"Друзья ахали - какая красота!" Этот белорус знает, как превратить кусок дерева в произведение искусства
17.07.2025 | 18:30
Анатолий Новиков - член Союза мастеров народного творчества Республики Беларусь. Его оригинальные предметы интерьера из дерева успешно демонстрируются на столичных, республиканских и международных площадках. Да и дом мастера в агрогородке Прилуки можно смело назвать выставочным залом. Здесь из любимого природного материала мастер сделал все, что только можно. Корреспонденты "7 дней" заглянули к нему в гости.
Тайга и судьба
В просторной гостиной, совмещенной с кухней, потолок высотой в 8 метров. Зону готовки отделяют массивные деревянные перила с необычными изогнутыми опорами. Поднимаешь голову - и невольно начинаешь рассматривать причудливой формы люстру с 36 лампами. Зеркало - в деревянной раме. Часы, канделябры, ваза в форме черепахи - тоже из древесины. Даже, представьте себе, внешняя отделка камина!
Исходный материал, из которого Анатолий Иванович изготавливает свои изделия, на 95% из сибирской тайги. Но и белорусскую древесину тоже использует: орешник, осину, ель, березу. А в числе излюбленных пород - ангарская сосна.
- Зимой в тайге минус 60, а летом плюс 35. Из-за больших перепадов температур и других климатических особенностей это дерево обладает особой фактурой, - объясняет свое предпочтение мастер. - А еще его ветки сильно извилистые. Таких в Беларуси не найти. Для творческого воображения это просто находка. К тому же лес там старый - ему больше ста лет. Нередко можно встретить экземпляры, которым больше трехсот. У таких рисунок спилов получается сложный и интересный. У нас же дубы такого возраста имеют статус памятников природы. Есть и еще одна причина связи с сибирским регионом. Там прошла часть жизни Анатолия Ивановича.
- Родился и вырос я на белорусской земле, - поясняет собеседник. - В советское время окончил БГУ по специальности "инженер-математик", остался там преподавать. Восемь раз ездил в стройотряды в Сибирь, и в итоге меня пригласили туда работать заместителем начальника строительного управления. Пришлось заочно получить второе высшее образование. Повидал и Иркутскую область, и Красноярский край, и Дальний Восток.
Зимой Анатолий Новиков ходил на лыжах по тайге, даже стал мастером спорта СССР по туризму. Во время путешествий видел ветки уникальной формы, и сразу возникала мысль: а что бы такое можно из них сотворить? Забирал с собой, а потом ради удовольствия делал что-нибудь для дома. Друзья ахали - какая красота! Приходилось и их обеспечивать оригинальными подарками.
Обратил внимание, что на некоторых деревьях есть капы. Это характерные наросты на стволе с деформированными или хаотичными направлениями роста волокон. Стал их пробовать в качестве материала. Чтобы его раздобыть, приходилось регулярно наведываться на лесозаготовки. Даже временно устроился поваром в лесозаготовительную бригаду, чтобы работники помогали с распилом и доставкой понравившихся частей дерева. Для производства это были отходы, а для увлеченного человека - ценное сырье.
В 50 лет Анатолий Новиков вышел на пенсию и вернулся на родину. Строил дом, а в свободное время занимался художественной обработкой дерева. Причем связь с Сибирью сохранил тесную - время от времени наведывается к друзьям. И почти никогда не возвращается с пустыми руками. Несколько кубов заготовок, преодолев более 6 тыс. км, в Минском районе затем превратятся в произведения искусства.
Отвечая на вопрос, как пришло увлечение и сформировались навыки, Анатолий Новиков вспоминает детство: - Папа был очень хорошим столяром. Азам работы с древесиной обучил именно он. Когда ребята бежали играть в футбол, он меня оставлял в сарае, где была оборудована мастерская, и поручал шлифовать, например, столешницу. Причем, если качество моего труда его не устраивало, часто заставлял переделывать. Только когда результат его полностью удовлетворял, отпускал гулять к ровесникам. А вот художественным техникам никто не учил. Работал, как говорится, по наитию. Фантазия и до шедевра доведет
У творчества Анатолия Новикова есть несколько особенностей. Во-первых, сибирское сырье. Во-вторых, все изделия максимально сохраняют природную форму и фактуру материалов. В-третьих, при изготовлении не используется ни одного гвоздя, шурупа или других металлических креплений, все держится только на клее и геле. И, в-четвертых, мастер в изобилии использует капы.
