Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Вдвоем нельзя? Как минчане соблюдают правила езды на велосипедах и самокатах

18.09.2023 | 11:53

Сразу несколько громких ДТП с участием велосипедистов произошло за последнее время в столице. Вместе с инспекторами дорожно-патрульной службы мы отправились на минские улицы и посмотрели, как пешеходы соблюдают правила пользования средствами персональной мобильности и велосипедами, а водители автомобилей - уступают дорогу велосипедистам.

Нарушений больше не стало

В рейд отправляемся с экипажем в составе старшего инспектора дорожно-патрульной службы спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома Евгением Сергиеней и инспектором Антоном Пульяновым. Сегодня сотрудникам ГАИ предстоит работать в районе проспекта Победителей, а также прилегающих улиц.

Пристальное внимание именно к велосипедистам и пешеходам на самокатах неслучайно. В последнее время в столице произошло несколько серьезных аварий с их участием. Так, 4 сентября на улице Богдановича водитель "Мерседеса", выезжая с дворовой территории, совершил наезд на 42-летнего велосипедиста, который двигался по тротуару. Последний получил травмы.

А в минувшую среду 32-летняя водитель автомобиля "Рено" не предоставила преимущество велосипедисту, перевозящему на специальном предназначенном кресле ребенка, на нерегулируемом пешеходном переходе. В результате ДТП велосипедист и несовершеннолетний получили травмы, их отправили в учреждение здравоохранения.

- Сегодня вечер пятницы, - отмечает инспектор Антон Пульянов. - А это значит, что в целом ситуация на дорогах более напряженная, чем в другие дни. Учитывая достаточно теплую погоду, автомобилей на магистралях немало. Много и пешеходов на средствах персональной мобильности, велосипедистов.

Пока движемся к первой точке дежурства, на небольшом участке проспекта от Стелы до футбольного манежа наблюдаем сразу несколько ДТП. Здесь уже работают другие инспекторы, но про себя отмечаем: поток транспорта действительно плотный.

- Часто аварии происходят из-за несоблюдения безопасной дистанции. Вероятно, это стало причиной тех ДТП, которые мы сейчас видели, - собрались характерные "паровозики", - комментирует Антон Пульянов.

Но вернемся к делу. С октября прошлого года велосипедистам и пешеходам на средствах персональной мобильности разрешили не спешиваться при пересечении проезжей части по пешеходным переходам. Стало ли больше аварий?

- Исходя из нашего опыта, можем сказать, что нет, - подключается к беседе Евгений Сергиеня. - Справедливости ради, велосипедисты и до легализации такого права имели возможность не спешиваться - в городе было немало велопереездов. Частенько не спешивались и на обычных переходах. Фактически в правилах дорожного движения закрепили существующую реальность.

Правда, в законодательстве есть одна оговорка. При пересечении проезжей части велосипедист должен делать это со скоростью идущего пешехода. И вот здесь возникает определенная коллизия. Часто велосипедисты и не думают притормаживать, ставя тем самым под угрозу свою жизнь.

Первая точка маршрута - напротив университета физической культуры. На противоположной от вуза стороне дороги проложен тротуар с велодорожкой. Рядом - пешеходный переход. Пока к велосипедистам со стороны инспекторов никаких претензий нет.

- Что касается ответственности, то согласно части 1 статьи 18.23 КоАП нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, - предупреждение или штраф до 1-3 базовых величин. Предупреждение выносим в первый раз, если человек ранее не привлекался по этой статье в течение года. Все данные, к слову, есть в специальной электронной базе, - говорит Евгений Сергиеня.

А если человек совершил нарушение в состоянии алкогольного опьянения, то размер наказания увеличивается до 3-5 БВ. Кстати, надевать шлем при передвижении на велосипеде или средстве персональной мобильности необязательно.

- Такого требования в правилах дорожного движения нет. Правда, со своей стороны мы советуем этим не пренебрегать. Даже самый простой девайс за несколько десятков рублей иной раз может спасти жизнь. Нелишним будет и другая экипировка вроде наколенников, - говорит Евгений Сергиеня.

Правило двух полос

Перемещаемся чуть дальше. Около "Минск-Арены" в пятницу вечером движение крайне интенсивное. Немало и велосипедистов. За минуту мимо нас проезжает с десяток велолюбителей и еще столько же людей на средствах персональной мобильности. Впрочем, пешеходы ведут себя едва ли не образцово: на переходах едут не спеша, внимательно осматриваясь вокруг. Дело не в наличии инспекторов - их присутствие за остановкой общественного транспорта малозаметно.

