Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

В метель не до снежной романтики: как ГАИ Витебской области проверяет маршрутные такси

30.11.2023 | 18:56

Рабочий день у многих водителей маршруток Витебска начинается уже в 5.30. В это время подготовленные ими машины набирают в салон еще сонных пассажиров. Ближе к 7 - уже час пик, когда работа тех, кто за рулем маршрутных транспортных средств, часто оказывается под пристальным вниманием сотрудников ГАИ. Разумеется, контроль ведут круглосуточно, но во время массового передвижения горожан борьба с нарушителями ведется интенсивнее. Например, утром 30 ноября только за два часа рейда зафиксировали 26 таких фактов.

Мобильный экипаж ведет рейд на заснеженной улице Кирова, рядом с железнодорожным и автобусным вокзалами. Место людное, популярное почти в любое время суток. В спешке многие могут и не заметить авторскую работу природы, которая продолжает наносить легкие штрихи: Витебск в последние дни засыпает снегом, под белыми капюшонами здесь все дома, деревья, припаркованные авто. Прежде чем повернуть на улицу Космонавтов в сторону "Полоцкого" путепровода, многие маршрутки на остановке высаживают пассажиров.

Инспектор ДПС четвертого взвода МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Вадим Захаренок
Инспектор ДПС четвертого взвода МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Вадим Захаренок

Внимание сотрудников ГАИ, которые сегодня несут здесь службу, привлекли заснеженные номера авто. За рулем - водитель с более чем 30-летним стажем Владимир Варламов. Работать мужчине приходилось и в более сложных условиях. "У меня опыт северный - шесть лет отъездил на Чукотке по торосам и сопкам в зимнее время. Здесь мне этот опыт помогает, - говорит он. - Нужна концентрация внимания, никогда нельзя суетиться и всегда важно понимать, где притормозить, а где переключить передачу".

С учетом погодных условий мужчине сделали только устное замечание. Сам он тут же устранил нарушение. "Зима как началась, так сразу сложная. Трудно сказать, как будет дальше, но все мы справимся", - озвучил свои прогнозы на холодную пору водитель маршрутного такси.

Есть в Витебске проблемные места, где водителей маршруток замечают за нарушениями особенно часто. Список возглавляют территория рядом с ТЦ GREENЦЕНТР ближе к остановкам на улицах Воинов-Интернационалистов и Генерала Маргелова, улица Чкалова, Московский проспект.

"Если даже взять перекресток проспект Московский - улица Терешковой в час пик, то водители маршрутных транспортных средств часто объезжают всех остальных, заезжают за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора. Улицы Кирова, Космонавтов в районе вокзала - здесь зачастую пытаются проехать на красный", - поясняет старший инспектор дорожно-патрульной службы четвертого взвода роты ДПС МО ГАИ УВД Витебского облисполкома капитан милиции Андрей Шатов.

Старший инспектор дорожно-патрульной службы четвертого взвода роты ДПС МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Андрей Шатов
Старший инспектор дорожно-патрульной службы четвертого взвода роты ДПС МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Андрей Шатов

И в последний день ноября сотрудники наблюдали целый набор нарушений со стороны водителей маршруток. Как они сами отмечают, хорошо, что эти факты были не столь существенны и не привели к печальным последствиям. Водители двигались по запрещенной для них полосе, устанавливали не предусмотренные конструкцией автомобиля шторки в салоне, нарушали правила маневрирования.

"Одни ездят с неисправными световыми приборами, - продолжает Андрей Шатов. - Другие проезжают на запрещающий сигнал светофора, поворачивают налево, направо с полосы, которая запрещает движение в этом направлении. А в оправдание ссылаются на то, что не укладываются в сложный рабочий график. Бывает, и с открытой дверью отъезжают от остановочных пунктов. В час пик перевозят пассажиров больше предусмотренной конструкцией автомобиля нормы: так называемый "перегруз" - у каждого второго водителя маршрутки. Но проблематичен другой вопрос: на месте составлять материалы не получается, поэтому приходится вызывать либо повестками, либо подъезжать на конечный остановочный пункт, чтобы уберечь время пассажиров".

Водителей сотрудники ГАИ берут на карандаш во время гласного и скрытого контроля. Мобильный наряд на авто без специальной окраски фиксирует "грехи" и передает данные коллегам в машине с соответствующей оклейкой и маячками.

Бывает, сотрудники садятся в маршрутку в гражданской одежде под видом простого пассажира и пишут происходящее на телефон или видеорегистратор. Во время движения встречаются водители такси и маршруток с телефоном у уха. Считается, что это явление распространено преимущественно среди таксистов, которые для приема заказов и связи используют мобильные приложения. Однако это утверждение сегодня, 30 ноября, упорно старался опровергнуть один маршрутчик.

Дважды за рейд попался водитель маршрутки №57. Сначала его остановили на улице Кирова, заметив дополнительно установленные спереди шторки у водительского сиденья. У мужчины не оказалось при себе всех документов, но он пообещал быть при них уже на конечной остановке. На другом конце города его остановили спустя примерно час. Шторки были убраны, бумаги лежали на месте, однако водитель забыл включить указатель поворота при подъезде к остановке и был замечен за разговором по телефону.

