Больше года прошло с того времени, как вступил в силу новый закон, затрагивающий абсолютно каждого жителя Беларуси. Речь идет о законе о защите персональных данных. Большинство компаний, полагаю, скорректировали свои бизнес-процессы с учетом требований законодательства. Тем же, кто еще не успел это сделать, этот материал будет полезен. На примере конкретной белорусской компании в сфере ретейла мы расскажем, как грамотно выстроить работу по приведению деятельности организации в соответствие с законодательством о персональных данных.
"В нашей компании было понимание, что с принятием закона "О защите персональных данных" необходимо приводить деятельность в соответствие с законодательством о персональных данных, - отметил начальник службы по защите информации компании Максим Гречаников. - Мы провели аудит бизнес-процессов, которые затрагивают обработку персональных данных. Безусловно, их большое количество. Минимизировали объем обрабатываемых персональных данных для определенных бизнес-процессов, при этом для некоторых бизнес-процессов и вовсе исключили обработку персональных данных".
"Подобрали правильные, на наш взгляд, правовые основания обработки, издали и опубликовали на сайте компании политики обработки персональных данных. В частности, внешняя политика объясняет клиентам, как компания и для каких целей обрабатывает их персональные данные, политика по видеонаблюдению разъясняет, где и каким образом в компании осуществляется видеонаблюдение и сколько хранятся видеозаписи, а политика по файлам cookie позволяет посетителям сайта компании понимать, какие файлы cookie используются, как обрабатываются и как долго хранятся" - добавил специалист.
Что касается трудовых отношений, то согласие на обработку персональных данных у работников берется лишь для минимального количества целей. Во взаимоотношениях между нанимателем и работником работники находятся в зависимом положении, и вряд ли согласие может быть свободным. И в большинстве случаев информация о работниках обрабатывается нанимателем на основании требований законодательных актов.
"Наша компания уделяет большое внимание обработке и защите персональных данных клиентов, поэтому у нас создано отдельное структурное подразделение, контролирующее этот процесс. Мы планомерно, но, на мой взгляд, уверенно двигаемся вперед по выполнению требований закона", - отметил Максим Гречаников.
По его словам, в этом подразделении работают три сотрудника: два специалиста по защите информации, имеющие высшее юридическое образование, и специалист по информационной безопасности с высшим техническим образованием в IT-сфере. В перспективе подразделение планируется расширять.
К слову, ранее квалификационные требования к работникам, ответственным за внутренний контроль за обработкой персональных данных, отсутствовали. С недавнего времени появилось требование о наличии высшего образования. Это закреплено в Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕКСД). Причем, как порекомендовал Максим Гречаников, желательно назначать специалистов с высшим юридическим образованием. Технический специалист не всегда может понять тонкости юридического характера.
Начальник службы также пояснил, почему в его организации было принято именно такое решение - создать отдельное структурное подразделение, а не ограничиться одним специалистом. "Руководство приняло такое решение исходя из объема и количества бизнес-процессов, которые связаны с обработкой персональных данных. В компании может быть и не много сотрудников, но если их деятельность сопряжена с большим количеством бизнес-процессов, которые затрагивают обработку персональных данных, то у специалистов, как я, работы будет очень много, в том числе юридической и технической", - отметил он.
Национальный центр защиты персональных данных рекомендует составить реестр обработки персональных данных по каждому структурному подразделению. "В нашей компании около 20 структурных подразделений, и руководитель каждого из них совместно с нашей службой заполняет его. В этом реестре прописан каждый бизнес-процесс, касающийся обработки персональных данных", - добавил он.
Если из какого-то бизнес-процесса можно исключить или минимизировать обработку персональных данных, то, безусловно, это нужно сделать, заметил Максим Гречаников. Он привел классический пример - резюме кандидата на трудоустройство. Ранее многие работодатели запрашивали у потенциальных работников избыточную информацию, в том числе идентификационный номер, сведения о лицах, которые могут дать рекомендации с прошлых мест работы, информацию о близких родственниках, привлечении к уголовной или административной ответственности, состоянии здоровья. Согласитесь, такая информация в резюме зачастую носит избыточный характер.
Или другой пример из практики, который часто приводит руководство Национального центра защиты персональных данных, - бабушка хочет стать участником программы лояльности торговой сети. Чтобы выдать бонусную карту, у нее спрашивают идентификационный номер. "То есть чтобы получить бонусную карту и пользоваться скидками на социально значимые товары, бабушке нужно предоставить идентификационный номер. Это несколько странно. Возникает вопрос: зачем интересуются этой информацией и что с ней будут делать далее. Безусловно, такие случаи нужно искоренять", - уверен начальник службы.
Еще один пример, который вполне можно допустить. Для получения скидки в строительном гипермаркете необходимо предоставить копию своего паспорта и свидетельства о государственной регистрации недвижимости. "Информацию скопировали, а значит, она куда-то ушла, - заметил Максим Гречаников. - Но как далеко она ушла, в каких информационных системах осела и как в дальнейшем ее будут защищать? А ведь копия того же паспорта содержит гиперважную информацию, которая сопровождает человека большую часть его жизни. Более того, если эта информация попадет злоумышленникам, то они, сопоставив некоторые факты, будут знать о человеке практически все и могут использовать против него".
