Мы на тренировке Анастасии Коваленко в Белгосцирке. Вечером ее ждет выступление, сейчас небольшая разминка. Репетиции проходят каждый день, даже в выходные и праздничные дни. Воздушный гимнаст должен быть сильным, выносливым, гибким.
Без нарядного костюма, в обычном гимнастическом костюме мы можем оценить прекрасную физическую форму Анастасии. И признаемся, что она виртуозно владеет своим телом. Понимаем, что это талант, помноженный на результат многочисленных повторений.
- Важно подготовить руки, тело, всю себя и находиться в спокойствии, - отвечает на наш комплимент Анастасия: - С возрастом особенно начала следить за питанием. Но я такая сладкоежка, что мне иногда вечером просто тяжело удержаться от той самой плиточки шоколада с чаем и лимоном.

Во время репетиций Анастасия выкладывается так же, как и во время выступлений, на все 200 и более процентов. Это ее принцип - всегда показывать свой физический и эмоциональный максимум. При этом она признается, что перед зрителями работать даже проще, чем в пустом зале. В первом случае ты подпитываешься человеческой энергией.
- Я по аплодисментам понимаю, насколько хорошо получился номер, как я исполнила все музыкально и по трюкам слаженно, - замечает Анастасия. - Были, конечно, в моей жизни моменты, когда выходила из манежа и плакала. Потому что испугалась и не сделала половину работы. Люди этого даже и не поняли. Но, с другой стороны, сейчас я осознаю, что безопасность превыше всего. Когда ты работаешь без страховки и чувствуешь в момент выступления, что что-то пошло не так и ты не готов сделать какой-то трюк, обрыв, лучше не делать. А выполнить какой-то другой элемент либо пропустить, если музыка позволяет. Я видела артистов, которые падали с высоты. Но на эту тему не хочется говорить…

Любопытное наблюдение. Находясь на арене рядом с артисткой, мы осознали, что, когда сидишь в зале, то ощущение высоты другое. На манеже ты видишь истинную высоту - купол цирка около 22 метров, а это уровень 7-8 этажа дома. Из зрительного зала все кажется немного меньшим.
У каждого артиста-гимнаста своя рабочая высота: 10, 15 метров, под куполом цирка.
- Работаю на 5-7 метрах, некоторые трюки выполняю на уровне выше 10. В одной постановке под куполом делала стойку. Рука в петельке, конечно, не самая безопасная страховка, но я понимала последствия и все равно делала. Сейчас потихоньку набираю высоту, одним днем не рискну, - признается наша героиня.
Стройная - всего 46-48 килограммов, невысокая - 158 сантиметров ростом, Анастасия Коваленко выглядит настолько юной, что хочется спросить: вы в какой класс перешли? А на самом деле она уже восемь лет служит в Белорусском государственном цирке, отмечена различными наградами на профессиональных фестивалях и конкурсах. При этом в беседе понимаешь, что у этой девушки внутри неимоверная сила, которая поднимает ее под купол цирка, где она творит чудеса. С нами разговаривает спокойно, без всякого позерства, звездности, искренне признается в своем страхе высоты, как порой бывает тяжело настроиться на выступление, но она не дает себе права расслабляться, отвлекаться. Для нее важно быть максимально сконцентрированной, а еще не выходить из образа, рассказывать зрителям конкретную историю, делиться с ними эмоциями.
"Я очень сильно боюсь высоты. Безумно!"Чаще цирковые профессии выбирают дети, выросшие на манеже, наблюдавшие за родителями-артистами. Отсюда столько династий. Но в семье Анастасии все иначе, ее родные не имели отношения к этому виду искусства. Ее путь - это чистая страсть, рожденная внутри. В каждом полете она воплощает свою мечту.

