Чуть больше 20 коммунальщиков на несколько тысяч жителей: посмотрели, как работает ЖХК в сельской местности в Клецком районе.
В агрогородке Морочь живут несколько тысяч человек, некоторые из них в 20 многоквартирных домах.
- Объем обслуживания у нас немаленький, - рассказывает начальник участка "Морочь" КУП "Клецкое ЖКХ" Александр Болтранюк. -Рядом с Морочью еще один крупный населенный пункт, Заостровечье, и более двух десятков деревень. Морочь и Заостровечье обслуживают чуть более 20 сотрудников: работники котельной, сантехники, водитель мусоровоза. Практически со всем объемом справляемся без особых проблем и собственными силами.
Как в городе, так и на селе под ведомом специалистов ЖКХ - централизованное теплоснабжение, благоустройство, сбор мусора, текущий и капитальный ремонт.
- Пожалуй, один из самых серьезных участков нашей работы - обеспечение местных организаций и домов теплом, - отмечает Александр Болтранюк. - К холодам готовимся уже с весны. Прежде всего проверяем готовность оборудования и коммуникаций, закупаем топливо. Ведь отопительный сезон может начаться в любой момент. Если раньше топили мазутом, то сейчас используем местные виды - щепу.
Так, если в прошлом году "горяченькую" местные коммунальщики включили 29 сентября, то в нынешнем - на 10 дней раньше.
- Все зависит от погоды. Должны быть готовы в любой момент, - добавил Александр Болтранюк.
К слову, в котельной работает агрегат белорусского производства. Рядом - более старый, немецкий. Подача топлива осуществляется в автоматическом режиме.
- Сотрудники лишь следят за параметрами котлов и при необходимости их регулируют, - пояснил начальник участка.
Как и по всей республике, в Клецком районе действует централизованная служба приема коммунальных заявок 115 "Мая Рэспубліка". Теперь каждый может заявить о своей проблеме через интернет. Но пока таким способом местные пользуются не так часто.
- Люди в возрасте по старинке обращаются к районному диспетчеру или к нам напрямую - смартфон есть далеко не у всех. Критических или хронических проблем у нас нет. Чаще всего жалобы на порыв трубы или подтеки крыши. В случае экстренной аварии мы поедем на ее устранение даже ночью, - говорит Александр Болтранюк.
Слова руководителя подтверждает и сантехник Виктор Кряквин, который трудится в коммунальной сфере несколько десятков лет. Весь его инструмент умещается в небольшую сумку.
- Здесь есть все что нужно. Рядовую проблему можно устранить минимальным количеством инструмента. А если произошел засор, у нас имеется специальный набор. При необходимости отработаем в любое время суток, - поясняет специалист.
В целом, как отмечают оба собеседника, местные жители подкованы с коммунальной точки зрения. "Профессиональных жалобщиков" как явления на участке нет.
- Считаю, что это доказывает нашу эффективность на практике, - уверен Александр Болтранюк.
Одной из основных проблем коммунальных служб в сельской местности - вывоз твердых бытовых отходов. В Морочском сельсовете с ней практически справились.
- Установили график сбора мусора, удобный для всех. В один день мусоровоз работает только по контейнерным площадкам. В другие отправляется в деревни, где жители выставляют пакеты с отходами на улице. Также обслуживаем небольшой дачный массив и место отдыха. Оттуда мусор забираем по мере заполняемости, в зависимости от поры года она разная, - уточняет Александр Болтранюк.
В основном твердые бытовые отходы захоранивают на мини-полигоне, расположенном неподалеку. Полиэтиленовую тару собирают отдельно - из Клецка вызывают специальную машину. Затем использованный пластик отправляется на переработку и повторное использование.
- В нашей стране планируют отказаться от практики вывоза мусора на мини-полигоны, будет создана сеть региональных полигонов с предприятиями по переработке и извлечению вторичных материальных ресурсов. Мы эту инициативу поддерживаем. Переработка должна стать всеобъемлющей. Это полезно и для экологии, и для экономики, - считает Александр Болтранюк.
В больших городах благоустройством чаще всего занимаются специализированные организации, например, столичный "Зеленстрой". В малых населенных пунктах заботы ложатся на коммунальщиков, но не на них одних.
- Недавно в агрогородке благоустроили местный парк, почистили озеро. Какую-то часть работы выполнили совместно с другими предприятиями и сельсоветом. Подобные проекты делаем сообща, - отмечает собеседник.
В Морочи чисто и уютно. На каждом перекрестке установлены стилизованные указатели с названиями улиц.
- Безусловно, следить за маленьким населенным пунктом гораздо проще, чем за большим городом. Тут все на виду, -подчеркивает директор Морочского участка.
На балансе местного участка ЖКХ около 40 километров асфальтированных и гравийных дорог. Для их обслуживания специалисты привлекают профессиональных дорожников. Если необходимо почистить полотно, то заказывают специальную машину в головном предприятии ЖКХ - в Клецке. То же касается снегоуборочной техники и грейдеров.
Капремонт делают на селе. И довольно активно. В этом году работы проходили сразу на нескольких объектах в Заостровечье и Морочи. Специалисты выполнили ремонт стыков, замену канализации и других коммуникаций, включая трубы. В многоквартирных домах оборудовали новые теплопункты.
Несмотря на небольшой размер населенного пункта, в Морочи (а также Заостровечье) недавно полностью заменили трубы на предизолированные. Такие коммуникации значительно снижают уровень теплопотерь, они долговечнее обычных аналогов.
Александр НОВОХРОСТ,
газета "7 дней".-0-