Типовая форма книги замечаний и предложений включает довольно много персональных данных: фамилию, имя, отчество, контактный номер телефона и адрес места жительства. Кроме того, там указывается суть замечания или предложения. Таких записей может быть сотня - с каждой из них вполне может ознакомиться заявитель, который пишет новое обращение.
"То есть любой человек, попросив книгу замечаний и предложений (а ее должны выдать по первому требованию), может полистать более ранние обращения и ознакомиться с персональными данными людей, оставившими до этого свои записи. Можно создать некую базу данных: кто и чем был недоволен либо кто за что благодарил, где проживает заявитель и какой его телефон", - заметил Максим Гречаников.
В настоящий момент форму книги замечаний и предложений изменить проблематично. Поэтому Национальный центр защиты персональных данных неоднократно требовал от компаний предпринять иные меры по защите персональной информации. Например, в компании, где работает Максим Гречаников, в книгу вкладывают лист бумаги так, чтобы скрыть прежние записи, скрепляют исписанные страницы вместе и прикладывают пояснительную записку следующего содержания: "В соответствии с законодательством о персональных данных доступ к персональным данным лиц, которые ранее оставили обращения в книге замечаний и предложений, ограничен. Убедительно просим вас не ознакамливаться с ранее оставленными обращениями, содержащими персональные данные".
"Соглашусь, вложенный лист бумаги выглядит несколько двусмысленно. На самом деле мы просто скрываем и таким образом защищаем персональные данные лиц, которые оставили обращения ранее", - добавил начальник службы.
Организации и компании, которые являются операторами по обработке персональных данных, должны принимать меры по защите персональных данных и недопущению случайного или несанкционированного доступа к персональным данным. Об этом говорится в ст.17 закона о защите персональных данных, заметил Максим Гречаников.
Показательным будет и пример с оформлением доверенностей. "Наши контрагенты просят или даже требуют, чтобы в доверенности были указаны ФИО, занимаемая должность, дата рождения, идентификационный номер, серия и номер паспорта, адрес места жительства. Ознакомившись с этой информацией, контрагент будет знать все мои чувствительные персональные данные. Но как они будут обрабатываться, как долго, насколько четко будет соблюдаться законодательство? В частности, наши работники этим озадачены", - отметил начальник службы.
По его словам, Национальный центр защиты персональных данных прорабатывает вопрос объема персональных данных, которые указываются в доверенности.
Максим Гречаников признался, что сам не раз слышал, как руководители предприятий предлагали юристам взять ответственность за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных на 3-4 месяца, наладить процесс, а затем вернуться к своей основной юридической работе. К сожалению, это невозможно, уверен он.
Большинство бизнес-процессов связано с обработкой персональных данных. К тому же возникают новые бизнес-процессы, и эти процессы также необходимо привести в соответствие с законодательством. "Кроме того, у нас большой объем договорной работы с контрагентами. Необходимо заключать соглашения об обработке персональных данных, контролировать сроки их обработки, не допускать избыточной обработки персональных данных", - добавил начальник службы.
Вместе с тем специалист по защите информации не может отдаляться от специалиста по информационной безопасности, уверен он. "Мне как юристу необходимо развиваться и в части обеспечения информационной безопасности, поэтому считаю большим подспорьем возможность пройти обучение, организованное Национальным центром защиты персональных данных совместно с БГУИР. Я вижу для себя это как точку роста", - отметил Максим Гречаников.
В компании, в которой работает Максим Гречаников, очень большое внимание уделяют обучению работников защите персональных данных. Специалисты, которые осуществляют внутренний контроль за обработкой персональных данных, должны проходить обучение в Национальном центре защиты персональных данных не реже одного раза в пять лет, специалисты по информационной безопасности - не реже одного раза в три года. Это установлено законодательством.
Что касается обучения работников, которые обрабатывают персональные данные, здесь применен в чистом виде рискориентированный подход: сотрудников можно либо направлять на обучение в Национальный центр защиты персональных данных, либо проводить обучение в самой компании, но обязательно с контролем знаний.
"В прошлом году у нас был принят локальный правовой акт об обучении работников и составлен график. В январе обучение прошли служба по корпоративной культуре, отдел по подбору персонала, отдел по обучению и развитию персонала, отдел кадров", - рассказал начальник службы.
Сначала обсуждаются общие требования законодательства. "При этом мы избегаем излишнего цитирования закона, а нормы законодательства объясняем простым и понятным языком, поскольку не у всех работников высшее юридическое образование. Затем разъясняем требования нашей политики обработки персональных данных и далее переходим в сферу бизнес-процессов конкретного отдела. После этого отвечаю на вопросы - сначала касательно бизнес-процессов, а затем плавно переходим на повседневную жизнь. Наши сотрудники тоже ведь субъекты персональных данных: они ходят в магазины, обращаются в банки, в риелторские и страховые компании и прочее. И всем интересно, как должны обрабатываться их персональные данные", - отметил Максим Гречаников.
По его словам, работники задают очень много вопросов, проецируя услышанное не только на свою рабочую деятельность, но и личную жизнь. "Честно говоря, я был приятно удивлен, что обучение вызывает такой живой интерес, и оно проводится не для галочки. Люди действительно очень интересуются, что такое обработка персональных данных и как правильно это делать", - заключил он.
Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-