Накануне Дня защитников Отечества познакомились с одним из самых молодых летчиков-операторов боевого вертолета в Беларуси Максимом Соколовским и узнали у него, какой пришлось провернуть трюк, чтобы стать пилотом, об особенностях подготовки летчиков и как без навигаторов управлять вертолетом.
Старший лейтенант Максим Соколовский, летчик-оператор вертолета Ми-24 вертолетного отряда вертолетной эскадрильи 50-й смешанной авиационной базы в Мачулищах, родился на стыке тысячелетий - 17 февраля 2000 года. В день нашей встречи ему исполнилось ровно 23 года.
- Я из Барановичей, где находится 61-я база истребительной авиации и профильный ремонтный завод. Поэтому в некотором роде самолеты "преследовали" меня с детства. Иду в школу, на прогулку или по делам, а в небе летают истребители да бомбардировщики. И вертолеты, конечно. Красиво, завораживает! - говорит летчик и признается, что с будущей профессией не мог определиться почти до окончания школы: учился хорошо, поэтому выбор специальностей оказался обширный.
- Но мысли про авиацию не оставляли меня. Наверное, не было ни дня, чтобы не задумывался стать летчиком. Однако и другие военные специальности мне нравились, - замечает пилот-оператор.
Окончательное решение Максим принял в год получения аттестата. Когда озвучил его, выяснилось: мама категорически против, чтобы сын шел в авиацию.
- Пришлось немножечко схитрить, - улыбается пилот. - На момент поступления мне еще не было 18 лет, поэтому для подачи документов требовалась подпись мамы. Учитывая, что она категорически не хотела видеть меня пилотом, в заявлении мы вместе написали другую специальность - что-то вроде диспетчера. А на следующий день я уговорил приемную комиссию заявление переписать.
Мама оставалась в неведении до торжественной линейки. Когда правда раскрылась, обиделась на сына. Правда, ненадолго.
- Теперь даже гордится, ставит всем в пример. Но, конечно, волнуется за меня. Стараюсь давать как можно меньше поводов для переживаний, - уверяет Максим.
Поступающие на факультет армейской авиации проходят серьезный отбор. Нужны крепкие знания физики и математики. Обязательное условие - хорошая физическая форма.
- Вообще, я хотел стать пилотом боевого самолета, - признается Максим. - Но в силу ряда причин пошел учиться управлять вертолетом. Первое время был немного расстроен: все-таки скорость и маневренность у "вертушки" совсем иная, чем у самолетов. Но теперь боевой вертолет Ми-24 ни на что не променяю! Увидел, как наши асы выполняют на нем фигуры высшего пилотажа, и, можно сказать, влюбился.
В академии, вспоминает Максим, учиться было очень интересно: подход к подготовке будущих пилотов выстроен с практической точки зрения.
- И подумать не мог, что уже через несколько месяцев начну прыгать с парашютом и летать на планере. Мне 18 лет, а я один в небе! Это было важным шагом с точки зрения погружения в профессию и понимания своих возможностей. Я научился быстро принимать единственно верное решение, - отмечает летчик.
С каждым курсом модели авиационных аппаратов становились все сложнее. На втором году обучения Максим освоил Ми-2. А на последнем курсе летал на классическом Ми-24. К слову, это второй по серийности вертолет в мире после американского AH-64 Apache. И до сих пор Ми-24 считается одним из лучших.
- Практика во время обучения у нас занимала по полгода. Оттачивали навыки, изучали боевую машину до последнего винтика. Летчику необходимо знать про вертолет все. Фактически он должен стать продолжением твоего тела, - поясняет пилот.
В небе Максим бывает по нескольку раз в неделю.
- Уже в понедельник утром мы знаем план работы на ближайшие пять дней. Командир эскадрильи ставит задачи, определяет полетные дни. Например, вторник или четверг. Исходя из этого строим работу на неделю, - объясняет военный.
Вначале плановая подготовка: определяются маршруты, упражнения для выполнения во время полета.
- За несколько часов до него летчики собираются на аэродроме и начинается "тренаж". Проходим медосмотр, проверяем технику, узнаем особенности погодных условий. Конечно, без техники безопасности никуда. Летаем по определенным маршрутам, - уточняет Максим.
Навигатора, кстати, у вертолета нет. Маршрут прокладывают по специальной карте, которая есть у каждого летчика-оператора. Учитываются многие факторы, включая скорость ветра.