"Стараемся не нарушать правила, но, как видите, не без изъянов, - говорит водитель одного из маршрутных такси Евгений Жеребятьев. - Понимаем, главное - это никуда не торопиться, чтобы пассажиров довезти спокойно и машина осталась целая и исправная. А в рейс выходить надо - люди ведь ждут. Днем пассажиров не сказать, что много, но в час пик тяжело: мимо остановок проезжаешь, если полностью загружен. Звонишь диспетчеру, что не успеваешь. Переделать бы графики и на пару минут растянуть, а так нам добавили в маршрут микрорайон Медцентр (мы раньше на Юг-7 ездили - это ближе), но графики оставили прежними. Приходится пропускать остановки, если пассажирам на них не нужно выходить".

Как добавил водитель, исправность транспорта - особый пункт, осмотр машины производят после каждой смены, а при необходимости и чаще, ведь здоровье и жизни важнее спешки.

С начала года на территории Витебской области зарегистрировано более 4,5 тыс. нарушений ПДД со стороны лиц, которые занимаются регулярными либо нерегулярными перевозками пассажиров. Речь как о наиболее простых (разговор по мобильному телефону, ремни безопасности и др.), так и о грубых нарушениях (нетрезвые водители, не имеющие прав управления транспортом). Серьезных аварий с водителями маршруток в этом году в области не зафиксировано.

"Были ДТП с материальным ущербом, где люди не пострадали, а имелись лишь механические повреждения транспорта. Если говорить об автомобилях такси, то с их участием с начала года произошло 12 аварий (на одну больше, чем за аналогичный период 2022-го). В этих ДТП один человек погиб, 13 получили ранения. Мы наблюдаем снижение числа аварий, совершенных по вине водителей автомобилей такси. Задержан один водитель, который управлял транспортом в состоянии алкогольного опьянения, и тринадцать водителей - перевозчиков пассажиров без права управления транспортными средствами", - отметила начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович.

В ответе за такие нарушения не только сами водители, но и люди, которые допускают их к участию в дорожном движении, напоминают в Госавтоинспекции. Сам же автомобиль должен быть исправен, правильно технически оснащен. Среди требований к маршруткам - наличие аптечки, огнетушителя, знаков аварийной остановки, исправные световые приборы и другие.

Сейчас в регионе проводится специальное мероприятие по контролю за соблюдением ПДД водителями маршрутных транспортных средств. Плюс сотрудники ГАИ участвуют в совместных рейдах с БЭП, транспортной и инспекции по налогам и сборам. Здесь в фокусе внимания - так называемые водители-нелегалы. Чуть больше недели назад, 21 ноября, на автодороге Витебск - Минск был замечен 36-летний индивидуальный предприниматель. Мужчина за плату осуществлял регулярные перевозки пассажиров по маршруту Витебск - Бешенковичи без специального разрешения. Другой 32-летний водитель перевозил пассажиров, не имея государственной регистрации. На следующий день сотрудники БЭП, ОГАИ Оршанского РУВД и филиала Транспортной инспекции по району и МНС задержали 73-летнего индивидуального предпринимателя. Мужчина также без специального разрешения перевозил людей из Орши в Дубровно. Во всех этих случаях автомобили изъяты. В отношении водителей за незаконную предпринимательскую деятельность начат административный процесс.

Подсказки дают и сами очевидцы. Например, в директ аккаунтов ГАИ в Instagram неравнодушные люди присылают видео с регистраторов и мобильных телефонов. Одновременно сами сотрудники ведут мониторинг популярных групп в соцсетях, где появляются такие ролики, находят и приглашают к ответу исполнителей главных ролей захватывающего кино. Недавно фото и видео перегруженной пассажирами маршрутки поделились жители Полоцка - нарушитель был установлен и наказан.

Водителей - как маршрутных такси, так и любого транспорта - инспекторы призывают не затруднять и без того сложную дорожную обстановку. И здесь не играет роли местоположение: населенный пункт или трасса. Снег почти не прекращается, потому жителей региона просят по возможности отказаться от поездок на личном транспорте и воспользоваться общественным. Тем, кто вынужден быть за рулем такси или маршруток, ГАИ рекомендует соблюдать меры осторожности, не гнаться за выгодой, желая больше заработать денег.

"Мы не знаем, что находится под снежным покровом: обычный асфальт или покрытый льдом. Как некоторые думают: проехала техника, посыпала дорогу - значит, соль начала работать, и можно давить на педаль газа, но нужно время, чтобы соль стала работать, она должна раскататься. Важно выбирать безопасную скорость движения, пусть это будет где-то 40 и даже 20 км/ч. Особый момент - пешеходные переходы, перед которыми лучше заранее снижать скорость и быть готовым пропустить людей", - пояснила Надежда Касперович.

Безопасный режим, дистанция, боковой интервал и максимальная собранность должны быть в приоритете у водителей, добавила она. С 1 декабря перечень обязательных условий пополняет и зимняя резина. Похожие установки ГАИ передает и пешеходам, призывая их не забывать о внимательности и уважении к другим участникам движения.

Евгения АРХИПОВА,

Фото автора,

БЕЛТА.-0-