Система защиты государственной границы Беларуси от посягательств
извне работает четко и слаженно. Уверенность в этом выразил
государственный секретарь Совета безопасности Александр Вольфович в
интервью БЕЛТА. Он коснулся тематики новых рисков и угроз для нашей
страны, проблем с беженцами на границе Беларуси с ЕС и рассказал, почему
концентрировать все ресурсы только лишь на противодействии миграционным
процессам нерационально. Госсекретарь также прокомментировал повышение
военной активности США и НАТО в Европе, в том числе у наших границ, и
поделился подробностями проведения белорусско-российского учения
"Запад-2021". - Александр Григорьевич, какие на сегодняшний день вы видите новые риски и вызовы для Республики Беларусь? -
Геополитические изменения в регионе, экономические санкции, пандемия
коронавируса и другие факторы способствуют формированию новых рисков и
вызовов для национальной безопасности Республики Беларусь, а также
трансформации уже известных.
К сожалению, мы видим, что
сокращается сотрудничество во всех сферах международных отношений.
Обостряются ставшие уже хроническими "тлеющие" конфликты, ускоряется
эрозия системы международного права, включая безопасность, торговлю и
секторальное взаимодействие.
Безусловно, новые витки
протекционизма и наращивание усилий всех геополитических игроков по
повышению своей стратегической автономии оказывают влияние на содержание
белорусской внешней политики.
Отмечу, что в экономической сфере
ужесточаются существующие и появляются новые ограничительные барьеры во
взаимной торговле, угрозы перспективам реализации совместных проектов с
другими странами, приостановление транспортных потоков, массовый отток в
другие страны белорусских специалистов высокой квалификации.
Кроме
того, отмечается обострение проблем обеспечения информационной
безопасности. С использованием средств массовой информации и социальных
сетей целенаправленно нагнетается обстановка. В этих условиях задача
противодействия массированному информационному воздействию на население
приобретает дополнительную актуальность.
Современная ситуация
также обнажает уязвимости перед использованием
информационно-коммуникационных технологий для манипулирования
информацией, доминирования или политического противостояния.
Хочу
обратить внимание, что наблюдается повышение военной активности вокруг
Беларуси. Увеличивается численность войск в сопредельных с Беларусью
государствах, масштабность проводимых мероприятий их оперативной и
боевой подготовки. Раскручивается гонка вооружений и повышается
разведывательная активность наших западных "партнеров". Продолжается
деградация механизмов контроля над вооружениями.
В связи с этим
отмечается появление недоверия между государствами, отказ от
транспарентности в военной деятельности и возникновение "гибридных
действий".
- Как вы оцениваете ситуацию на границе нашей страны с Евросоюзом? -
Сегодня на границе отмечается значительное увеличение потока
нелегальных мигрантов, особенно на западном направлении. Это связано как
с сезонностью миграционных процессов, так и с социально-политической
ситуацией в тех странах, из которых люди стремятся сегодня уехать. Они
хотят обезопасить себя и свои семьи от военных действий, политических и
экономических кризисов и направляются в страны с более благоприятной, по
их мнению, обстановкой.
Наряду с этим не следует забывать о
таких угрозах, как распространение наркотиков, контрабанда оружия,
боеприпасов, радиоактивных материалов. От умения противостоять им во
многом зависит безопасность государства, каждого гражданина Беларуси. И
концентрировать все ресурсы только лишь на противодействии миграционным
процессам нерационально. Тем более что мигранты не выбирают нашу страну в
качестве конечного остановочного пункта.
Отмечу, что в целом
ситуация на наших рубежах остается напряженной, но контролируемой. При
этом для обеспечения пограничной безопасности задействуется не только
пограничное ведомство. К охране границы активно привлекаются и другие
силовые структуры, которые также являются субъектами обеспечения
пограничной безопасности.
К примеру, недавно на участке
Гродненской пограничной группы проходило оперативно-тактическое учение, в
ходе которого военнослужащие пограничной группы и механизированной
бригады выполняли служебно-боевые задачи по ликвидации условного
противника в блокированном районе.
Отмечу высокий уровень
подготовки и эффективность взаимодействия органов пограничной службы и
подразделений Вооруженных Сил. Особенностью этого учения было и то, что
участие в нем приняли также временно призванные из запаса граждане,
которые ранее служили в погранвойсках.
Это еще раз подтверждает
способность и готовность органов обеспечения национальной безопасности
успешно выполнить возложенные на них задачи по защите суверенитета
Республики Беларусь. Система защиты государственной границы от
посягательств извне работает четко и слаженно.