- На нем очень красивый, неповторимый рисунок за счет того, что волокна древесины там направлены в разные стороны, - рассказывает он. - На одном спиле я даже увидел сюжет из "Соляриса" Станислава Лема - получилась эксклюзивная картина.
Правда, и обрабатывать капы из-за очень высокой твердости сложно. Не всякий специалист за это возьмется. Если вооружиться простой стамеской, то на создание одного подноса уйдет полтора месяца. Анатолий Новиков часто прибегает к фрезеру. Ну и, конечно же, каждое изделие мастера - штучное.
Если говорить об ассортименте, то Анатолий Иванович выделяет два направления, в которых работает: предметы интерьера - часы, рамы для зеркал, столы, стулья, скамейки, канделябры, вазы и шкатулки и изделия для кухни и сервировки - столы и столешницы, разделочные доски, подносы, менажницы. Все это создается либо под индивидуальный заказ, либо по велению души автора. Он вспоминает, как родилось одно из первых значимых его творений - метровая деревянная скульптура мужчины.
- Нашел ветку-заготовку и сразу же усмотрел в ней хитрого дядьку-лесовичка, - с веселым прищуром рассказывает автор. - Так и виделось, что он мне прям подмигивает заговорщически. Когда завершил работу и вынес на суд друзьям, они даже не позволили показать другим, забрали себе.
Последние годы мастер стал создавать сюжетные серии изделий. Рождаются они спонтанно, под влиянием реакции окружающих. Попался как-то в руки мастеру интересной формы кап белорусской древесины - сувель березы. Будто бы туловище, голова, конечности… Только одна рука у "человечка" вниз направлена, а вторая - характерно вверх. Вылитый сотрудник ГАИ! Принялся искать заготовки для создания атрибутов - жезла и фуражки.
- Найти и гармонично встроить дополнительные элементы - это, пожалуй, самое сложное в моей работе, - поясняет мастер. - Ведь на одном участке леса, увы, заготовки под мои идеи не растут. Надо побродить как следует, и не раз. По этой причине элементы для одного изделия находятся в течение недели, а другому потребуется несколько лет.
Фигурку дорожного правоохранителя получилось собрать быстро. Установил циферблат на капе, часовой механизм, нарисовал фуражку с помощью компьютерной графики - и получились оригинальные часы. Мастер был доволен, куда его привело вдохновение. Правда, эксклюзив поначалу долго оставался невостребованным на выставке. Пока однажды не подошла целая семья - муж, жена и ребенок. - Поинтересовались ценой и ушли, - вспоминает Анатолий Новиков. - Ну, думаю, просто спросили. А через два часа они вернулись и попросили упаковать фигурку. Глава семьи оказался человеком в погонах при солидной должности. Он оставил свою визитку и попросил сообщать, как только появится новинка по его профессиональной теме…
Экологично и эстетично
По своему опыту выставочной работы и продаж Анатолий Новиков констатирует: деревянные изделия авторской работы у населения пользуются стабильным спросом. Свойственные экологичному и эстетичному материалу неповторимая фактура и природная энергетика делают любую вещь из нее гармоничной частью домашней атмосферы или оригинальным украшением офиса. А у хозяек последнее время большой спрос на деревянные подносы, а также менажницы с большим количеством отделений. У Анатолия Новикова они особенные - характерной мягкой обтекаемой формы и незабываемым рисунком. Благодаря пропитке специальным пищевым маслом, туда можно не только класть закуски, овощи, фрукты, но и наливать соусы.
