"И Бога нет, и черта нет, и вообще ничего у них нет". Адабашьян раскрыл глубинный смысл фильма по роману Булгакова
20.11.2025 | 18:17
20 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. В романе "Мастер и Маргартита" Булгакова смысл не в веселых историях, он гораздо глубже. Такое мнение в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА высказал заслуженный деятель искусств России Александр Адабашьян.
В экранизации романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булкагова, которую зритель увидел в 2005 году, артист сыграл Берлиоза - начитанного человека и атеиста, который погибает в начале под колесами трамвая. Александр Адабашьян поделился, близка ли ему позиция литературного героя. "По большей части это воспринимается, как капустник. А на самом деле это размышления о том, что это страна, в которой Бога нет, и черта нет, и вообще ничего у них нет, за что ни схватишься, ничего у них нет. И им здесь делать нечего, строго говоря - Воланду с его командой, все уже сделано. Чужими руками уже все прекрасно сделано. И чудеса, которые они творят, - всему находится материалистическое объяснение. Три грузовика с сумасшедшими поехали в сумасшедший дом, поют хором - никто не обращает внимания. Ну, экскурсия, люди едут за город, нормально, поют. Предлагают пойти на сцену, раздеться и переодеться в шикарные заморские одежды бесплатно - замечательно, прекрасно. Не задавай себе вопрос, а как это вообще, как это может быть. А вот так это, раз предлагают. Бумажки сыплются, настоящие (деньги. - Прим. БЕЛТА), можно пойти в буфет, что-то там купить, выпить. Никакого изумления по поводу этих чудес нет, даже не чудес, ужасов, как угодно. Все это воспринимается совершеннейшей нормой", - отметил артист.
Он подчеркнул, что единственной миссией Воланда и его команды он видел в устранении писателя, создававшего произведение о Понтии Пилате и Иешуа. "И они это подчищают, после этого уезжают. И исчезает этот Мастер, и Маргарита, и исчезает этот роман. Пусть все живут дальше. Нам тут делать нечего, тут без нас уже все сделано. Вот о чем эта вся история", - выразил свое мнение Александр Адабашьян. Такой же серьезный смысл заложен и в еще одном произведении Булгакова. "Это вообще его тема. "Собачье сердце" тоже не анекдот. Интеллигент, видимо, либеральных взглядов, наверное, в свое время тоже был очень недоволен монархией, и своими руками из собаки и алкаша изготовил пролетария", - напомнил артист.
Один из главных героев повести профессор Преображенский в итоге пожинает плоды своего эксперимента. "Вот это все ушло куда-то, все увлеклись этими веселыми безобразиями. На самом деле глубина в этом", - сказал российский актер.
Артист рассказал, что в жизни всегда обходился своими силами, как и говорил Воланд в "Мастере и Маргарите", что в жизни ничего не надо просить - сами дадут. "Никогда ничего ни у кого не просил. Все, что предлагалось, что получалось, получалось за что-то. Долгое время мне была не понятна эта фраза - "кризис среднего возраста", я не знал, что это такое. Но потом подумал и понял, что это когда человек лет в 40 с чем-то, сидя в нарукавниках в ожидании, когда будет пять часов, и он пойдет домой, он понимает, что ничего другого уже не будет, что это не его место, ему это не интересно, ему это отвратительно. Он занимается этим, потому что надо как-то жить, а другого уже ничего не будет. Уже поздно начинать жить заново. В том возрасте, когда нужно было принимать решение, он не принял его и просто не знал, каково оно должно быть. И вот попал он на какую-то колею не свою и по ней едет. И когда уже свернуть нельзя, и назад не поедешь, что теперь делать? Доживать", - высказался Александр Адабашьян.-0-