Любопытный DVD-диск попал мне в руки. В скромной обложке интереснейшие воспоминания удивительного человека, легенды фотожурналистики Александра Дитлова. Воспоминания несколько фрагментарные, длительностью около часа. Ах, как жаль! Ведь слушать - одно удовольствие. Однако отдельные пазлы, дополненные рассказом его дочери Ольги Александровны и заведующей отделом научно-исследовательской работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Татьяны Тройнель, складываются во вполне монолитную конструкцию.
Фотограф, военный корреспондент фотохроники ТАСС, заслуженный журналист Республики Беларусь Александр Дитлов - герой специального проекта БЕЛТА "Профессии Победы", посвященного 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Рассказываем об отважных людях самых разных профессий - тех, кто на передовой, в тылу или в оккупации вносил свой вклад во всенародную борьбу с фашизмом.
Воспроизвести жизнь этого человека скупыми энциклопедическими строками рука не поднялась. А поговорить с ним самим, чтобы передать прожитое в красках, увы, уже не представится возможности. Александр Дитлов ушел из жизни в июне 2009 года. Говорят, он был прекрасным рассказчиком. Сегодня описать военный путь, послевоенный период выдающегося журналиста и фотокорреспондента могут его снимки, множество публикаций и слова родных, коллег и единомышленников.

Несколько дисков, газетные страницы и даже журнал "Маладосць" с надписью, сделанной лично Александром Дитловым, передала мне во временное пользование его дочь. По словам Ольги Александровны, ее отцу, увлеченному человеку, была присуща радость познавания нового, он был автором многочисленных проектов, поэтому осознанно не занимался собиранием своих материалов для потомков.


В беседе Александр Сергеевич не единожды отказывается от идеи записать свои воспоминания. "Зря пленку гоняете. Не хочется огорчать бессистемной болтовней", - говорил он приятелю, известному музыканту Александру Мильто. Однако тот настоял… И был прав! Доверительный разговор двух человек, скорее всего, на кухне у одного из них (короткие реплики домашних и мяуканье кота на записи добавили непринужденности беседе) происходит как будто сегодня, а благодарному слушателю просто повезло оказаться рядом.
Некоторые подробности из жизни и профессионального пути мы узнаем из уст самого Дитлова.
На фронт - из "Рыбинской правды"
Из воспоминаний Александра Сергеевича, сохраненных на страницах разных газет (внимание к его персоне было всегда), понимаем, что перед войной он работал фотокорреспондентом в газете "Рыбинская правда" в Ярославской области. В июле 1941 года в Рыбинске формировалась дивизия. К нему пришел директор местного театра и предложил пойти фотографом в создаваемый при политотделе клуб. Дитлов согласился и вскоре попал на фронт.
В начальный период войны его должность - начальник полевой химической лаборатории отдельной роты химической защиты. По привычке делал фотоснимки, писал заметки и отправлял в разные газеты, в том числе в свою "Рыбинскую правду". Часто приходилось делать снимки для партбилетов: голова на белом фоне. А где взять простыню в окопе? Вот и придумал способ: два солдата за снимаемым шевелят газету, буквы сливаются и на фото получается сносно сероватый фон.
"Вторую половину войны я служил в дивизии и одновременно был военным корреспондентом Фотохроники (ТАСС. - Прим. БЕЛТА)", - вспоминал Александр Сергеевич.
А предваряла эти события встреча с известным художником Николаем Николаевичем Жуковым, когда тот работал во фронтовой газете. Сотрудничество с будущим Народным художником СССР Дитлов вспоминает как судьбоносное.
"А я же из газеты на фронт, - рассказывал Александр Сергеевич. - Какое-то время затишье было. Я что-то поснимал и принес в газету фронтовую. Снимки пригодились, напечатали. Я еще раз принес. Один снимок ему (Николаю Жукову. - Прим. БЕЛТА) понравился. Он говорит: "Дай ты мне, я его нарисую и пошлю в "Правду" как рисунок". "Бери", - что ж мне сказать. И, видите, как правильно. Его напечатали. Он еще рисовал".
Потом Коля, как дружески называл его Дитлов, стал более-менее известным, его пригласили в "Правду", где он и работал немного. Затем его назначили художественным руководителем Студии военных художников имени М.Б. Грекова. "И в это время мы приезжаем в Москву с командиром дивизии", - рассказывал Александр Сергеевич, который в то время был адъютантом командира 37-й гвардейской дивизии Евгения Ушакова.
Генералов во время войны все время подучивали. "Пусть он учится, давай к нам в студию. Мы как раз едем на фронт, - сказал, столкнувшись с Дитловым, Жуков. - Мы - к генералу, генерал - в академию. Там дают разнарядки. И меня зачисляют до конца лета в эту студию Грекова. Если бы я Колю не встретил, какая бы жалкая была жизнь! А так по бронетанковым войскам мы поехали. Было интересно, не зря лето тогда прошло. Снимал много. Фотохроника - сразу мне удостоверение. Я же зарплату не прошу. Они получают негативы".
Как появилось известное фото кавалеров ордена СлавыКак раз в то время сделана известная фотография-полотно - шеренга людей в солдатских гимнастерках с серебристой звездой на груди. В одном ряду - 49 кавалеров высшей солдатской награды - ордена Славы. "Приезжаю в полк снимать, и командир полка: "Да, будешь снимать, приготовлю тебе, кого надо. Только первый снимок - сделай мне кавалеров ордена Славы", - вспоминал Дитлов. - Я даже огорчился тогда. Думаю, солдаты стоят в строю, а я их снимаю".