- Даже обычная деревянная разделочная доска сегодня становится предметом сервировки, - отмечает мастер. - На выставке я как-то демонстрировал огромную разделочную доску, сделанную из цельного куска капа, - более метра. Купила тоненькая молодая девушка, пояснив, что на ней будет подавать блюда. Я удивляюсь: она же большущая и весит прилично, а вы на нее еще и продуктов нагрузите! А она смеется: "А это уже мои проблемы". Секреты творчества
Спускаемся в подвал дома Анатолия Новикова. Здесь расположились мастерская и склад. Хозяин показывает инструмент, которым обрабатывает заготовки, демонстрирует их варианты в сыром и готовом виде. - Первым делом ножом снимаю кору с дерева, - рассказывает он. - Пока она свежая, ее отделять очень легко. Потом высушиваю. Процесс этот может длиться от месяца до нескольких лет. Важно поддерживать стабильную температуру, градусов около 16, и следить, чтобы древесина не растрескалась. Если такое случается с капом - его распиливают и делают разделочные доски.
Когда появляется идея или поступает заказ, мастер приступает к созданию изделия. Для придания гладкости высушенной заготовке обрабатывает ее шлифшкуркой. Для резки крупных заготовок, бывает, использует станок. Но в основном труд полностью ручной. Анатолий Иванович протягивает большую ветку с наростом в форме буквы Т, которая скоро станет столиком. Нужно только найти подходящие сучья для дополнительных ножек.
Есть у Анатолия Новикова одно масштабное и интересное изделие, которое постепенно обрастало деталями и в итоге стало так дорого мастеру, что он решил оставить его себе. Речь идет об особенном кресле с высокой прямой спинкой, напоминающем трон. Ему уже 30 лет, но всем, кто хочет его приобрести, автор отказывает. Говорит, что оно просто служит демонстрацией его возможностей.
- Сидушка сделана из веток, причем подобрана под мою собственную геометрию тела. Поэтому сидеть на нем с целью релаксации не получится. А вот руководитель, знающий, что такое груз ответственности и которому надо усиленно мыслить, такой предмет мебели наверняка оценит по достоинству, - шутит мастер и предлагает компромисс. - Могу сделать что-то подобное под заказ.
Ремесло требует затрат
Анатолий Новиков утверждает, что художественная обработка дерева приносит ему неплохой доход. - Хватает не только на хлеб, но и на масло, а иногда на красную икру, - образно описывает собеседник финансовые плоды своих усилий.
А еще мастер получает от художественной обработки дерева огромную душевную радость.
- Создам что-то красивое, люди купят - а у меня сердце защемит от того, что с этим изделием мне придется расстаться, - признается он. - Это как частичкой самого себя поделиться. В каждой работе - мои знания, тепло моих рук и добрые мысли. Буду творить, пока есть силы.
Мастеру, к слову, 73 года, но выглядит он куда моложе. И творческих планов у него громадье. И жениться он, вдовец, надумал. Сын и две дочери поразъехались, а одному в большом и красивом доме не по себе.
А еще Новиков готов обучить своему ремеслу других. Такие желающие, как он констатирует, периодически приходят. Однако узнав, что потребуется купить инструмент или каким-то образом иначе вложиться в дело, исчезают.
- Хобби и уж подавно профессия обязательно требуют инвестиций - как энергии, так и средств, - говорит мастер. - Но люди думают, что это просто удовольствие. А как такое можно себе представить, если поездка в Сибирь за материалом обходится в серьезную копеечку? Один кап может весить несколько тонн. В руках такую громадину не привезешь. Ее надо распилить на "блины", заказать грузовой вагон, оплатить дальнюю транспортировку.
Еще одно разочарование мастер испытывает от того, что среди современных ремесленников появилось много халтурщиков.
- Участвую в выставке народных мастеров, прохожу, смотрю, что демонстрируют другие, и вижу… разделочные доски, упакованные в пластик, заказанные в интернете! - негодует Анатолий Иванович. - Это плевок всем нашим умельцам! Когда мне заказчик показывает рисунок с маркетплейса и спрашивает, смогу ли я так, смеюсь в усы и отказываю. А перепродавать грошовые безделушки и считать себя ремесленником - это уж слишком. Настоящие мастера должны держать марку.