Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Главное - не спешить. Золотое правило водителя автобуса из Витебска с большим стажем работы 

20.10.2025 | 17:14
Именно эти люди просыпаются в четыре утра, чтобы доставить взрослых на работу, а детей - в школу или детский сад. Причем они отвечают за безопасность каждого пассажира, который находится в салоне автобуса. Поэтому в водительском деле недостаточно знать только правила дорожного движения, нужны еще хорошие навыки вождения при любых погодных условиях, умение быстро реагировать на дорожную обстановку, предельная внимательность. Этими способностями владеет Вячеслав Мищенко, который уже почти 35 лет работает водителем в ОАО "Витебскоблавтотранс". В преддверии Дня автомобилиста и дорожника он рассказал корреспонденту БЕЛТА, почему выбрал эту профессию, как поменялось движение на городских дорогах за три десятка лет, а также поделился секретом мастерства. 

"В 1990 году уволился из Вооруженных сил Советского Союза. Необходимо было определятся, куда идти трудиться. С детства хотел быть водителем. Видел, как им работал дед, у отца брат, мой двоюродный брат. Кроме этого, в то время это была престижная профессия, поэтому решил попробовать в ней свои силы. В 1991 году пришел в "Витебскоблавтотранс", где набирали группы на обучение водителей категории D. Подготовка длилась с марта по сентябрь, затем еще была стажировка с водителем-наставником на маршруте. Кстати, сейчас сам им являюсь для молодого пополнения", - рассказал Вячеслав.
Говоря о новичках, он отметил, что стараются все, кому-то только нужно больше времени для практических навыков. В этом случае назначаются дополнительные стажировки. Из учеников данного мастера только один ушел из автопарка. 

Вячеслав до сих пор помнит первый автобус и путь на нем: "Икарус 206 - надежная машина. Маршрут был №15 - от Смоленского рынка до мясокомбината, он составлял тогда 10 километров". 

За три десятка лет Витебск изменился, стал больше, соответственно, транспортное сообщение также заметно возросло. "В те времена не было столько застроек на районах Витебска - Лучесе и Зеленом городке. А сейчас уже появились новые микрорайоны. Например, Билево. Тогда транспорта на дорогах было в два-три раза меньше, в 1995 году появились первые иномарки. Да и водителей готовили только две профессиональные школы - ДОСААФ и Белорусское общество автомотолюбителей.  Пассажиропоток тоже с тех пор заметно увеличился", - вспоминает мужчина. 

Также он подчеркнул, что значительно поменялись и сами автобусы. "Нынешняя техника хорошая, ею управлять намного легче. С сегодняшней разветвленной сетью остановок водителю на "Икарусе" пришлось бы множество раз выжать сцепление, переключить передачу. В настоящее время автоматическими коробками передач оборудованы все автобусы. И пассажиры отмечают их комфорт. Раньше температура воздуха на улице и в салоне была практически одинаковой. Некоторые помнят надписи на окнах: "Мужайтесь, люди, скоро лето". А сейчас внутри хорошо, тепло. Кроме этого, нет высоких ступенек, людям пожилого возраста проще зайти в автобус. Спокойно заезжает в салон человек на инвалидной коляске", - добавил водитель. 

Современные автобусы чинят только в ремзоне предприятия. "Водители этим не занимаются. Конечно, бывают случаи, когда самому можно неисправность устранить, например, предохранитель или ремень поменять, а также проверить колеса, проверить, сколько масла, антифриза, давление в шинах и другое", - указал Вячеслав. 

Автобусы курсируют без задержек по указанному маршруту. На предприятии установлена система навигации, которая их отслеживает. Если стоишь в пробке, или авария случилась, и нет шанса объехать, нужно доложить о ситуации.

Транспорт находится на остановке, пока происходит посадка пассажиров. Только после этого звучит предупреждение "Асцярожна, дзверы зачыняюцца!" Кстати, пассажиры очень радуются, если автобус чуть задержался. "Видишь, человек бежит, подождешь его, за это говорит "спасибо". А бывает бежит, в глаза смотрит, ты его ждешь, а он мимо, только провожаешь взглядом в зеркале", - шутит Вячеслав. 
 
Сегодня в "Витебскоблавтотрансе" работают восемь бригад, которые обслуживают по пять-шесть маршрутов. У Вячеслава есть свой любимый. "Это №45 - от речного порта до микрорайона Билево. Едешь и по центру, и по окраине города, весь его можно увидеть", - уточнил он. 
График работы у водителей непростой. "Смена длится восемь-девять часов. Каждые четыре часа, как правило, у водителей автобуса обед. Есть разрывные (с интервалами. - Прим. БЕЛТА) графики, например, в 5.30 стартуешь, работаешь до 9.30, затем четыре часа отдыха, потом выходишь в полвторого и ездишь до 18.00. Так трудятся на так называемых длинных автобусах, которые в основном выезжают в час пик, чтобы перевести как можно больше людей. Во время "Славянского базара" все учтено. Если надо людей забрать после ночного концерта, начинаем работать в четыре утра. Заранее предупреждают, какие маршруты куда поедут", - пояснил водитель. 
 
Вячеслав Мищенко для многих стал примером для подражания. У него есть нагрудные знаки "За работу без аварий", его труд отмечен грамотами и благодарностями как областного, так и республиканского значения. Чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий, Вячеслав руководствуется своим золотым правилом - лучше не спешить, ведь последствия могут быть необратимыми. В канун праздника водитель пожелал коллегам здоровья, безопасных дорог и благополучия в семье.

БЕЛТА.-0-