Работа спасателей - это не только непосредственно тушение возгораний. Немалая часть ежедневного кропотливого труда остается вне общественного внимания. Исправляем этот пробел. Как проверяют состояние техники, которая участвует в ликвидации чрезвычайных происшествий, корреспонденты БЕЛТА узнали в производственно-техническом центре спасателей столицы и Минской области.
Сохранить жизни людейНаверняка, что в кино и в реальной жизни вы замечали, как пожарные машины эффектно отправляются на боевой выезд: моментально открываются ворота пожарной части, бойцы запрыгивают в автомобиль, а тот, в свою очередь, бойко рвет с места и устремляется на борьбу с чрезвычайной ситуацией. Подготовка техники в данном контексте имеет не менее важно значение, чем навыки самих пожарных. Допустить, чтобы машина или оборудование отказало в самый ответственный момент нельзя. Всего же в стране насчитывается более 4 тыс. единиц спасательной техники, которые выполняют более 150 тыс. выездов в год.
В Минске вся пожарная техника обслуживается на базе производственно-технического центра Минского городского управления МЧС, что на улице Антоновской - практически в самом сердце нашей столицы. С первого взгляда центр напоминает стандартную станцию технического обслуживания, но с некоторыми нюансами.
"Основная задача центра заключается в обеспечении готовности технических средств связи, которые находятся на вооружении спасателей. Наш центр также занимается организацией эксплуатации, проведением технического обслуживания, ремонта, восстановительных работ той техники, которая участвует в ликвидации чрезвычайных ситуаций", - вводит в курс дела начальник производственно-технического центра Минского городского управления МЧС Геннадий Кульчицкий.
Здесь может пройти комплексное обслуживание любая техника спасателей, начиная от небольших цистерн, заканчивая длинными автолестницами и другим специфическим оборудованием.
"От того, как будут проведены контрольно-диагностические работы, напрямую зависит боеготовность подразделений минского гарнизона спасателей. Скажу банальную вещь: если автомобиль был плохо отремонтирован и сломался, то это может привести не к самым хорошим последствиям. Наша задача как спасателей - сохранить жизни людей. И вопрос подготовки техники в этом плане занимает одну из ведущих ролей", - говорит начальник центра.
Для начала диагностикаРанее мы уже упоминали, что основное помещение похоже на станцию технического обслуживания. Именно с диагностики начинается путь пожарной машины на территории центра. Интересный факт: работы по обслуживанию автомобилей обеспечивают чуть более 100 человек.
"У нас есть все необходимое оборудование, чтобы понять в каком состоянии находится автомобиль. И это, пожалуй, один из самых принципиальных этапов. Наши сотрудники проводят контроль. От него в последствии зависит перечень работ, необходимых к исполнению. Проверяем все: от работы тормозов и трансмиссии до того, как функционирует специальная световая сигнализация. Или, как говорят в народе, мигалки и сирены", - поясняет процесс Геннадий Кульчицкий.
От теории к практике. В бокс заезжает пожарный автомобиль. Проверка производится стандартно, идеально подходит аналогия с легковым автомобилем.
"Сейчас, например, специалисты оценивают работы тормозной системы. Судя по всему, с ней в данном образце все отлично. В смотровой яме обследуются агрегаты, расположенные под днищем авто. Далее - светотехника, как базовая, так и установленная дополнительно. Конечно же, в фокусе специалистов рулевое управление и работа двигателя. Проверяются и параметры токсичности выхлопных газов. На все проверки, если автомобиль находится в исправно состоянии, уходит около 20 минут", - комментирует Геннадий Кульчицкий.
Выявили неисправность? Не в этот раз. Однако, если с автомобилем действительно что-то не так, его отправляют в ремонтную зону. Здесь мастера различного профиля справляются с самыми сложными задачами. После устранения неполадок, автомобильная техника снова отправляется на диагностику.
"Ведь нужно проверить: все ли в итоге в порядке. Только после этого цистерна, автовышка или другая техника отправляется в подразделения", - добавляет Геннадий Кульчицкий.
