30 лет назад произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. В той или иной мере ее последствия затронули многие страны Европы. Но в наибольшей степени пострадали Украина, Россия и особенно Беларусь.
Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС) расположена на территории Украины, в 18 км от города Чернобыль, в 150 км от Киева и в 16 км от границы Беларуси. В 80-е годы XX столетия это была самая мощная в СССР атомная электростанция.
Четвертый энергоблок ЧАЭС был запущен в промышленную эксплуатацию в декабре 1983 года. На 25 апреля 1986 года на ЧАЭС было намечено проведение проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности на четвертом энергоблоке, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Из-за диспетчерских ограничений остановка реактора несколько раз откладывалась, что вызвало определенные трудности с управлением мощностью реактора. 26 апреля в 1 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. В различных помещениях и на крыше начался пожар.
В результате аварии в атмосферу был выброшен практически весь спектр радионуклидов, которые накопились в реакторе к моменту взрыва, в том числе йода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30 лет), стронция-90 (период полураспада 28-29 лет). В первые недели после аварии особую опасность для людей представлял радиоактивный йод, изотопы которого, поступив в организм, концентрируются в щитовидной железе и вызывают ее облучение. В долгосрочном плане основным дозообразующим радионуклидом на большей части чернобыльского следа явился цезий-137.
По данным Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь, в результате выбросов на ЧАЭС радиоактивное загрязнение затронуло значительную часть территории республики. В его зону попали более 2,7 тыс. населенных пунктов. Загрязнение территории не было равномерным. На его характер повлияли в том числе особенности метеорологических условий в период с 26 апреля по 10 мая 1986 года. В результате в Беларуси выделилось несколько основных пятен. Первое - это 30-километровая зона вокруг станции, где уровни загрязнения почвы цезием-137 были чрезвычайно высоки. Затем так называемый северо-западный след, к которому относятся южная и юго-западная часть Гомельской области, центральные части Брестской, Гродненской и Минской областей. Уровни загрязнения в этом следе существенно ниже, чем в ближней зоне Чернобыльской АЭС. Третье пятно находилось на севере Гомельской и центральной части Могилевской области.
С первых дней после катастрофы на ЧАЭС правительство Беларуси начало проводить мероприятия, направленные на защиту населения, проживающего в непосредственной близости к станции. Сразу после аварии было принято решение об эвакуации населения с территории, где мощность экспозиционной дозы превышала 25 мР/ч (территория приблизительно в радиусе 10 км от ЧАЭС). В белорусской части этой зоны эвакуация населения фактически началась 2 мая. Затем было принято решение снизить дозовый предел до 5 мР/ч, что примерно соответствовало 30-километровой зоне. В течение 1986 года из белорусской зоны аварии было эвакуировано 24,7 тыс. жителей из 107 наиболее пострадавших населенных пунктов. Началось отселение из других загрязненных территорий, где проживали сотни тысяч человек.
На территориях Беларуси, где в результате аварии на ЧАЭС оказалось невозможным проживание населения, сложились особые зоны - зона эвакуации (отчуждения) и зона отселения.
Белорусский сектор зоны эвакуации (отчуждения) Чернобыльской АЭС представляет собой компактную территорию площадью 1,7 тыс. кв.км. Проживавшее здесь население было эвакуировано в 1986 году. Тогда же земли на этой территории были выведены из хозяйственного пользования. В 1988 году здесь создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (ПГРЭЗ). Это единственный в мире радиационно-экологический заповедник. В него вошли особенно загрязненные территории Хойникского, Наровлянского и Брагинского районов Гомельской области.
Зона отселения рассредоточена на территории в 4,5 тыс. кв.км в 15 районах Гомельской и Могилевской областей республики.
На территориях зон эвакуации (отчуждения) и отселения действует особый правовой режим с целью предотвращения несанкционированного проникновения на них граждан и транспортных средств, неконтролируемого вывоза грузов, пресечения фактов браконьерства, сбора "даров леса". Основные подходы к содержанию этих зон были сформулированы в "Концепции содержания зон отчуждения и отселения".
Для осуществления управления зонами отчуждения и отселения, организации и контроля за состоянием их охраны и поддержания установленного законом режима содержания постановлением правительства от 8 июня 1992 года № 343 создан специальный орган - Администрация зон отчуждения и отселения, представители которой работают в 15 загрязненных районах Гомельской и Могилевской областей.
Деятельность в сфере функционирования территорий радиоактивного загрязнения регулируется Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь.
