Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Гид по экотропам, обувь с подогревом и смесь для ямочного ремонта. Как реализуются проекты "100 идей для Беларуси"

14.11.2023 | 20:30

Молодежному проекту "100 идей для Беларуси" уже более 10 лет. За это время в нем приняли участие свыше 1,5 тыс. молодых людей со всех регионов Беларуси, реализованы тысячи инициатив. В Минске дали старт очередному сезону, а участники предыдущих поделились опытом. Корреспонденты БЕЛТА поинтересовались результатами.

Разработка победителя 11-го сезона Владислава Малаткова - практичный, не требующий подзарядки, удобный и легкий энергоэффективный комплект одежды с обувью, который можно использовать при длительном нахождении на улице в холодную погоду. Проект также участвовал в конкурсе "100 идей для СНГ". "Идея пришла, когда работал зимой на производстве, - рассказывает Владислав. - Было очень холодно. Когда стал получать среднее специальное образование, решил: нужно что-то полезное придумать для обычных работяг. Проект внедрен в нашем колледже. Каждый работник - мастера, подсобные рабочие, слесари - получил по комплекту. Уже на протяжении полутора лет нареканий не было. Также подписаны два контракта с белорусскими компаниями, которые занимаются производством спецодежды".

В набор входит каска, комбинезон (куртка и штаны), стелька. Последняя может вставляться не только в производственную обувь, но и в обычную - спортивные кроссовки, зимние ботинки, даже в коньки.

Светлана Долюк представила мобильное приложение BY Guide - виртуальный навигатор по Беларуси для экопутешественников. Сервис оказался в числе финалистов прошлого сезона. "У нас уже доступна версия на Android. Насчитывается 2,5 тыс. пользователей. Следующий этап - выход на других платформах. Собрана база из примерно 310 маршрутов, из них около 90 наша команда и волонтеры в регионах протестировали лично", - отметила она.

Все проверенные экотропы получают знак качества. Каждая из них промаркирована по специальной системе обозначений. Исходя из этой информации можно понять, доступно ли посещение определенной территории семьям с детьми, с животными, людям с нарушениями зрения, тем, кто передвигается на коляске или с детским транспортом.

Светлана назвала проект самым масштабным в области продвижения экологического туризма, который становится все более популярным. Он ориентирован на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов страны. К слову, идея создания такой информационной площадки появилась у разработчиков сервиса несколько лет назад во время путешествий по разным странам. Как отмечается на сайте BY Guide, кульминацией стало посещение австрийских национальных парков. У каждого из них было свое мобильное приложение. Так появилась идея сделать такое же - только не для отдельного объекта, а для всей Беларуси. До этого в республике не было единой онлайн-базы данных, которая давала бы необходимую информацию об экологических тропах и других природных объектах. Каждый маршрут в приложении сопровождается описанием, фотогалереей и GPS-треком. Также планируется включить в него аудиогиды.

Заместитель декана факультета транспортных коммуникаций БНТУ Егор Жуковский презентовал асфальтовые композиты. Их можно использовать для быстрого и эффективного ремонта дорог. Правда, "подлатать" получится только ямки небольших размеров - площадью до 0,5 квадратного метра или залить образовавшуюся трещину. "Проект участвовал в прошлом сезоне. Преимущество наших материалов в том, что применяются в любых погодных условиях. Готовую смесь нужно засыпать на дефектный участок и просто притоптать. Таким способом можно предотвратить дальнейшее разрушение покрытия. Плюс, убрав неровность, повышается безопасность дорожного движения", - рассказал Егор.

Разработка уже опробована на парковках столицы и некоторых улицах. В составе композита - старый асфальтобетон, отходы производства щебня, нефтеперреработки.

Также на выставке-презентации научно-технических разработок представили систему EmotionIQ для офисных компаний, очиститель воздуха Clean Air, новые противораковые лекарственные вещества, ингибирующие белок теплового шока, ветеринарный препарат "Картилаго" для лошадей и собак, систему очистки стоков от загрязнений путем микробиологической деструкции поллютантов на этапе механической фазы очистки дорожных покрытий.

Одно из новшеств нового сезона "100 идей для Беларуси" - ориентация на запросы предприятий. Организаторы нацелены на то, чтобы на конкурс представлялись разработки, востребованные реальным сектором экономики.

"Количество участников с каждым годом растет. Рассчитываем, что новый сезон будет еще более ярким. Планы у нас большие, в том числе по поддержке проектов, дальнейшему их сопровождению", - рассказала руководитель проекта, официальный представитель Центрального комитета БРСМ Екатерина Лакисова.

Екатерина Лакисова

В числе организаторов проекта - Государственный комитет по науке и технологиям. Председатель ГКНТ Сергей Шлычков в беседе с журналистами подчеркнул: "100 идей для Беларуси" - хороший старт для научной деятельности. Получив опыт на этой площадке, можно двигаться дальше, в том числе бороться за гранты на реализацию инициатив, становиться резидентами технопарков - их в стране 17.

"Транснациональные компании, которые выходят за пределы государств, как правило с определенной периодичностью, что называется, "заныривают" в молодежную среду, чтобы напитаться идеями. Даже если они не дают ожидаемого экономического эффекта, то могут подсказать более перспективные направления, - поделился Сергей Шлычков наблюдениями за крупным бизнесом. - В Беларуси же есть резиденты технопарков, которые стартовали как индивидуальные команды, стали заниматься бизнесом и достойно себя чувствуют на внутреннем рынке, выходят на зарубежные. Например, некоторые из них поставляют комплектующие на наши производства. Есть те, кто нашел применение в роботизации определенных участков на различных предприятиях. Большая часть малого бизнеса занята в IT сфере".

Первый секретарь ЦК БРСМ Александр Лукьянов считает "100 идей для Беларуси" хорошей возможностью заявить о себе, проявить таланты. Конкурс может стать одной из ступенек в карьерной лестнице. Инновации, предложенные молодыми людьми, востребованы - это показала в том числе выставка "Беларусь интеллектуальная", где свои достижения продемонстрировали 18 финалистов.

Всего в прошлом сезоне проекта подано 1,2 тыс. заявок (за 12 лет - свыше 17 тыс.), из них 20 стали победителями республиканского тура.

Надежда МАТВЕЕВА,

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,

БЕЛТА.