Два вертолета Ми-8 авиации МЧС Беларуси со спасателями на борту приземлились 1 декабря в аэродроме Липки. В течение нескольких месяцев специалисты выполняли задачи по тушению пожаров в горной местности. Как встречали белорусских летучих огнеборцев - в нашем репортаже.
Белорусские спасатели уже полтора десятилетия оказывают помощь в ликвидации чрезвычайных ситуаций другим странам. На протяжении этого времени авиация МЧС побывала в России, Латвии, Греции, Грузии и даже Сербии. В последние годы активно белорусских спасателей приглашают в Турцию, где сильные лесные пожары, особенно летом, явление перманентное.
На аэродроме Липки белорусских спасателей встречали близкие и родные, товарищи по службе. Поблагодарить экипажи за службу также приехал заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Игорь Болотов. Представитель ведомства отметил, что все задачи, поставленные перед спасателями, были выполнены. "Практика ликвидации пожаров с помощью отечественной техники за границей не новая. В этом году по обращению Турецкой Республики к руководству нашей страны было принято решение об оказании помощи. К слову, в Турции мы работаем уже 10-й раз. А вообще наши экипажи работают за границей с 2007 года", - подчеркнул замминистра.
Авиаторы заступили на боевое дежурство еще 1 мая. И практически ни один день не обходился без вылетов. Всего пожары тушили три вертолета - два Ми-8 и один Ми-26.
"Наши ребята показали высокий профессионализм, все задачи были выполнены успешно. Руководство и жители Турецкой Республики высоко оценили белорусский вклад в ликвидацию лесных пожаров и очень благодарны нашим спасателям", - резюмировал Игорь Болотов.
За более чем полгода авиация МЧС Беларуси выполнила 265 рабочих вылетов. Начальник ГААСУ "Авиация", полковник внутренней службы Тадеуш Курсевич акцентировал внимание на нескольких особенностях, присущих тушению пожаров в Турции.
"В первую очередь, это гористая местность. Второй момент - обильные леса и курортная местность, где много отдыхающих. Загорание может произойти в любой момент. В таких условиях важно быть внимательным к рельефу. Работали в самых буквально горячих точках. Например, возле городов Измир, Анталия, Аланья, Каш. В общей сложности налетали 460 часов, совершив 1135 сливов воды, во время которых было сброшено без малого 5 тыс. т жидкости.
Вся техника, акцентирует Тадеуш Курсевич, отработала исправно и в штатном режиме. Белорусские экипажи показали высокий профессионализм. Это отметила и турецкая сторона. "Именно поэтому из года в год нас приглашают для помощи", - добавил спасатель.
Тадеуш Курсевич также поблагодарил все службы, работа которых на первый взгляд не видна, но без неоценимого вклада в ликвидацию пожаров успех командировки был бы невозможен: "Безусловно, это тыловое, финансовое обеспечение, метеослужба. Без этих специалистов успешная работа была бы невозможна. И, конечно же, хочется сказать отдельное спасибо нашим родным и близким, которые нас всегда поддерживают и ждут. Мы, наконец-то, дома и очень счастливы".
Обратный путь из Турции в Беларусь выдался нелегким. Всего спасателям предстояло преодолеть почти 5 тыс. км. Дорога осложнялась сложными погодными условиями. С каждым километром комфортные турецкие плюс 20 превращались в белорусские минус 10 с сугробами и наледью
"Всего дорога заняла более 10 дней. Из Турции мы вылетели еще 18 ноября. Особенно сложно пришлось в Центральной части России, где резко изменилась погода: попали в полосу ливневых и ледяных дождей. Сильно мешал туман. Поэтому немного задержались", - заключил Тадеуш Курсевич.
Для второго пилота вертолета Ми-8 Николая Силивончика данная командировка в Турцию стала уже третьей. Всего в Турции спасатель пробыл чуть более трех с половиной месяцев. Признается: за эти годы работа стала привычной. Впрочем, не менее тяжелой.
"Мы работали в достаточно сложном квадрате близ города Мармарис. Это курортное место, и лесные пожары там - явление частое. В этом году был особенный случай. На пятачке всего в 10 квадратных километров работало более 50 машин спасателей разных стран - от США до Иордании. По сути, это своеобразная воздушная пробка. Всегда нужно быть начеку, приходится выполнять сложные маневры. Плюс иногда возникали сложности в коммуникациях. Сказываются языковые особенности, - говорит пилот. - Несмотря на все трудности, пожар удалось локализовать и ликвидировать достаточно быстро - в считанные часы. Тут уже сработал фактор опыта, ведь мы тушим пожары не первый год. За это время подмечаем какие-то особенности, научились видеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это очень важно: ведь работать приходится в сложных условиях. В буквальном смысле на пределе возможностей".
Поставленные задачи выполнены с честью. Дорога домой была трудной, но очень долгожданной. "Конечно, вернуться в родную Беларусь хотелось как можно быстрее. Все-таки несколько месяцев вдали от родины переносятся тяжело. Соскучились по родным и близким, друзьям", - добавил собеседник.
К слову, пока в отпуск пилоты не пойдут. В ближайшее время специалисты МЧС отправятся в российскую Казань, где будут осваивать новую летную технику. "И, безусловно, готовиться к очередным важным командировкам", - заключил Николай Силивончик.
БЕЛТА.-0-