- Не знаю, откуда это пошло, - улыбается Анастасия, отвечая на вопрос о цирковых корнях в семье. - Бабушка прыгала с парашютом, мама занималась спортом, и в свои почти пятьдесят она открыла для себя новое хобби - воздушные полотна.
Маленькая Настя в детстве перепробовала много чего: хореографию, театр, гимнастику. Родители поддерживали каждое начинание. Мама при этом наставляла дочь: хочешь результата - работай упорно, не расслабляйся. Но в гимнастике Анастасии сказали, что данные есть, но она поздно пришла, а чтобы догнать остальных, ей придется колоссально трудиться. И она много чего достигла, но однажды…

- Мы с мамой увидели набор в цирковую студию ДК МАЗ. В день прослушивания я была немного простужена - мама закапала нос, и мы отправились. Желание было сильнее всего. Тренер Людмила Михайловна Хоменко посмотрела меня и сказала: "Девочка хорошая, берем!" - вспоминает наша героиня и подчеркивает: - Людмила Михайловна - самый главный тренер в моей жизни. С нее все началось. Я знаю, как много она для меня сделала.
В десять лет Анастасия впервые попробовала себя как воздушная гимнастка. Страшно было, признается, но детское любопытство и адреналин подстегивали.
- Я очень сильно боюсь высоты. Безумно! Никогда не лазала по деревьям, даже на велосипеде и роликах катаюсь суперосторожно. Многие удивляются: столько страхов, а работаешь в воздухе. Как так? - задается вопросом Анастасия и отвечает: - Я понимаю, что иногда излишне рискую. Мне страшно, но я делаю. Не знаю, как объяснить. Поэтому с каждым днем нужна максимальная собранность, отличная физическая подготовка, моральная готовность - чтобы голова принимала все.
Еще девочкой Настю пригласили в шоу, заметив ее талант. Она выступала в Минске и России, осваивая серьезные трюки. И за полгода произошел резкий скачок.

В Белгосцирк официально устроилась Анастасия Коваленко, когда ей исполнилось 19 лет. Первый год работала с наездниками на лошадях. Но все время смотрела вверх, на воздушных гимнастов. Накануне одного международного фестиваля режиссер цирка предложила создать новый номер. Анастасия согласилась с радостью и энтузиазмом, ведь это не только новая ступень развития, но и шанс доказать свою готовность работать под куполом. После серебряной медали фестиваля Анастасии предложили перейти в воздушные гимнасты.
"Такого реквизита больше ни у кого нет"Так начался ее путь в небесах, где страх превращается в триумф, а громкие аплодисменты зрителей - наивысшая награда. Как и признание профессионального жюри различных состязаний, конечно. Например, на третьем международном фестивале циркового искусства "Артист" в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре, который прошел в сентябре, Анастасия Коваленко завоевала два специальных приза за выступление в скрипичном ключе.
Этот реквизит - ее собственное творение.
- Не хотела бы использовать громкие слова вроде "уникальное" или "неповторимое", - скромно замечает Анастасия, рассказывая про свою идею. - Хотя такого скрипичного ключа действительно больше ни у кого нет.

Она искала что-то особенное, смотрела, анализировала, черпала вдохновение. И нашла свой скрипичный ключ - символ, где музыка и цирковое искусство сливаются в гармонию. Затем предстояло воплотить идею: создать реквизит, получить доступ на нем работать по строгим стандартам Белгосцирка. Он сложный, сборный, состоит из трех частей, а в высоту - три метра.
- В голове бурлили фантазии: элементы, трюки, обрывы, - вспоминает артист цирка. - Я сажусь в ключ и понимаю, что представить красиво - одно, а реализовать - совсем другое. Есть кольцо, хвостик, нужно использовать все. Мы работали, главный режиссер подсказывал. Было непросто. Однажды спина заныла - я дала ей передышку, но все равно полезла за элементом. От боли не справилась с трюком и с размаху приземлилась на хвостик.
Самый захватывающий трюк в скрипичном ключе - двойной отрывной обрыв: гимнаст держится за один элемент, отпускает руки, перелетает на другой, затем на следующий - такой вот танец риска и красоты. А еще вис на зубнике, на волосах: публика взрывается аплодисментами, когда Анастасия парит в воздухе, удерживаясь лишь затылком, поднимаясь все выше.