- США и НАТО
уже более семи лет под предлогом стратегического сдерживания России
активно наращивают военное присутствие в ряде европейских государств, в
том числе сопредельных с Беларусью. Можно ли утверждать, что совместные
белорусско-российские учения "Запад-2021" - своего рода ответ на это
наращивание? - Вооруженные Силы Республики Беларусь проводят
совместные белорусско-российские учения на своей территории для
повышения уровня подготовки и слаженности войск из состава региональной
группировки, предназначенной для обеспечения безопасности в
Восточно-Европейском регионе.
Периодичность их проведения
определена в 2009 году президентами Беларуси и России: один раз в два
года поочередно. На нашей территории было проведено учение "Запад" в
2009, 2013 и 2017 годах, а на территории России - "Щит Союза" в 2011,
2015 и 2019 годах.
Учение "Запад-2021", как и предыдущие,
является высшей формой подготовки войск и носит сугубо оборонительный
характер. Действия органов военного управления, соединений и воинских
частей из состава региональной группировки войск (сил) в ходе учения
направлены на совершенствование форм и способов применения войск,
выработанных в вооруженных силах двух государств с учетом опыта
вооруженных конфликтов последних лет.
Вместе с тем нас не может
не беспокоить повышение военной активности США и НАТО в Европе, в том
числе у наших границ, особенно проведение таких масштабных учений, как
"Защитник Европы". В этой связи мы активизировали реализацию мер
стратегического сдерживания в военной сфере как самостоятельно, так и в
рамках Союзного государства. В том числе предстоящее учение будет
использовано в интересах противодействия вызовам и угрозам нашему
государству.
Уверен, что проведение совместного учения на едином
стратегическом фоне укрепит единство взглядов оборонных ведомств
Беларуси и России на обеспечение военной безопасности Союзного
государства, отработку на практике подходов, предусмотренных планом
применения региональной группировки войск (сил).
- По составу
и количеству привлекаемых войск, которые недавно на брифинге озвучил
начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, учение схоже с
"Западом-2017". Чем обусловлены формат и масштабы нынешнего учения? -
Замысел учения такого масштаба, как "Запад", определяют генеральные
штабы вооруженных сил Беларуси и России. В его основу положен сценарий
возникновения на территории условного государства конфликта, связанного с
возрастанием активности деятельности незаконных вооруженных
формирований, сепаратистских и международных террористических
организаций, финансированных из-за рубежа.
По сути, такая
активность - одна из основных характерных черт современных военных
конфликтов. При этом использован один из возможных вариантов развития
военно-политической обстановки, предусматривающий обострение
международных противоречий до уровня, способного привести к
дестабилизации обстановки в регионе, а также развязыванию агрессии
против Союзного государства.
На основе замысла определено, какие
задачи необходимо решить в ходе учения, какой состав сил и средств
привлечь для этого. Поскольку в состав региональной группировки войск
входят соединения и воинские части 1-й танковой армии Западного военного
округа Вооруженных Сил Российской Федерации, то они и составляют основу
российского воинского контингента, участвующего в учении на нашей
территории.
Отмечу, что проведение учения "Запад-2021"
подтверждает курс Республики Беларусь на укрепление региональной
безопасности и приверженность союзническим обязательствам с Российской
Федерацией. Именно поэтому в период проведения учения на территории
России будет одновременно действовать контингент белорусских Вооруженных
Сил. Так, от Вооруженных Сил Беларуси на полигоне Мулино в учении
примут участие около 400 военнослужащих и более 30 единиц боевой
техники.
Справочно: На учение "Запад-2021" на территории
Республики Беларусь привлекаются около 12,8 тыс. человек, в том числе
около 2,5 тыс. российских военнослужащих и до 50 казахстанских из
состава КСОР ОДКБ, до 350 единиц бронетанковой техники, в том числе
около 140 танков, около 110 единиц артиллерии и РСЗО, более 30 самолетов
и вертолетов.
На "Западе-2017" было привлечено около 12,7 тыс.
человек, в том числе около 3 тыс. российских военнослужащих, до 370
единиц бронетанковой техники, в том числе около 140 танков, до 150
единиц артиллерии и РСЗО, более 40 самолетов и вертолетов.
- В
СМИ можно встретить негативные высказывания иностранных военных
экспертов по поводу проведения крупномасштабных учений на белорусской
земле. Как, по вашему мнению, нужно относиться к такой оценке? -
Полагаю, что не стоит преувеличивать внимание к таким высказываниям.
