"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. Зарекомендовавшие себя с советского времени, поступившие на вооружение в новой истории и перспективные образцы, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.
Принятая на вооружение в 1971 году, она неоднократно доказывала свою ценность в том числе в ходе локальных конфликтов. В первую очередь благодаря уникальным конструктивным решениям комплекс продолжает оставаться на вооружении ряда стран, а в войска, в том числе в Беларуси, приходят новые модернизированные версии проверенной временем машины. Впрочем, обо всем по порядку.
История появления войсковых ЗРК связана с развитием авиации и необходимостью защиты объектов от ударов с воздуха. Первым комплексом, только стационарного типа, стал С-25 "Беркут", предназначенный для прикрытия столицы СССР. Стационарная система состояла из множества радиолокационных станций дальнего обнаружения и более полусотни зенитных ракетных комплексов, расположенных двумя кольцами вокруг Москвы.
По-настоящему
прорывной проект в области ПВО, комплекс С-25 стал отправной точкой для развития
в том числе мобильных ЗРК. Имеющиеся наработки в области радиолокации и
создания зенитных управляемых ракет позволили конструкторам замахнуться на
проектирование войсковых систем, способных действовать совместно с войсками.
Существовавшие на тот момент системы не могли полноценно противостоять современным тактическим самолетам, позволяющим действовать на малых высотах и высоких скоростях. Они были либо слишком медленными, либо просто не могли отслеживать цели в сложной радиолокационной обстановке.
Особенно остро этот вопрос встал после анализа опыта боевых действий США во Вьетнаме, где американские штурмовики и истребители наносили массированные удары по наземным силам без значительного противодействия с земли.
Армии нужен был комплекс с ТТХ стационарной системы, но в мобильном исполнении. Так родился проект ЗРК "Оса". В начале 60-х годов к разработке системы приступили специалисты подмосковного НИИ-20, подчиненного лично наркому вооружения Устинову. Боевой частью - ракетой - занялись сначала тушинские инженеры, а после серии неудач - специализированное КБ по разработке зенитных управляемых ракет. За шасси отвечал Брянский автомобильный завод.

В техническом задании на создание комплекса в качестве целей для ЗРК заказчик определил летательные аппараты, движущиеся на высотах от 50 до 5000 м на дальности от одного до десяти километров со скоростью до 500 м/с. При этом впервые звучала задача весь спектр боевых и вспомогательных средств разместить на одном самоходном, да еще и плавающем, шасси. Радиолокационные станции, пусковую установку с ракетами, средства связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источники электропитания необходимо было не только скомпоновать, но и автоматизировать, приспособить к обнаружению воздушных целей в движении и поражению их огнем с коротких остановок.
Проект стал настоящей проверкой на прочность для всех КБ, задействованных в работе. Тяжело шло проектирование средств обнаружения, ракет и даже шасси для будущей ЗРК. Поэтому и спустя 10 лет машина была практически не готова к войсковым испытаниям. Только в 70-м году первые "Осы" вышли на заводские тесты, а затем и на приемку комиссии заказчика.
В итоге на вооружение комплекс был принят лишь в октябре 1971 года.

Зенитный ракетный комплекс "Оса" состоит из боевой машины со средствами разведки, наведения и пуска с шестью ракетами на борту. Дополнительные восемь ракет располагаются на транспортно-заряжающей машине. Средства контроля и технического обслуживания смонтированы на отдельных колесных платформах.
Боевая масса - 18 т, расчет - 5 чел., время развертывания - 3 мин, дальность разведки - до 45 км. Длина - 9140 мм, ширина - 2750 мм, высота - 4200 мм.
Базой для боевой и транспортно-заряжающей машин стало трехосное шасси БАЗ-5937 с мощным ходовым дизельным двигателем, снабженное водометом для движения на плаву. Кроме того, система получилась авиатранспортабельной - "Осу" может принять на борт транспортник Ил-76. Комплекс полностью автономен: оснащен средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания.
Боевая часть ЗРК "Оса" также полностью автономна. Расчет комплекса может самостоятельно обнаруживать, опознавать и обстреливать воздушные цели в любой погодной и помеховой обстановке. При этом обнаружение воздушных целей ведется как на марше, так и при расположении на месте, а переход к сопровождению одной из целей и пуск ракет могут осуществляться с короткой остановки.
Мощность
двигателя - 300 л/с, запас хода - 500 км, колесная формула 6х6, скорость по
шоссе - 70 км/ч, скорость на плаву - 7-10 км/ч.
Станция обнаружения целей кругового обзора способна увидеть истребитель на дальности до 45 км при высоте полета в 5 км и на дальности в 27 км, если цель практически скользит вдоль земной поверхности.
При этом аппаратура сопровождения целей позволяет расчету в автомате захватывать объект на тех же высотах на удалении в 23 и 14 км соответственно. Станция имеет систему селекции движущихся объектов и средства защиты от активных помех. В сложной обстановке сопровождение цели может вестись с помощью телевизионно-оптического визира и РЛС обнаружения.
Основным средством поражения "Осы" является твердотопливная ракета с осколочной боевой частью. Она оснащена радиокомандной системой наведения на цель и неконтактным взрывателем, срабатывающим на удалении 5 м.
Вооружение
- 6 ЗУР 9М33, зона поражения: по дальности - 1,5-10 км, по высоте - 0,025-5 км,
скорость полета ЗУР - 500 л/с, вероятность поражения одной ЗУР - 0,5-0,85,
масса ракеты - 128 кг.
Каждая ракета весит порядка 130 кг, при этом на боевую часть отводится примерно 10% общей массы. Дальность боевой эффективности ракет составляет 10 км. "Оса" способна поразить цель, двигающуюся со скоростью до 500 м/с и маневрирующую с перегрузками до восьми единиц.
Наиболее опасные цели расчеты могут обстреливать практически одновременно двумя ракетами. Задержка между пусками составляет около 5 с. По расчетам специалистов, эффективность каждого пуска близка к единице, поэтому работа парой ракет практически на 100% гарантирует поражение объекта.
Уже через 10 лет после выхода "Осы" в серийное производство конструкторы приступили к совершенствованию комплекса. На новых машинах улучшали помехозащищенность, вводили оптико-электронные системы с тепловизионным каналом, устанавливали системы спутниковой навигации.
За счет оцифровки
оборудования, применения новых методов наведения и автоматизации работы боевого
расчета конструкторам удалось увеличить максимальную скорость поражаемых целей
с 500 до 700 м/с и одновременно решить задачу поражения малоразмерных
тихоходных объектов типа беспилотных летательных аппаратов. Пример подобной
глубокой модернизации - комплекс "Стилет", произведенный белорусскими
оборонщиками.
"Оса" - один из самых удачных образцов советской военной техники, сочетающий в себе простоту, надежность и высокую боевую эффективность. Даже сегодня, когда на вооружении армии Беларуси стоят новые зенитные ракетные системы, "Оса" остается актуальной благодаря возможности модернизации, а значит, списание со счетов и отправка в запас этого зенитного ракетного комплекса в ближайшее время не предвидятся.
| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.
Читайте также:
Почему Ми-24 - убийца танков? Рассказываем, что может легендарный вертолет
От него не скроешься в радиусе 300 км: реальные возможности ЗРК С-300
Почему сбить ракету "Искандера" практически невозможно? Объясняем подробно