Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Главное - обязательно спешиваться". Спросили владельцев СПМ, что они думают об обновленных ПДД

15.08.2025 | 19:09
Обновленные правила дорожного движения вступают в силу уже совсем скоро - с 1 сентября. Главные изменения коснутся пользователей средств персональной мобильности (СПМ). Вместе с сотрудниками ГАИ Партизанского РУВД Минска корреспонденты газеты "7 дней" отправились на профилактический рейд, чтобы проверить, насколько ответственно поклонники электросамокатов, скутеров и других СПМ соблюдают ПДД и что они знают о грядущих нововведениях.

Скорость и вес имеют значение

Белорусы в последнее время все активнее используют моноколеса, электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, которые в начале 2020-х стали настоящим символом городской мобильности. В 2022 году для всей этой современной техники появилось общее название - "средство персональной мобильности". Тогда же в законе закрепили: управлять СПМ могут только те, кому уже исполнилось 14 лет, а передвигаться на одно- и двухколесных средствах разрешается по велодорожкам либо тротуарам, но так, чтобы не мешать пешеходам.
Сотрудники ГАИ выбрали для рейда главный столичный проспект - Независимости, место у площади Победы. Здесь есть разметка велодорожки на тротуаре и нерегулируемая зебра. Понедельник, 15 часов. По тротуару неспешно движутся велосипедисты и самокатчики на кикшеринговых устройствах, в основном парни.
Старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Партизанского РУВД г.Минска Кристина Харитончик и старший инспектор ДПС ОГАИ Партизанского РУВД г.Минска майор милиции Дмитрий Кушнеревич просят остановиться двух молодых людей на электросамокатах. Те уверены, что не нарушали правил, поэтому с любопытством смотрят на сотрудников ГАИ. Узнав, что это профилактическая беседа, заулыбались, а один из них - Максим - без запинки дал правильные ответы на все вопросы Дмитрия Кушнеревича:

- Знаете, какая максимальная скорость движения СПМ?

- Не более 25 км/ч на велодорожке и не более 10 км/ч на тротуаре.

- Что с 1 сентября запрещено велосипедистам и всем, кто управляет СПМ?

- Главное - это не переезжать пешеходный переход, нужно обязательно спешиваться.

Майор милиции удовлетворенно улыбается и говорит: "Какие молодцы!" Спрашиваем, откуда у Максима такие знания. Оказывается, из TikTok.

Все СМИ, соцсети только и обсуждают изменения в правилах дорожного движения, говорит уже наш следующий собеседник - молодой человек по имени Влад, который управлял личным СПМ.

- Это электромопед. Длина его около 2 м, весит почти 60 кг и может разгоняться до 40 км/ч, - описывает нам свое средство передвижения парень и, предупреждая возможный вопрос, уверяет: - По тротуарам я не езжу с такой скоростью - строго соблюдаю лимит в 10 км/ч.

Влад в курсе, что с 1 сентября для его транспортного средства вступают новые требования: запрещено движение по дорогам, поскольку СПМ развивает высокую скорость, а также крупногабаритное. Но он может получить электронный паспорт на свое средство передвижения, зарегистрировать его в ГАИ и сдать экзамен на право управления - теперь такая техника приравнивается к механическим ТС (мопедам, мотоциклам).

- Зарегистрирую свой электромопед и продам его, - поделился планами Влад. - Пересяду на велосипед, потому что предпочитаю ездить по тротуару. Это гораздо спокойнее, чем по проезжей части, да и в пробках стоять не приходится.

Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков:

- В последние годы мы стали свидетелями активного использования в дорожном движении средств персональной мобильности и велосипедов. Наравне с развитием таких видов транспорта отмечаются и негативные моменты. В первую очередь с травмированием людей, которые передвигаются на СПМ и велосипедах, и обычных пешеходов. За последние два года зарегистрировано около 900 ДТП с участием самокатчиков и велосипедистов. В новой редакции правил скорректировано определение СПМ. Теперь под таковым понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для движения одного человека посредством использования электродвигателя. Лица, передвигающиеся на СПМ, приравниваются к велосипедистам. Все, что может развивать скорость свыше 25 км/ч, будет признаваться мопедом или мотоциклом. Лица, у которых есть такое средство, могут в упрощенном порядке его зарегистрировать. Необходимо предоставить его в испытательную лабораторию, которая является резидентом Республики Беларусь и включена в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС. По результатам оценки на механическое транспортное средство оформляется электронный паспорт, с которым мы и осуществляем регистрацию данного средства. Упрощенный порядок будет действовать до 1 сентября 2026 года.
СПМ в законе

Просим остановиться для разговора троих молодых людей, которые, как оказалось, приехали в Минск из Санкт-Петербурга попутешествовать. Вероника, Аня и Данила отмечают, как удобно кататься на электросамокатах среди пешеходов в белорусской столице - есть разметка для велодорожек. Ребята с удовольствием и любопытством послушали Кристину Харитончик про основные правила поведения на дорогах тех, кто управляет электросамокатами. По словам гостей из России, правила дорожного движения в наших странах схожи.

- У нас в Петербурге простые люди тоже следят за нарушителями, - рассказывают ребята. - Каждый может сфотографировать такого и отправить фото в специальный чат-бот. Например, если кто-то ездит вдвоем на самокате, штраф до 5 тыс. рублей.

Кристина Харитончик отмечает, что в Беларуси тоже есть свой чат-бот - @Samokat_ru_bot, куда любой неравнодушный гражданин может сообщить об опасном вождении СПМ или о том, что самокаты стоят на проезжей части или тротуаре и мешают движению. По новой редакции ПДД оставлять средства персональной мобильности в местах, создающих препятствия для других участников движения, запрещено.

Большинство аварий с участием СПМ, по рассказу сотрудника ГАИ, происходит при повороте автомобиля направо - из-за ограниченного обзора водитель не всегда видит и не может предугадать появление самокатов на проезжей части, особенно если их скорость превышает разрешенную. Дмитрий Кушнеревич по долгу службы видел такие ДТП. К счастью, тогда управлявшие СПМ отделались ушибами и ссадинами, но получили ценный урок. Каждый участник дорожного движения - пешеход, автомобилист, те, кто использует самокаты и велосипеды, - должен нести ответственность и соблюдать правила дорожного движения.

За час нашего совместного рейда нарушителей на СПМ не выявлено. Сотрудники ГАИ с удовлетворением отмечают: хоть с момента опубликования указа о внесении изменений в ПДД прошло немного времени, все, кто сегодня использовал электросамокаты и прочие СПМ, были в курсе нововведений, и это только радует. Значит, наши дороги станут более безопасными.
Светлана КИРСАНОВА,
фото Яна ГОРБАНЮКА,
газета "7 дней".-0-