Сегодня это широко известная фотография. Сначала она появилась в фильме Константина Симонова "Шел солдат". Затем мир увидел ее в 20-й серии киноэпопеи Романа Кармена "Великая Отечественная", которая называлась "Неизвестный солдат". И потом, с легкой руки Александра Дитлова, она стала основой для фильма "Спасибо, солдат".
Все 49 воинов 2-го гвардейского мотоциклетного Ярцевского полка 3-го Белорусского фронта были награждены орденом Славы 3-й степени за подвиг в витебском котле. 25-26 июня 1944 года бойцы полка заняли рубеж в деревне Мокшаны на дороге Витебск - Сенно и не пропустили рвавшихся из окружения гитлеровцев. Отбили несколько атак, а когда захватчики пошли в наступление, прикрывшись детьми, женщинами, стариками, воины этого полка, пропустив мирных жителей, вступили в рукопашную схватку с врагом, из которой вышли победителями.

Репродукция группового фото хранится в Музее истории Великой Отечественной войны. Ольга Александровна бережет дома первоначальный вариант склейки отдельных фотографий, над которым лично работал ее отец. На каждом фото - по шесть солдат. Тогда, в войну, они встали перед фотографом для памятного снимка. А майор Купин, командир полка, не успев согнать с лица выражение гордости за своих гвардейцев, выругался: "Почему автоматы немецкие?". Да, потом нашлись советские, но всего восемь на весь полк. И Дитлов шел вдоль строя, делая снимок за снимком… Автоматы передавались из рук в руки.

Как появилась идея фильма "Спасибо, солдат", Александр Сергеевич также вспоминает в беседе. Перед 40-летием Победы в Великой Отечественной войне в "Телефильме" предложили подготовить сценарий на военную тему. "Чего проще!", - отреагировал тогда Дитлов. И стал разыскивать бойцов легендарного полка. А там - выходцы со всего Советского Союза.
"И я стал искать. Через музей Великой Отечественной войны, через архивные управления. Я получил наградные листы на всех. А у меня записная книжка сохранилась. В общем, по моим запискам... Стали писать письма в военкоматы, райисполкомы: из вашей местности был человек мобилизован, как его можно найти?", - рассказывал Дитлов.
Ответы приходили разные: убит, не вернулся с войны, жив и вот адрес. "Адресов нашлось восемь. А как потом выяснилось, был еще и девятый. Но про него написали, что сведений нет. Оказывается, он был милиционером в это время, после войны, секретная фигура. А такой солдат! В этой панораме самый-самый солдат! Такой хитроватый, замечательный дядька. Потом-то после фильма я его нашел. Но он вскоре умер: у него все-таки ранения были", - вспоминал Александр Сергеевич.
И был в этой шеренге любимец - пулеметчик Кочанов. По словам Ольги Александровны, отец вспоминал, как тот гордился, что всю войну прошел со своим пулеметом. "Отец его обожал. И судьба интересная. Жена дважды за время войны получала похоронки на него, а он выжил. У него дочки были - Вера, Надежда, а третьей Бог не дал. Простой пулеметчик, а прообраз настоящего героя", - поделилась своими размышлениями дочь фотокорреспондента.
Фотографии в дымуВ фондах Музея истории Великой Отечественной войны хранится около 80 фотографий, которые Александр Дитлов сделал на войне и в послевоенный период.
"Среди них есть фотографии именно с поля боя. Сделаны в основном в районе Минска. Они так и обозначены: "На Минск", "Бои на минском направлении", - рассказала Татьяна Тройнель. - Мне запомнилась фотография, на которой виден лишь ствол орудия, а кругом дым. На ней зафиксирован момент напряженного боя. Идет артиллерийская подготовка".

