Оставшиеся на территории Беларуси литовские фуры, выезд которым в Литву запрещен с 10 ноября до открытия литовской стороной границы с Беларусью, размещены на специальных площадках. Так, в "Берестовице" размещены 429 грузовиков, "Беняконях"- 166, "Котловке" - 348, "Каменном Логе" - 102. Водители этих 1045 фур, выполнившие официальное требование таможенных органов по доставке транспортных средств на специально оборудованные и охраняемые стоянки, могут покинуть территорию Беларуси. Но есть и те, кто остаются в ожидании решения своих вопросов. Для них созданы все условия для комфортного пребывания на специальных площадках. Корреспонденты БЕЛТА побывали в зоне ожидания пункта пропуска "Бенякони" и узнали обстановку.
Постепенно отведенная площадка в пункте пропуска "Бенякони" дозаполняется большегрузами. Многих водителей нет на местах. Кто-то отдыхает, кто-то решает бытовые вопросы, а кто-то занят возле машины. Так, Азизбек из Узбекистана, который приехал на границу 17 октября, делится, что везет удобрения. "29 октября границу полностью закрыли. И с тех пор так и стоим. Раньше такого не было", - говорит мужчина.

"Тяжело стоять. Стоим ведь больше 20-и дней", - добавляет Азизбек и говорит, что хотя руководство фирмы деньги отправляет, но в это время он мог бы зарабатывать в дороге, выполняя свои обязанности. Дальнобойщик делится, что облегчает ожидание то, что здесь, на спецстоянке, организованы все бытовые моменты и, конечно, ожидание комфортнее в сравнении с обочиной дороги.


Еще один водитель из Узбекистана Музафа рассказывает, что со своим напарником они кооперируются и отправляются в Вороново в гостиницу на двое суток, следующие двое суток проводят в машине. "Каждый водитель не может на неделю машину свою бросить. Поэтому мы так и ездим туда-сюда. Тут ждем, может, какая-то информация появится", - делится он. "С покушать здесь проблем нет. Тут (на спецстоянке. - Прим. БЕЛТА) у нас удобства есть все, конечно, но не как дома же", - дополнил Музафа.


Для комфортного пребывания и ожидания для водителей-международников в пункте пропуска "Бенякони" работает магазин "Белтаможсервиса". Здесь можно закупиться не только продуктами, но и взять горячий обед. Комплексный обед обходится в районе Br12. При этом, как отмечает заведующая магазином Кристина Мицкевич, при заказе горячих блюд здесь отталкиваются от запросов покупателей. Так, например, для водителей из стран Азии специально заказывают курицу и говядину. Популярностью здесь пользуются и белорусские продукты - колбасные изделия, молочка. Людно в магазине чаще всего в обед, но и с утра дальнобойщики приходят за чашечкой кофе.


К слову, магазин работает круглосуточно. В здании размещены бесплатный туалет (на территории зоны ожидания есть и биотуалеты), душевая, которая обходится в Br4, можно на месте также постирать и высушить вещи (такие услуги - по Br10). При необходимости здесь можно купить и необходимые предметы гигиены - шампуни, гель для душа, бритвенные станки.


При желании дальнобойщики могут сходить в агрогородок. Как отметила председатель Вороновского районного Совета депутатов Елена Ганевич, дальнобойщики чувствуют себя как дома. "Все у нас люди, которые остались в такой западне, обогреты, накормлены, созданы все условия для того, чтобы они чувствовали себя как дома. Предоставлены все услуги, начиная от продуктов питания и завершая бытовыми. Кроме того, что есть на территории магазина "Белтаможсервис", можно воспользоваться услугами бани, которая находится в агрогородке, получить медицинское обслуживание в местной амбулатории, где работает врач общей практики (в первоочередном порядке обслуживание, если, не дай бог, случится какое-то недомогание), аптека работает", - отметила она, подчеркнув, что местные органы власти держат руку на пульсе и уделяют должное внимание водителям. "Мы выезжаем, смотрим, общаемся. Они не чувствуют себя брошенными", - отметила Елена Ганевич.


"Мы настолько миролюбивый народ, мы с очень глубоким уважением относимся к людям, которые оказались в такой нестандартной ситуации. И эта ситуация с закрытием границ еще раз доказала то, что мы миролюбивые, всегда готовы протянуть руку помощи, неважно какой ты национальности, какого ты происхождения", - добавляет Елена Ганевич.


Виталий, водитель литовской фирмы, делится, что дискомфорта от сложившейся ситуации лично он не ощутил, но в целом - положение дел с закрытием границ радости не вызывает. "Что это такое? Хотим работаем, хотим не работаем, - отмечает дальнобойщик. - Ваши (власти Литвы. - Прим. БЕЛТА) придумали (закрытие границ. - Прим. БЕЛТА), вот и разбирайтесь".
"Так нехорошо делать. У каждой стороны свое мнение, пускай решают и договариваются быстрее. Будем нормально дальше работать. Мы же продукты возим, машины сейчас кругами ездят, а от этого продукт не дешевеет, а это почувствует покупатель в первую очередь", - сказал Виталий.


Другой водитель Иван говорит: "Как эту ситуацию можно прокомментировать? Мы стали заложниками. Не работаешь, стоишь и ждешь. Все по машинам сидят и ждут, когда что-то решится и произойдет. А это ведь и еда, и деньги, Литва же не переведет, потому что их карточкой не рассчитаешься. Вариантов нету - просто ждать", - сказал мужчина, добавив, что литовские фирмы попросту ждет банкротство.

О настроении водителей говорит и председатель Вороновского районного Совета депутатов Елена Ганевич. "Они, конечно, очень сильно расстроены той ситуацией, которая сложилась. Такое внезапное закрытие границы, конечно, сказалось на экономическом развитии их фирм, где они работают. Они обеспокоены тем, что понесут стороны непредвиденные расходы. Конечно, встанет вопрос и о их заработной плате, а они же кормилицы семьи", - поделилась председатель районного Совета депутатов.
"Это, конечно, очень неправильно, не по-человечески. И то, что в западне оказались фирмы Литвы, это в очередной раз подтверждает безразличие их стороны. Нет заинтересованности в том, чтобы поддерживать свои какие-то логистические направления, экономическую направленность. Это какое-то вредительство, - дополняет Елена Ганевич. - Водители в замешательстве. Они сами не поняли, что произошло. Они в стрессе, по сути дела".


Как сообщалось ранее Государственным таможенным комитетом, еще более чем по 220 литовским фурам, 140 из которых находятся на обочинах дорог вблизи пунктов пропуска, ГТК и МВД проводят работу по поиску водителей и обеспечению доставки грузовиков на оборудованные для этого места. "В отношении водителей литовских перевозчиков, умышленно не исполняющих выставленное белорусской таможней обязательство по прибытию в установленные сроки в специальные места, будут применены меры административного взыскания в максимальном размере (ст. 24.3 КоАП Республики Беларусь, до 100 базовых величин)", - отметил начальник таможенного поста "Бенякони" Гродненской региональной таможни Дмитрий Парфенов.

Читайте также:
Катерина ЛОЙКО,
Фото Леонида ЩЕГЛОВА,
БЕЛТА.-0-