В Республике Беларусь создана и функционирует система радиационного мониторинга, вошедшая в национальную систему мониторинга окружающей среды Республики Беларусь. В ее состав входит широкая сеть пунктов наблюдений и аккредитованных лабораторий. Радиационный мониторинг обеспечивается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Сеть постоянного мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды включает 181 реперную площадку, 19 ландшафтно-геохимических полигонов. На гидрологических постах пяти больших и средних рек республики, протекающих на загрязненных радионуклидами территориях, осуществляется мониторинг поверхностных вод.
Радиационный мониторинг леса проводится на 92 постоянных пунктах наблюдения. Объектами мониторинга являются лесная подстилка, почва, древесные и кустарниковые породы, живой напочвенный покров, дикорастущие ягоды, грибы.
Ситуация по загрязнению сельскохозяйственных угодий уточняется раз в четыре года в ходе радиационного мониторинга почв.
В соответствии с требованиями действующего законодательства в Республике Беларусь запрещаются производство и реализация продукции, содержание радионуклидов в которой превышает допустимые уровни. С целью обеспечения выполнения этого требования в республике создана и эффективно действует система радиационного контроля пищевых продуктов, продовольственного и сельскохозяйственного сырья, пищевой и другой продукции леса.
В республике функционируют около 1000 подразделений радиационного контроля организаций и предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства лесного хозяйства, Министерства здравоохранения, Белкоопсоюза, других министерств, субъектов хозяйствования. Подразделения радиационного контроля Министерства здравоохранения, Госстандарта осуществляют соответствующие надзорные функции.
Наиболее многочисленна сеть подразделений радиационного контроля Минсельхозпрода, включающая 517 лабораторий и постов. Для обеспечения контроля содержания радионуклидов в продуктах питания, сельскохозяйственной и другой продукции используется более 2 тыс. единиц радиометрического и спектрометрического оборудования. Ежегодно анализируется более 11 млн проб на содержание цезия-137 и около 18 тыс. - стронция-90.
Согласно требованиям нормативных документов, радиационному контролю подлежит вся продукция, производимая на территории радиоактивного загрязнения. На каждую партию продукции в обязательном порядке оформляется документ, удостоверяющий соответствие содержания радионуклидов установленным уровням.
Реализация целенаправленной государственной политики в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС позволила решить ряд важнейших задач. Государством предприняты значительные меры по решению радиационно-экологических, медицинских, социально-экономических и других проблем, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Вопросы жизнедеятельности населения на пострадавших территориях находятся в сфере внимания законодательной и исполнительной власти, Президента Республики Беларусь. Вся практическая работа ведется в рамках государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 1991 по 2010 годы выполнены 4 такие программы. Объем их финансирования составил около $19,4 млрд. Основным приоритетом всех программ являлись защитные мероприятия.
В настоящее время реализуется Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 1922). Основным приоритетом этой программы является переход от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию. Для этого есть научные основания. По данным Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды, общая площадь загрязнения радиоцезием постепенно уменьшается в результате естественного распада цезия-137.
Наряду с государственными программами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на протяжении 30 лет выполнялся ряд международных проектов. Большой вклад в реабилитацию территорий внесло выполнение программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства (Беларуси и России). Уже реализованы три программы объемом финансирования около $80 млн. Они позволили осуществить значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов, в том числе РНПЦ радиационной медицины и экологии человека, Гродненского завода медпрепаратов в Республике Беларусь. Были осуществлены пилотные проекты адресной реабилитации хозяйств на загрязненных радионуклидами территориях. В рамках этих программ шло становление, развитие и практическая отработка новых подходов ведения информационной работы по чернобыльской тематике, создан Российско-белорусский информационный центр (РБИЦ) с отделениями в Москве и Минске.
В соответствии с Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы с целью экономического развития пострадавших от катастрофы на ЧАЭС регионах реализовано 19 проектов адресной реабилитации сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств и сельских населенных пунктов.
Сегодня выполняются мероприятия Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года. Программа нацелена на обеспечение развития и эффективного применения передовых технологий медицинской помощи и реабилитации граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, а также реабилитацию и устойчивое развитие пострадавших территорий.
За прошедший после аварии период в Беларуси удалось сократить список населенных пунктов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Согласно постановлению Совета Министров от 11.01.2016 года №9 "Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения" к этим зонам сегодня относятся 2193 населенных пункта и 52 объекта, что на 203 населенных пункта и 20 объектов меньше, чем ранее. Численность населения, исключенного из населенных пунктов зон радиоактивного загрязнения, - 31 тыс. человек.
На финансирование расходов по восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, из республиканского бюджета в 2016 году будет направлено Br1 трлн 20 млрд. Согласно постановлению Совета Министров №137 от 19 февраля 2016 года, средства будут распределены между консолидированными бюджетами областей и бюджетом города Минска.-0-