Известно, что в ходе операции "Багратион" в местах прорыва советское командование сосредотачивало очень большое количество артиллерии. На 1 км фронта приходилось до 200 артиллерийских орудий. Эта фотография ярко демонстрирует силу советской артиллерии в ходе операции по освобождению Беларуси.
Ольга Дитлова подтвердила: у отца действительно много фотографий в дыму. "В свое время я спрашивала у папы, почему так. Он пояснял, что снимал атаки, которые начинались с артобстрела. Говорил, что в тот момент ничего не было видно. Только дым, дым, дым. И солдаты бегут. А он за ними. Если кто-то думает, что военные корреспонденты отсиживались и снимали только героев после боя, он глубоко ошибается. Корреспонденты шли впереди, чтобы показать атаки и лица", - поделилась она.


В ходе освобождения Беларуси Александр Сергеевич снимает разрушенные захватчиками города. В музее хранится серия фотографий, на которых запечатлен лежащий в руинах Минск. Например, на одном фото видна площадь Свободы, улица Ленинградская - просматриваются одни руины. На другом фото изображен Дом Красной армии, сейчас это Дом офицеров. Само сооружение целое, но рядом с ним можно прочитать надпись "Дом не занимать. Минный карантин", сделанную на щите. При отступлении гитлеровцы минировали сооружения. Многие здания были сохранены благодаря героическим усилиям советских саперов.


В июне 1944 года фотокорреспондентом сделано фото, которое было озаглавлено "Окончательная позиция солдата вермахта": оккупант распластался на краю окопа, найдя свое последнее пристанище на белорусской земле.
Запоминается фото Александра Сергеевича, которое он назвал "Апофеоз войны". История его создания известна. Недалеко от Толочина, освобожденного 26 июня 1944 года, Дитлов собрал большое количество немецких касок, сложил их горкой и сфотографировал. Композиция должна была напоминать одноименную картину известного русского художника Верещагина.

В одном интервью Дитлов рассказывал про странного пленного немца, которого встретил в начале войны. Его звали Ганс Бейер - Иван Медведь в переводе на русский. Тогда Александра Сергеевича поразила мысль: почему один Иван должен стрелять в другого Ивана?
Фотографии Дитлова порой расскажут об авторе больше, чем слова. Ольга Александровна хранит фото "Не взятый в плен". Ее отец рассказывал, что имел полное право застрелить этого немца. Встретил его рано утром под Берлином. Немец пробирался домой на велосипеде и, видимо, ближе к дому бдительность его притупилась, устал. Александр Сергеевич не выпустил последнюю пулу: оба смотрели друг другу в глаза, немец - со страхом. "Отец решил, что жертв уже достаточно, пусть живет", - поделилась она.
Иисус из Узников"Вот еще одно фото. Просто посмотрите на лицо этого человека, - продолжала Ольга Александровна. - Папа называл его Иисус на войне. У него было лицо Христа. Узник концлагеря, житель деревни Узники Владимир Мартынов. 1944 год. Одет в кожух. Он даже не понимал, жарко тогда было или холодно. Можете представить, что ему здесь всего 29 лет? А выглядит как глубокий старик: состарился после пережитых страданий".

