6 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси и ОО "Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс" подписали сегодня меморандум о сотрудничестве. Церемония состоялась в онлайн-формате в Zoom, в рамках открытой лекции о выстраивании дружелюбного и комфортного общения с детьми с ментальными нарушениями, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс" много работает над тем, чтобы развивать в нашей стране инклюзивный подход через включение людей с особенностями в спорт и здоровый образ жизни. В том числе организует спортивные мероприятия (региональные и республиканские соревнования по футболу, баскетболу, настольному теннису, плаванию, легкой атлетике и т.д.), информационные и иные мероприятия, в которых участвуют и люди с инвалидностью, ментальными нарушениями.
"Международный день спорта на благо развития и мира, который мы отмечаем сегодня, предоставляет возможность продемонстрировать приверженность мирным инициативам и важность инклюзии, роль спорта и физической активности в жизни людей во всем мире. Спорт - это универсальный способ общения между людьми, он объединяет людей независимо от их национальной принадлежности, убеждений, физических и интеллектуальных способностей и возможностей, - отметила исполнительный директор ОО "Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс" Лариса Таболина. - Различные соревнования, тренировки, мастер-классы и дружеские встречи помогают снизить тревожность, улучшить физическое и психическое здоровье детей и людей с особенностями интеллекта, укрепляют их жизнестойкость и помогают в преодолении жизненных трудностей. Способствуют формированию социально значимых качеств. И самое главное - "Спешиал Олимпикс" помогает преодолевать любые границы, разрушает стереотипы и дает надежду всем, кто имеет те или иные особенности, почувствовать себя обычным человеком".
ЮНИСЕФ также много борется со стигматизацией общества и работает над созданием условий, когда равные права всех детей обеспечиваются в различных сферах жизни, в том числе и в спорте. Представитель ЮНИСЕФ в Беларуси Таня Радочай подчеркнула, что помимо удовлетворения общих для всех детей потребностей, ребятам с особенностями нужны эксперты, которые помогли бы преодолевать физические и психологические сложности и барьеры и развивать свои способности. Такую помощь как раз и предлагает Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс", ведь далеко не всегда у рядовых учителей в школах есть достаточно знаний и сил, чтобы вкладываться в индивидуальное развитие особенных детей.
Поэтому подписание меморандума стало логичным продолжением проводимой ЮНИСЕФ и комитетом работы и позволит объединить усилия.
Богатый опыт проведения различных специальных мероприятий позволил специалистам "Спешиал Олимпикс" сформулировать несколько советов по общению с людьми, у которых есть ментальные нарушения. Рекомендации озвучили на открытой лекции Лариса Таболина и директор по развитию Ольга Томукевич.
Искреннее отношение основывается на дружбе, взаимопонимании, равноправии и уважении. Старайтесь не акцентировать внимание на особенностях человека, который имеет нарушения интеллекта. Эти люди, как и любые другие, прекрасно могут распознавать надменное или предвзятое отношение. Необходимо смотреть собеседнику в глаза и следить за тем, чтобы ваши лица были на одинаковом уровне. Выражайте своим видом заинтересованность и доброжелательность.
Если же вы непосредственно не общаетесь с таким человеком, то не надо задерживать на нем свой взгляд. Это неприятно.
Соотносите жизненный опыт такого собеседника с темой разговора. Человеку с ментальными нарушениями бывает непросто уловить суть разговора, если он не подкреплен какими-то примерами, визуальной демонстрацией. Это должны быть простые, понятные предложения с четким смыслом. Вопросы тоже должны быть такими. И будьте внимательны к ответным реакциям. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Вместе с тем не надо разговаривать со взрослым человеком с ментальными нарушениями, как с пятилетним. Этим можно случайно обидеть. Он может прекрасно вас понимать, но ответить так же четко и грамотно ему не всегда под силу. Будьте готовы к прямолинейности и неудобным замечаниям таких собеседников - они просто не умеют врать, говорят то, что думают.
Старайтесь говорить медленно, четко артикулируя каждое слово. При этом громкий голос не делает речь понятнее - не нужно его повышать, сохраняйте спокойный тон.
Будьте готовы к эмоциональным проявлениям таких людей. Когда они радуются, то открыто это проявляют - пытаются обнять, поцеловать, потрогать. Если для вас это неприемлемо, постарайтесь мягко придержать такого ребенка за плечи и переключить его внимание на окружающие предметы, на разговор. Если это взрослый - мягко и спокойно объяснить, что это вам неприятно. А когда к вашему ребенку, например, на детской площадке таким образом обращается ребенок с особенностями - не нужно реагировать резко. Чтобы не развить в своем чаде агрессию или равнодушие, поговорите с ним, объясните, что все люди разные, этот малыш просто не знает, как нужно играть, общаться.
Дождитесь одобрения, предлагая помощь человеку с нарушениями интеллекта. Не стесняйтесь спросить о том, как вы могли бы помочь в каждой конкретной ситуации. Если вас не поняли, объясните еще раз, что вы готовы помочь, но не старайтесь активничать: безобидные на первый взгляд действия могут напугать или расстроить. И тем более не нужно раздавать советы родителям особенных детей.
Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс" - это крупнейшая в мире программа круглогодичных спортивных тренировок и соревнований для детей и взрослых с особенностями психофизического развития. ОО "Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс" зарегистрировано и действует в республике с 1992 года.-0-