На базе производственно-технического центра всегда есть оперативный запас деталей. Если же поломка специфическая, то осуществляется стандартная процедура закупки и деталь в короткие сроки (речь об одном-двух днях) приезжает в центр. То же касается и некоторых видов работ, которые отдаются на откуп сторонним организациям.
"Важно понимать: на некоторых наших автомобилях установлено сложное оборудование, которое иногда требует специфического обслуживания. Есть в парке столичных спасателей и машины иностранного производства. С запасными частями для них по объективным причинам сейчас несколько сложнее, но все вопросы решаемы", - говорит начальник центра.
Ежегодно обслуживается до 400 единиц техникиТакой объем работ выполняют специалисты центра. В эту цифру входят как плановые, так и срочные работы. Объем, как признается Геннадий Кульчицкий, немаленький.
"Никогда не знаешь, какая поломка может произойти. Всегда находимся во всеоружии и готовы в короткие сроки устранить возникшие неполадки", - отметил начальник центра.
Кстати, попасть на работу в производственно-технический центр может и гражданский специалист, совсем не обязательно быть сотрудником МЧС. Сейчас вакансий около трех десятков.
"Порядок, как и на любой другой работе. Если есть вакансия, то примем с распростертыми объятиями. Особенно, если специалисты обладает специфическими, узконаправленными навыками. В нашей работе это очень важно", - говорит на прощание Геннадий Кульчицкий.
И легковые тожеОтправляемся на столичную улицу Нестерова. Здесь располагается здание Минского областного управления МЧС и его производственно-технический центр. Как и у столичных коллег, здешние мастера могут отремонтировать практически любую поломку специальной техники. Кроме того, здесь налажен ремонт и легковых автомобилей, которые также есть в арсенале спасателей.
"Мы находимся в месте, где происходит обслуживание больших автомобилей, осуществляется ремонт разного уровня. Вот сейчас, например, прошли мимо участка, где происходит шиномонтаж. Далее располагаются зоны иного ремонта. Есть слесарные мастерские и другие. Если обобщить, то выполняем полный комплекс работ", - рассказывает начальник ремонтно-восстановительной части Минского областного управления МЧС Андрей Ширвель.
В соседнем здании располагается цех по ремонту легковых автомобилей. Начальник станции диагностики производственно-технического центра Минского областного управления МЧС Сергей Смаль рассказывает о нюансах работы.
"Наверняка многие привыкли, что спасательная техника - это исключительно большие цистерны и автолестницы. На самом деле, в парке спасателей хватает и легковых автомобилей для различных целей, чаще всего вспомогательных. Им тоже необходимо дать обслуживание", - рассказал специалист.
Руководитель цеха рассказал: они оказывают как методическую, так и практическую помощь.
"Определенный ремонт спасатели могут сделать сами на месте, у себя в подразделениях. Но иногда им не хватает какого-то специального инструмента или навыков. В таком случае мы обязательно окажем помощь", - резюмировал Сергей Смаль.
Компетентно: производственно-технический центр функционирует в каждой областиКак отметил официальный представитель МЧС Беларуси Евгений Барановский, спасатели обладают всей необходимой материально-технической базой для подготовки боевой техники к работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
"Техническая подготовка техники спасателей является одним из ключевых звеньев в цепочке обеспечения бесперебойной работы подразделений МЧС. От их работы во многом зависит конечное оказание оперативной помощи в той или иной чрезвычайной ситуации. В центрах по всей стране работают высококлассные специалисты, способные справиться с самыми серьезными поломками", - отметил представитель спасательного ведомства.
Собеседник рассказал, что сегодня производственно-технические центры действуют в каждой области Беларуси, а также в Минске.
"Они оснащены всем инвентарем, с помощью которого техника поддерживается в отличном состоянии. На случай внештатных ситуаций каждое подразделение МЧС обладает определенным резервом, который заменит вышедшие из строя автомобили и специальную технику", - заключил Евгений Барановский.-0-
Фото Рамиля Насибулина