Освобождая советскую землю, воины Красной армии стали свидетелями неслыханных преступлений. Они видели тела расстрелянных мирных жителей, повешенных подпольщиков и партизан, забитые трупами женщин и детей колодцы, сожженные деревни. Они освобождали узников лагерей смерти, которые находились на грани жизни и смерти.
"Войсками 65-й армии - в ее состав входила 37-я гвардейская стрелковая дивизия, в которой проходил службу Александр Сергеевич Дитлов, - были спасены 30 тыс. мирных жителей, которые страдали в Озаричских лагерях", - рассказала Татьяна Тройнель.

Александр Сергеевич фотографировал и в ходе наступления советских войск, на снимках - пехотинцы, артиллеристы, саперы.
Фото форсирования Днепра в районе Лоева, сделанное в октябре 1943 года, напоминает о самой кровопролитной битве в ходе Великой Отечественной войны, - битве за Днепр. Именно за это сражение было присвоено самое большое количество званий Герой Советского Союза - 2438.
Мы из БерлинаВойну Александр Сергеевич закончил в Берлине. В июне 1945 года фотокорреспондент покинул Германию в первом эшелоне демобилизованных воинов, который следовал по маршруту Берлин - Ростов-на-Дону. Перед выездом Александр Сергеевич сделал фото, которые хранятся и в домашнем архиве дочери, и в Музее истории Великой Отечественной войны.


"На одном из них мы видим, как в пригороде Берлина советские генералы отдают честь солдатам Красной армии, которые возвращаются на Родину. На переднем плане слева - Герой Советского Союза Малинин Михаил Сергеевич - генерал-полковник. В июне 1945 года он был начальником штаба группы советских войск в Германии. На другом фото Казаков Василий Иванович, генерал-полковник артиллерии, командующий артиллерией 1-го Белорусского фронта. В пригороде Берлина он прощается с красноармейцами, которые отправляются на Родину", - пояснила заведующая отделом научно-исследовательской работы.


Она заметила, что для жителей Беларуси эти личности - и Малинин, и Казаков - знаковые фигуры. Оба - участники операции "Багратион". Михаил Сергеевич Малинин - один из немногих начальников штабов, который был удостоен звания Героя Советского Союза.


Конечно же, в пути от Берлина до Ростова-на-Дону Александр Сергеевич фотографировал. Названия снимков говорят сами за себя: "Мы из Берлина", "Мы из 1-го Белорусского фронта", "Воин-победитель", "Советские дети рядом с победителями", "Советские мирные жители встречают красноармейцев из первого эшелона демобилизованных воинов "Берлин - Ростов-на-Дону". На этих фото передано ликование, которое тогда буквально царило в воздухе.


