товары для тех, кто использует многоразовые альтернативы, а также продолжать повышать информированность", - отметила Анастасия Коршек.



"В контексте устойчивого потребления важно понимать феномен гринвошинга. Это практика, при которой компании вводят потребителей в заблуждение, преувеличивая или фальсифицируя экологичность своих продуктов, услуг или деятельности. Мы спросили у респондентов, знакомы ли они с таким термином. Наш анализ демонстрирует положительную возрастную динамику. Среди школьников о термине "гринвошинг" знают только 35%, в группе студентов в возрасте 18-21 год этот процент увеличивается до 47%, а среди молодых людей старше 21 года осведомленность достигает 50%. После этого вопроса мы разместили информацию, что такое гринвошинг, и задали вопрос, планируют ли теперь респонденты более внимательно проверять экологические заявления брендов. Наиболее распространенными ответами стали "да" и "возможно, если попадутся сомнительные надписи", - добавила Марина Воронова.

Кроме того, в опросе учитывался образовательный аспект устойчивого развития. "Мы задавали вопрос, интересуется ли молодежь саморазвитием и обучением в новых областях, а также дополнительным образованием в сфере устойчивого развития. Подавляющее большинство респондентов (около 98%) проявляет интерес к обучению в новых областях. При этом 64% активно ищут возможности, 33,5% признают интерес, но отмечают недостаток времени. Более половины опрошенных однозначно заинтересованы в дополнительном образовании в сфере устойчивого развития", - подчеркнула Марина Воронова.-0-
Фото Татьяны Матусевич