Как правило, они возникают накануне подобных учений. Вспомните хотя бы
истерию по поводу "Запада-2017". Чего только не писали так называемые
независимые СМИ. К примеру, о том, что якобы Россия и Беларусь намерены
оккупировать часть Польши и Литвы в районе Сувалкского коридора, что
российские войска якобы войдут на территорию Беларуси и здесь останутся,
будут чуть ли не спрятаны в белорусских лесах, что Владимир Путин под
предлогом учения якобы хочет разместить на постоянной основе свою
авиабазу и тому подобное. И что в итоге? Как только учение закончилось,
сразу же утихла и информационная шумиха вокруг него. Думаю, что так
будет и в очередной раз.
Напомню, что учение "Запад-2021"
проводится в соответствии с планом совместных мероприятий по обеспечению
функционирования региональной группировки войск (сил) в текущем году.
Замысел его проведения глава государства утвердил еще в начале года.
- На нашей территории учения "Запад" проходят не в первый раз. В чем особенность нынешнего? -
В ходе всех проводимых учений, как правило, решается задача освоения
новых способов ведения оборонительных действий. Как вы знаете, в мире
постоянно возникают вооруженные конфликты, поэтому задача военных их
анализировать и самое передовое внедрять в практику подготовки своих
войск. В этом плане не будет исключением и нынешнее учение.
Особенность
проводимого на нашей территории учения "Запад" - практическая отработка
таких учебно-боевых задач, как создание группировки войск в сжатые
сроки, прежде всего на основе боеготовых воинских формирований,
обладающих высоким уровнем мобильности и способности к ведению
автономных действий. То есть подразделений, которые не требуют больших
сроков для их приведения в полную боевую готовность и призыва из запаса
военнообязанных. При этом отмобилизование будет проведено в
территориальных войсках.
Кроме того, на учении будут
отрабатываться отдельные приемы управления авиацией и средствами ПВО в
ходе отражения ударов средств воздушного нападения условного противника и
апробироваться новые способы ведения оборонительных действий, исходя из
опыта вооруженных конфликтов.
- Александр Григорьевич, в
этом году роль Совета безопасности в защите суверенитета Беларуси
усилена. Какие реальные меры уже предприняты для этого? -
Совет безопасности Республики Беларусь исполняет важнейшую роль в
жизнедеятельности общества и государства, и в современных условиях она
будет только повышаться. Именно на это направлен недавно принятый декрет
Президента Республики Беларусь "О защите суверенитета и
конституционного строя".
В соответствии с этим документом в
случае возникновения особых обстоятельств - гибели главы государства в
результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, внешней
агрессии, вследствие иных действий насильственного характера - Совет
безопасности наделяется дополнительными функциями. В таком случае на
основании его решения в стране незамедлительно вводится чрезвычайное или
военное положение, а все государственные органы и должностные лица
действуют в соответствии с решениями Совета безопасности. Нормы
указанного декрета имплементированы в законы "О чрезвычайном положении" и
"О военном положении". Внесены также изменения в закон "О Вооруженных
Силах Республики Беларусь".
Кроме того, указом утверждено новое
положение о Совете безопасности Республики Беларусь. Этот документ не
только обновляет и актуализирует нормы, регламентирующие деятельность
Совета безопасности, но и направлен на повышение его роли в защите
независимости, территориальной целостности, суверенитета и
конституционного строя Республики Беларусь, поддержании гражданского
мира и согласия в стране, противодействии экстремизму и борьбе с
терроризмом.
При его подготовке учитывались положения и
терминология концепции национальной безопасности, военной доктрины,
законов Республики Беларусь в сфере обеспечения безопасности,
накопленная практика работы Совета безопасности, а также зарубежный
опыт, в первую очередь государств - членов ОДКБ.
По сравнению с
предыдущим положением, которое было утверждено в 2000 году, более четко
определено основное предназначение Совета безопасности - реализация
полномочий Президента Республики Беларусь как главы государства и
главнокомандующего Вооруженными Силами в сфере обеспечения национальной
безопасности. Соответственно в полном объеме закреплены нормы декрета "О
защите суверенитета и конституционного строя". В число постоянных
членов Совета безопасности дополнительно включены председатель Комитета
государственного контроля и генеральный прокурор.
Одновременно с
новым положением о Совете безопасности утверждено новое положение о
Государственном секретариате Совета безопасности, поскольку эти
документы неразрывно связаны между собой. Все задачи и функции
Государственного секретариата Совета безопасности, а также исторически
сложившиеся полномочия государственного секретаря принципиально
сохранены в нынешнем объеме. Главная их суть -
информационно-аналитическое, правовое и организационно-техническое
обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь, Совета
безопасности в сфере национальной безопасности.
Алина ГРИШКЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-