"Есть у нас фотография под названием "Солдатская каша". Сюжет очень простой: справа сидит солдат, а напротив, так же на земле, - ребенок, который ест из солдатского котелка. Мне кажется, эту фотографию знали все советские люди. Она одна из самых знаменитых. В нашем музее хранится фотокопия", - рассказала Татьяна Тройнель.
По словам Ольги Александровны, очень любил отец фотографию, сделанную в Берлине уже в мирное время (июнь 1945 года) на складе трофейного немецкого оружия на военном полигоне вермахта. Около снаряда запечатлена девочка - внучка генерала И.Н. Хабарова, заместителя командующего 2-й ударной армией Группы советских оккупационных войск в Германии. Вспоминая историю создания фото, отец рассказывал, что приехала жена генерала с ребенком. Он попросил девочку встать рядом со снарядом. Получилось очень красноречиво: именно такими фугасили по маленьким детям.
Кружка для усатых мужчинСохранением наследия отца во многом занималась Ольга Александровна. Большую часть материалов передала в исторический и музей истории Великой Отечественной войны. Некоторые негативы, отцовские трофеи из Берлина и семейные альбомы пока хранит у себя дома.
"Папа умел подмечать интересные мелочи даже на войне. Один из трофеев, привезенный из Германии, - кружочка с полочкой. Спросите, почему она запала ему в душу? Он любил веселые, оригинальные идеи. Это кружечка для усатых мужчин, чтобы, когда они пьют, усы не намокали. Отец в свое время ходил на наш фарфоровый завод, предлагал повторить. Идея же потрясающая! Но сказали, что сложно делать. А ведь прекрасный был бы сувенир! Кто откажется ради смеха?" - заметила Ольга Александровна.
Чем больше погружаешься в судьбу и жизнь известного фотографа, тем больше удивляешься его бескорыстности, увлеченности, самоотдаче и радостному взгляду на жизнь. Александр Дитлов призывал каждый день видеть вокруг себя что-то интересное.
"Интересно открыть людям глаза на то, как каждый день около каждого человека происходит что-то потешное. Если это не наблюдать, губы опустятся у человека, он сгорбатится, будет думать, что все вокруг плохо. Но даже самое плохое потешным бывает, - говорил он. - На войне сколько было потехи. Казалось бы, какая там потеха".
Однако невыдуманные истории так и просятся в эпизоды военного фильма. Например, дважды за войну Дитлов совершенно случайно встречал родного брата. Один раз - где-то под Мозырем. "Лежневка: поперек стволы деревьев и по ним лошади шли, пушки тянули, все это шатается. Ночь. Маленький свет в автомобиле (на фары одевалась покрышка маленькая - и щелочка). И вдруг в этом свету, смотрю, брат идет. Причем они шли на восток, а мы на запад. Разные части. Они отступали, а мы их заменяли", - вспоминал Александр Сергеевич.
Хоть с братом и переписывался, но месторасположения его не знал. "И вдруг оказалось, что он тут идет. И главное, он остановиться не может и я не могу. Мне надо туда, а ему обратно", - рассказывал Дитлов. Через пару дней Александр Сергеевич нашел брата, приехал к нему на часок в землянку.

Второй случай - не менее удивительный. И снова ночью. В кромешной тьме расположились на ночевку. И вдруг Дитлов услышал знакомый голос и не сразу поверил. И громко спросил: Никита Дитлов, это ты? Случайная встреча обернулась несколькими часами душевного разговора. На рассвете каждый из братьев со своей частью пошел дальше.
Отец был счастливым человекомПосле войны Дитлов продолжил работать в Фотохронике ТАСС. "Приезжаю в Москву к начальникам. А у меня спрашивают: "Хочешь работать или поедешь обратно в свою редакцию? - Почему нет, - говорю", - вспоминал он. Предложили Минск, Иркутск и Киров - в эти места нужны были люди. Выбрал Минск. "Во-первых, я целое лето разъезжал по Беларуси. И вообще я прикинул: разве можно сравнить значимость? Вот и все. Назначили сюда. Еще Калининградскую область прибавили", - рассказывал он.
Потом стали формировать Фотохронику БЕЛТА, и Дитлов перешел работать туда. "Народа много было - человек десять или больше", - вспоминал он. И тогда Фотохроника была одной из редакций БЕЛТА. Фотокорреспонденты были закреплены за областями, центральная часть работников жила в Минске. К слову, первая цветная фотография в Минске появилась именно благодаря Дитлову в этот период. Фотографии Дитлова и сегодня хранятся в Фотохронике БЕЛТА.
По словам Ольги Александровны, ее отец был счастливым человеком: всю жизнь занимался любимым делом. В середине 60-х его даже приглашали в журнал "Огонек" в Москву. Он вежливо отказался. А ведь попасть туда - предел мечтаний!

Из рассказов отца Ольга Александровна помнит, как лично Петр Миронович Машеров пригласил его работать в новом журнале "Маладосць". "Машеров сам выбирал редакцию. Он был секретарем ЦК комсомола. Редактором выбрал Кулаковского. Брыля - завотделом очерков. Науменко тогда работал, вице-президент Академии наук, он был литсотрудником отдела очерков, - вспоминал Дитлов в беседе с музыкантом. - И меня он вызывает. Я не знаком с ним был. Видимо, кто-то подсказал, возможно, снимки видел - я не стал расспрашивать. Так меня назначили, а я еще месяц работал в фотохронике".
Как журналист и увлеченный человек, после "Маладосцi" Дитлов не смог не попробовать себя в качестве телевизионщика. Тем более, телевидение открывало интересные возможности для журналистской практики.
Ольга Александровна с удовольствием рассказывает про работу отца. Сама же, будучи ребенком, не раз видела, как рождались журналистские идеи. Говорит, в работе журналистом отцу очень помогала контактность. "С людьми он моментально находил общий язык. Разговорившись со случайным собеседником и узнав, что он обладает каким-то талантом, старался пригласить его на телевидение. Так познакомился с таксистом-фокусником, самородком резчиком по дереву - с этим героем даже был снят сюжет для телевидения", - поделилась она.
Разыскивал и поддерживал талантыПомогал Александр Дитлов и талантливым детям. В командировках всегда заходил в школы, интернаты, студии. Ребят, которые тянулись к фотографии, снабжал необходимым для съемок и проявки, поддерживал с ними переписку.


