Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Артиллерийский тягач СТЗ-5 пополнил экспозицию "Линии Сталина"

03.11.2023 | 19:01

3 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Артиллерийский тягач СТЗ-5 пополнил экспозицию историко-культурного комплекса "Линия Сталина", сообщил корреспонденту БЕЛТА исполнительный директор историко-культурного комплекса Александр Метла.

"Месяца полтора назад в Мостовском районе на реке Щара недалеко от деревни Дворок мы нашли артиллерийский тягач СТЗ-5, затонувший в начале Великой Отечественной войны. 30 октября начались работы по его подъему", - рассказал Александр Метла.

Кроме сотрудников ИКК "Линия Сталина" в подъеме тягача приняли участие республиканский отряд специального назначения "Зубр", клуб дайверов "Капитан Морган" и другие специалисты. "Работа была нон-стоп с утра до вечера. Сложно очень было, там текучий песок, много тросов порвалось", - отметил исполнительный директор.

Фото МЧС
Фото МЧС

Поздно вечером 2 ноября совместная поисковая группа подняла артиллерийский тягач СТЗ-5. Сегодня его доставили на "Линию Сталина". Предположительно артиллерийский тягач был потерян РККА в 1941 году при проведении оборонительных боев на реке Щара.

В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала в качестве артиллерийских тягачей гусеничные сельскохозяйственные трактора, однако производились и специализированные машины этого класса. Самым распространенным из них стал быстроходный артиллерийский тягач СТЗ-5, использовавшийся для буксировки дивизионных орудий - к примеру, 122-мм гаубиц М-30 или 152-мм гаубиц М-10. Тягач СТЗ-5 производился в 1937-1942 годах на Сталинградском тракторном заводе, успевшем до начала боев в городе выпустить 9944 экземпляра, в том числе 3438 - до войны. В начале войны на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномет БМ-13-16 "Катюша". Конструктивно тягач СТЗ-5 был аналогичен массово выпускавшемуся трактору СХТЗ-НАТИ, который был первым трактором массового производства с конструкцией полностью отечественной разработки. До наших дней уцелело всего несколько экземпляров СТЗ-5, прошедших всю Великую Отечественную. И это несмотря на то, что после окончания войны тягачи СТЗ-5 еще долгое время были востребованы, в том числе и в народном хозяйстве. Благодаря совместимости по запчастям с СТЗ-3 они до 1950-х исправно трудились в народном хозяйстве нашей страны.-0-