А вот водитель черной "Тойоты", поворачивающий с проспекта Победителей направо на Нарочанскую, правило нарушил - не предоставил преимущество велосипедисту. За что и был остановлен.

- В этом случае водитель не предоставил преимущество велосипедисту. Между автомобилем и пешеходом было менее двух полос. В новой редакции правил это четко оговорено. Раньше формулировка была более расплывчатой и звучала так: если действия водителя вынудили другого участника дорожного движения изменить направление движения или скорость, что иной раз порождало жаркие споры между водителями и инспекторами. Теперь же критерии нарушения абсолютно ясные, что значительно облегчает коммуникацию между сторонами, - комментирует Евгений Сергиеня, направляясь к остановившемуся авто.

Проверка не занимает много времени. Водитель с доводами инспекторов согласен, документы также в порядке - обошлось предупреждением. Правда, если человек попадется на подобном нарушении повторно в течение года, то санкции будут иными.

- Штраф от одной до пяти базовых величин. Сумма не самая большая, но для многих водителей неприятная. Поэтому при проезде пешеходных переходов стоит быть внимательнее. Особенно когда осуществляете поворот. Как раз в таких условиях нарушения происходят чаще всего, - добавил инспектор.

В последние теплые дни на дорогах столицы немало мотоциклистов. Любители двухколесного транспорта пользуются последней возможностью насладиться поездкой по городским улицам. Мотоциклистам сотрудники ГАИ уделяют не меньше внимания, чем обычным водителям или пешеходам. А в некоторых случаях даже больше.

Один самокат - один человек

И если одиночное передвижение на самокате процесс вполне легальный, то езда на таком устройстве вдвоем является нарушением. Многие пользователи личных и шеринговых самокатов про это забывают. Или идут на нарушение сознательно, дабы сэкономить на аренде второго байка либо произвести впечатление. Такое бездумное передвижение по городским улицам при стечении обстоятельств может закончиться плачевно как для водителя, так и пассажира.

- Из нашего опыта чаще всего вдвоем на самокатах перемещаются подростки. Бывали случаи, когда ребята ездили даже втроем или вчетвером. Конечно, ни о какой безопасности и речи быть не может: малейшее неверное движение - и травмы обеспечены, - говорит Евгений Сергиеня.

Об этом, видимо, не подумал минчанин, которого наш экипаж остановил на тротуаре на проспекте Независимости. Кроме себя на самокате горожанин перевозил свою дочь. Остановкой был удивлен.

- А что, вдвоем нельзя? - спросил молодой человек.

Нельзя. Инспектор проверил гражданина по базе. С нарушением тот согласен, а значит, отделался предупреждением. Впрочем, строгое внушение от инспектора эффект возымело. Далее папа с дочерью пошли пешком.

- В целом в последнее время стоит отметить повышение уровня культуры на дорогах. Многие велосипедисты до сих пор спешиваются, тем самым проявляя осторожность и внимательность по отношению к другим участникам движения, хотя по правилам могут спокойно ехать. Стоит помнить, что безопасность передвижения зависит в первую очередь от вас самих. Мы же просим водителей автомобилей, велосипедистов, пешеходов на средствах персональной мобильности быть предельно внимательными и осторожным. Всегда правильно оценивайте дорожную ситуацию, - заключил Антон Пульянов.

Компетентно

Как отметил начальник УГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич, вплоть до 24 сентября столичная Госавтоинспекция проводит ряд мероприятий в целях принятия упреждающих мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма несовершеннолетних, пешеходов, велосипедистов и людей, передвигающихся на средствах персональной мобильности.

– В связи с наступающим осенним периодом, который из-за погодных условий оказывает существенное влияние на состояние аварийности, безопасности уязвимых участников дорожного движения, мы проводим соответствующие профилактические мероприятия. Особое внимание уделяем аварийно опасным участкам, нерегулируемым пешеходным переходам, тем местам, которые потенциально опасны, - резюмировал руководитель столичной ГАИ.

Помните: при наличии велодорожки велосипедисты и пешеходы на средствах персональной мобильности обязаны передвигаться на ней. В случае ее отсутствия - по тротуару, не препятствуя при этом движению пешеходов.

Александр НОВОХРОСТ,

фото Виталия ПИВОВАРЧИКА,

БЕЛТА.-0-