Сам Дитлов вспоминал, как предложил сделать на телевидении передачу, во время которой демонстрировались фотоснимки любителей. "Сделали в детской редакции - называлась "Фотопанорама". Дети и не дети посылали. Но ребячьих было много. И ведь тоже разные. Вроде одно и то же: вот ходит петух по траве. Один снимает так просто. А второй хитрит: то ляжет, то встанет, то свет у него какой-то интересный - пытается этого петуха подать повыгоднее", - делился воспоминаниями Дитлов.
Однажды заметил, что среди юных любителей фотографии часто попадаются снимки одного и того же мальчика - Виктора Драчева. Позвонил домой родителям, обратил внимание, что у сына есть задатки к фотографии. "Вы же видите, мы показываем снимки вашего Вити. И других показываем. Но не каждому надо звонить, а вам я звоню, - говорил тогда Дитлов родителям. - Посмотрите, у него какой-то глаз особый. Он видит не как все. Следующую панораму посмотрите, пойдут снимки - и вы сами увидите, насколько интереснее ваш Витя снимает. И что теперь Витя? Один из ведущих фоторепортеров! И таких много. А операторами сколько стали!"
А сколько времени Александр Дитлов посвятил тому, чтобы поддержать фотографов-любителей! В то время он уже возглавлял фотосекцию в Союзе журналистов БССР. И понимал: не только журналисты, но и другие хотят выставить свои работы. "Ведь фотограф - какой человек интересный. Он сам увидел, снял. Для чего он снял? Думаете, для себя что ли? Нет. Чтобы потом показать, что он видел. Это существо этих людей", - говорил он.
Фотолюбителям предложили объединяться. Придумали фотоклуб на базе Дома самодеятельности. Там собиралось много людей, приносили свои снимки. "И самое интересное - когда мы честно, громко говорили по поводу этих снимков. И никого не прижимали. Неудача - так неудача. А удача - так удача", - вспоминал Дитлов.
Продолжал поддерживать фотолюбителей и в журнале "Маладосць". "Номер выходит, а в серединочке - страниц восемь иногда только фотолюбителей", - говорил он.
Еще один пример продвижения провинциальных талантливых авторов - проект "Мини-фото", который давал огромные возможности любому фотолюбителю демонстрировать свои работы небольшого размера, напечатанные в домашних условиях. В дальнейшем работы разного размера для экспозиции компоновались на стандартных листах картона по несколько фотографий на лист. И затем с такой мини-выставкой Дитлов ездил в клубы, дома культуры, различные выставочные залы республики. "И как же провинциальным авторам было приятно, когда их фото попадало на выставку. Причем абсолютно бесплатно", - сказала Ольга Александровна.
Теперь выглядит удивительным тот факт, что больше 10 лет Дитлов читал основы фотожурналистики в политехническом институте на факультете общественных профессий. Прослушавшие курс получали возможность работать фотожурналистами в изданиях.


"Десять лет бесплатно! Два раза в неделю, 4 академических часа. Половина студентов еще к нам домой вечно приходила. Мама в шутку спрашивала, будут ли у нас двери когда-нибудь закрываться", - рассказала дочь фотографа-легенды. - Кстати, отца не единожды приглашали преподавать на журфаке, но он отказывался. Говорил, что лекциями студентов не научишь. Он же сразу давал практику. Обучение было в удовольствие. И студенты его обожали".