- Нужно уследить за каждой мелочью, чтобы в назначенное время выйти на "цель" - определенную точку или ориентир. Карта, кстати, бумажная. И это не анахронизм. Как показал опыт украинских событий, бумажный носитель гораздо надежнее. Ведь для электронной карты можно без труда создать помеху. А в случае с бумагой летчик-оператор без проблем проложит маршрут даже в самых тяжелых условиях, - говорит военный.
В графике Максима есть и боевые дежурства. Речь, как правило, об охране государственной границы. Если в наше воздушное пространство вторгнется нарушитель, в зависимости от цели в небо поднимается вертолет или самолет.
- Если неизвестное судно оказалось в белорусском небе, мы должны его принудить к посадке с последующим разбирательством. Либо, когда борт не отвечает и несет опасность, мы обязаны его сбить по команде. Да-да, именно так, - объясняет алгоритм летчик.
Говоря об эмоциях от нахождения в небе, Максим отмечает, что каждый полет для него словно первый:
- Эти ощущения невозможно передать словами. Понимание, что ты управляешь огромным летательным аппаратом, чувствуешь его отклик, - это что-то за гранью человеческого восприятия.
В Мачулищах Максим служит чуть более года. Говорит, что условия отличные, а коллектив на авиабазе и в эскадрилье - замечательный.
- Наверное, летчики - это все-таки особая часть вооруженных сил. Нас не так много, коллектив очень сплоченный. Помогаем друг другу, подсказываем при необходимости, ведь авиация сложна и многогранна, - отмечает военный.
Максим старается перенимать опыт старших коллег, читает специализированную литературу. Отставать в плане знаний никак нельзя - чревато отстранением от полетов.
- Мы должны учиться всю жизнь - это в авиации аксиома. Полеты предельно динамичны, постоянно меняется техника, модернизируются вертолеты. Я и сам вижу, как много нового появилось за последние пару лет, - говорит Максим.
Свою работу он считает драйвовой и интересной. Особенно нравится то, что никогда не знает, что ждет завтра - внеплановый полет или встреча с потенциальными курсантами.
- Когда готовился к поступлению, поставил себе цель: никогда не заниматься "перекладыванием бумажек" и офисной работой. И моя мечта осуществилась. Я очень люблю небо. И готов провести в нем всю свою жизнь, - говорит на прощание Максим Соколовский.
Пилотам боевой авиации полагается усиленное питание. По словам нашего героя, справиться с завтраком или обедом нужно еще постараться.
- Задачка не из простых, - шутит Максим. - Не поверите, но за год с небольшим в Мачулищах я набрал 10 килограммов. Правда, на физической подготовке это никак не сказалось - нормативы сдаю на отлично и никаких проблем не испытываю. А кормят нас очень вкусно! На выбор всегда есть несколько блюд.
Президент 13 февраля подписал указ "Об арендном жилье для военнослужащих", которым установлены его порядок и условия передачи в собственность. Документом предусмотрено, что такое жилье безвозмездно положено отслужившим 25 календарных лет. При наличии 20 календарных лет выслуги на военной службе оно передается на возмездной основе с возможностью оплаты в рассрочку до 15 лет. Максим отмечает, что такое право - еще один плюс военной службы.
- Безусловно, это поднимает престиж профессии. В том числе я вижу перспективу для себя. Военному важно понимать, что государство заботится о его благосостоянии. Большое спасибо Главнокомандующему за предоставленную возможность, - сказал летчик.
Еще учась в Военной академии, Максим Соколовский решил окончить автошколу:
- Когда начались занятия по вождению, я уже летал в небе. И как-то на одном из практикумов вместо разгона я по привычке взял руль "на себя".
Долго смеялись с инструктором. Кстати, на права я сдал без проблем, автомобили люблю и езжу на них постоянно.
В этом году белорусские военнослужащие получат вертолеты Ми-35М и самолеты Су-30СМ. Наши пилоты уже освоили новую технику. Среди них и Максим - он опробовал вертолет в прошлом году в России.
- Разница между новыми вертолетами и теми, на которых летаем, есть - почувствовали во время обучения. Но это дело привычки. А вот по вооружению новая модель значительно ушла вперед. Надеюсь, уже скоро новинки появятся на наших аэродромах.
P.S. Скоро Максим станет командиром воздушного судна - соответствующий экзамен он сдал недавно.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Александр НОВОХРОСТ,
фото - Павел ОРЛОВСКИЙ,
газета "7 дней".-0-