5 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Начальник Департамента международного военного сотрудничества - помощник министра обороны по вопросам международного военного сотрудничества Валерий Ревенко подробно рассказал журналистам, чем мотивировано желание Беларуси приостановить действие ДОВСЕ и каковы возможные последствия этого решения, передает корреспондент БЕЛТА.
Валерий Ревенко считает, что вопрос приостановления действия ДОВСЕ со стороны Беларуси является актуальным и назревал давно. Он пояснил, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе устанавливает для каждого государства определенные квоты по численности личного состава, вооружения и военной техники и меры контроля за их соблюдением, в том числе ежегодное уведомление стран - участниц ДОВСЕ, обоюдные инспекции баз, арсеналов, складов и воинских частей.
Лимиты по ДОВСЕ и реальное положение дел в ВС БеларусиДля Беларуси ДОВСЕ предусматривал следующие квоты: численность личного состава не более 100 тыс. человек, наличие не более 1,8 тыс. танков, не более 2,6 тыс. боевых бронированных машин, не более 1615 единиц артиллерии, не более 294 боевых самолетов и 80 боевых вертолетов.
Как пояснил помощник министра обороны, приостановление ДОВСЕ для Беларуси будет означать возможность не придерживаться соблюдения этих квот и отказаться от мер контроля в отношении как иностранных государств, так и самой Беларуси со стороны других стран.
Впрочем, де-факто приостановление ДОВСЕ (если парламент примет соответствующий законопроект) почти никак не отразится на реальном положении дел. Например, в той части, что касается квот и лимитов. Ведь уже в течение длительного времени численность личного состава ВС Беларуси составляет 65 тыс. человек, что гораздо меньше квотированных по ДОВСЕ 100 тыс. "А что касается вооружения и военной техники, то какого-то кратного увеличения или изменений в ближайшем будущем не предвидится", - сказал Валерий Ревенко.
"По поводу инспекционной деятельности. К сожалению, сложилась такая ситуация, что страны Запада игнорируют вопросы выполнения ДОВСЕ, то есть они отказываются инспектировать наше государство. В свою очередь мы также не можем инспектировать иностранные государства, поскольку они создали такую ситуацию, что не принимают наши инспекции", - добавил он.
Предыстория вопросаВ 1990 году, когда был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе, было актуально введение лимитов, ограничений, поскольку существовали такие блоки стран, как НАТО и Организация Варшавского договора (ОВД). В 1992 году ДОВСЕ вступил в силу. Но к этому времени ситуация значительно изменилась в связи с распадом Советского Союза, роспуском ОВД, разделением Чехословакии, объединением Германии. Поэтому в том же 1992 году в Ташкенте было подписано соглашение, по которому квота СССР была разделена между новыми независимыми государствами. "То есть каждое государство получило свой определенный лимит, предел на наличие вооруженных сил, личного состава, вооружений и военной техники", - отметил Валерий Ревенко.
Однако к концу 1990-х, когда часть бывших членов ОВД вступила в НАТО, существующие лимиты боевой техники для блоков потеряли смысл. Предстояло перейти от блоковых ограничений к национально-территориальным.
"Нарушился баланс. Для того, чтобы его восстановить, необходимо было адаптировать договор к существующим реалиям. Уже в 1999 году (на саммите ОБСЕ в Стамбуле. - Прим. БЕЛТА) 30 государств подписали данное соглашение (соглашение об адаптации ДОВСЕ. - Прим. БЕЛТА). Но, к сожалению, его ратифицировали только четыре: Беларусь, Россия, Казахстан и Украина (хотя должны были это сделать все участники базового договора. - Прим. БЕЛТА)", - сказал помощник министра.
Образование "серых зон""Неподписание адаптированного ДОВСЕ стало отправной точкой, означало приближение развала данного договора. Не осуществлялся контроль техники и личного состава, образовались, к сожалению, "серые зоны" - это государства, которые не вошли в ДОВСЕ (Эстония, Латвия, Литва), и они по своему усмотрению могли увеличивать как численность вооружения, так и количество личного состава, в том числе иностранных государств, что мы сегодня и наблюдаем: батальонно-тактические группы превращаются в бригадные, приходят в войска не только отдельные группы НАТО, но и США. То есть нарушается баланс", - обратил внимание Валерий Ревенко.
Таким образом, по его словам, создается угроза национальной безопасности Беларуси, дестабилизируется обстановка в восточно-европейском регионе, нарушается архитектура европейской безопасности. "К сожалению, это сегодня происходит, - констатировал он. - 1999 год послужил отправной точкой для развала данного договора. И в дальнейшем государства начали своевольно трактовать его положения, некоторые государства перестали его выполнять".
Современный этапНапример, в 2020 в период пандемии коронавируса страны Запада перестали выполнять свои обязательства по ДОВСЕ и продолжали это делать даже в течение двух лет после окончания пандемии. "Это был для них очень хороший предлог для того, чтобы обеспечивать наращивание сил и средств, численности личного состава, в том числе иностранных государств", - считает помощник министра.
Практически все страны блока НАТО с того времени игнорировали выполнение ДОВСЕ, в том числе в части, касающейся предоставления информации о численности вооружения. Инспекций, предусмотренных договором, не было на территории Беларуси. Также и специалисты из нашей страны не принимали участие в инспекциях на территории других государств. "То есть создались такие условия, которые позволяли, к сожалению, не осуществлять контроль за наращиванием вооружения и военной техники", - сказал Валерий Ревенко.
В ноябре 2023 года Североатлантический совет НАТО сделал заявление о намерении государств - членов альянса, участвующих в договоре, приостановить его действие. Из ДОВСЕ также вышла и Российская Федерация.
Реакция Беларуси"Как поступить Беларуси в этих условиях? Мы должны реагировать. Есть ли смысл предоставлять странам Запада информацию (о своих вооруженных силах, предусмотренную ДОВСЕ. - Прим. БЕЛТА) в случае ее отсутствия в отношении Беларуси (непредоставления в адрес Беларуси. - Прим. БЕЛТА)? Конечно, смысла уже нет. Нам необходимо что-то делать", - пояснил помощник министра.
Он подчеркнул, что Беларусь только приостанавливает свое участие в ДОВСЕ, но не выходит из этого договора: "Выйти всегда можно, а вот создать договор заново - это очень и очень тяжелое, особенно в современных условиях, дело".-0-