За высокое фотоискусство Дитлова всегда высоко ценили коллеги. В книге, которую готовит Белорусский союз журналистов, Владимир Ландер, председатель Минской городской организации ветеранов журналистики, называет Александра Сергеевича легендарной личностью не только в профессии, но и в жизни. Его авторитет был непререкаемым потому, что в профессии он достиг таких высот, до которых молодым было просто не дотянуться. Для людей, для белорусской журналистики, для Отечества он сделал столько доброго и полезного, что его жизнь и сейчас еще обрастает легендами.
Фотожурналист Дитлов прожил долгую творческую жизнь: на пенсию уходил только в 93 года. А до векового юбилея не дожил всего-то года три. Ветераны журналистики еще и сегодня говорят, что он был "самый снимающий среди пишущих и самый пишущий среди снимающих" летописец нашей истории. "Этот удивительно яркий человек видел вокруг себя мир в существующих красках, без каких-либо вымышленных прикрас: показывал сначала войну такой, какая она была, а потом - страну, такой, какая она есть. Вот почему каждая его фотография легендарна, и сам Александр Сергеевич Дитлов для всех нас - легенда", - подчеркнул Владимир Ландер.
Фото говорят через десятилетияВоенные фотокорреспонденты внесли свой вклад не только в общую для всего советского народа победу, но и в сохранение памяти о Великой Отечественной войне. В настоящее время их фотоматериалы публикуют в различных изданиях. Сделанные в тот период фото хранятся во многих музеях.
Как рассказала Татьяна Тройнель, в годы Великой Отечественной войны на фронтах работало около 200 советских военных фотокорреспондентов. Это были сотрудники центральных средств массовой информации, а также фронтовых и армейских изданий. Исследователи называют советский военный фоторепортаж уникальным явлением в мировой фотографии. Некоторые фото советских корреспондентов получили всемирную известность. В их числе снимок "Зоя", сделанный под Москвой в январе 1942 года Сергеем Струнниковым. Или снимок "Знамя победы над Рейхстагом", автором которого был Евгений Халдей.
Широкую известность получили фотографии Эммануила Евзерихина, сделанные во время обороны Сталинграда; Бориса Кудоярова - он снимал в осажденном Ленинграде весь период блокады; Якова Рюмкина, который снимал боевые действия в Берлине.
Рядом с мужчинами снимали войну в боевой обстановке и женщины. Одна из них - Галина Санько. Она делала снимки под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Была дважды тяжело ранена. Ее наградили орденом Красной Звезды.
Некоторые военные фотокорреспонденты не вернулись с войны. Погиб в окружении под Харьковом Михаил Бернштейн. Он застрелился, не желая попасть в плен. Сергей Струнников погиб в июне 1944 года во время налета вражеской авиации под Полтавой.
До нападения на СССР нацистская Германия покорила 11 европейских стран. И к 1941 году в мире утвердился миф о непобедимости немецкой армии. Не в малой степени этому способствовала гитлеровская пропаганда, которая также утверждала, что покоренные народы смогут приобщиться к немецкой культуре и станут жить более цивилизованно. Развеять эти мифы предстояло не только бойцам Красной армии, но и советским корреспондентам и фотокорреспондентам. Вот почему так много снимали героев прошедших боев.

"Фотопортреты героев вдохновляли, истории их боевых подвигов свидетельствовали о том, что врага с большим успехом можно бить. Это должны были подтвердить и фото, на которых советские люди могли увидеть разбитую вражескую технику, пленных, убитых солдат и офицеров вермахта, - отметила Татьяна Тройнель. - Важно было также снять свидетельства преступлений "цивилизованных" гитлеровцев, сожженные советские деревни, разрушенные города, расстрелянных мирных жителей, освобожденных узников лагерей смерти".

Фотографии военных корреспондентов в годы войны вдохновляли бойцов, показывали простым людям правду войны. Позже некоторые из этих фото стали ключевыми доказательствами на Нюрнбергском процессе. Сегодня эти фотографии не просто исторические источники, а эмоциональные свидетельства подвига народа. Они продолжают говорить с нами через десятилетия.
Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-
Фото Виталия Пивоварчика, Максима Гучека