Нам, простым зрителям, кажется, что кружиться на ключе - легко и просто. Наверное, даже специалисты, жюри фестиваля не всегда могут оценить истинную сложность и мастерство.
Причем Анастасия репетирует и выступает без страховки - иногда реквизит, как скрипичный ключ, этого не позволяет.
Ее номер со скрипичным ключом имеет несколько вариаций. Это как история про мечты. А еще музыка света. Именно ее наша героиня представляла на фестивале в Никулинском цирке в программе "Музыка Победы".
- В годы Великой Отечественной солдаты слушали песни, и музыка поддерживала их, это свет надежды. Хотелось, чтобы зрители уютно устроились в креслах и наслаждались музыкой, костюмом, трюками, - признается воздушная гимнастка.
Анастасия берет высокие ноты в этом номере - кто видел его, не сдержится от восторженных оваций, раз за разом, до самого финала. Приходите в Белорусский цирк, чтобы услышать эту симфонию своими глазами и прочувствовать ее сердцем.
"Цирк требует постоянного вдохновения"Цирк для Анастасии - не просто работа, а сама жизнь. Тем более когда твой муж еще и коллега, партнер. С улыбкой она называет встречу с Егором иронией судьбы: они росли в Минске, жили всего в двух остановках друг от друга, но встретились только в цирке уже взрослыми артистами. Егор учился в цирковом училище Москвы, работал в России, затем вернулся в родной город и пришел в Белгосцирк.
Анастасия хорошо помнит их первые совместные выступления: в парке Челюскинцев, когда они знакомили детей с цирковыми профессиями, и комическая зарисовка-постановка на столе с элементами акробатики. Тогда Егор исполнял строгого директора, а Анастасия - непокорную секретаршу.
Потом они сошлись в желании попробовать дуэт на трапеции. Во время репетиций сдружились, и очень быстро их отношения переросли во что-то более серьезное. Еще бы - это танец в воздухе полон страсти и любви!
- Весь цирк был в шоке, когда мы подали заявление, - смеется радостно Анастасия. И рассказывает, что Егор иногда ассистирует, поднимая ее на высоту, конечно, переживает за супругу.
- Как-то он пришел посмотреть номер и сказал: "Я на такую высоту не поднимался бы". А для меня это пустяки. Но он знает - спорить со мной бесполезно, особенно на фестивале. Не поднимет - буду злиться. Мне хочется выше, лучше, быстрее! - констатирует наша героиня и отмечает, что опыт и возраст научили ее осознавать риск. - Раньше этого не было, а сейчас у меня безумный бзик, я часто стала обрабатывать руки магнезией, сделаю это раз, потом второй, иначе не успокоюсь.
Магнезия - специальный раствор, который используют спортсмены для увеличения трения рук и снаряда и предотвращения скольжения.
Надо отметить, что супруги поддерживают друг друга не только в воздухе, но и в разных начинаниях, творческих задумках. Сейчас они стремятся развиваться, добавлять новые трюки.

- Не могу стоять на месте, - признается наша героиня. - Цирк требует постоянного вдохновения: смотрю постановки, фестивали, артистов в соцсетях.
Анастасия отмечает, что они с Егором не разделяют - этот номер только для фестиваля или же для цирковой программы. Они единодушны в том, что зритель тоже достоин видеть все самое лучшее из их программы. Будь то вис на волосах, зубах, двойной обрыв на немалой высоте.
- Цирковое искусство сочетает в себе театр, хореографию, акробатику. Здесь все - и рискованные трюки, и красота тела, и актерская игра. Программы завораживают и удивляют любого человека. Один обожает дрессированных животных, другому нравятся юмор и шутки клоунов, а кто-то ждет только наше выступление. Приходите в цирк, чтобы понять, что нравится больше вам, - обратилась к нашим читателям во время встречи Анастасия.

Светлана КИРСАНОВА, газета "7 дней",
фото Кристины Аксеновой и с сайта circus.by
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента