Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Специалисты о том, почему латать дорожное полотно приходится даже зимой и не перечит ли это технологии

02.02.2023 | 17:33

"На тройку", - именно так охарактеризовал состояние белорусских дорог Президент и потребовал привести их в порядок. Особой критике подвергся Минск. Действительно ли в столице так плохо с дорогами, спросили у водителей, дорожников и в Комитете госконтроля.

Колея на колее

- ...И колеей погоняет, - иронично характеризует состояние некоторых минских дорог работающий водителем в автобусном парке №5 Михаил. То, что дорожное полотно не в лучшем состоянии, он заметил еще в начале января.

- Ежедневно езжу по 32-му маршруту от "Дружной" в Малиновку - из самого центра на окраину, - рассказывает молодой человек. - И, если честно, такой скверной ситуации с дорогами за последние несколько лет не припомню. Центральные улицы в основном в хорошем состоянии. А вот менее значимые, но с большим трафиком, - разбитые. Например, та же улица Семашко. Коллеги жалуются на ямы на проспекте Газеты "Звязда". По правой полосе образовалась колейность. И если на большом автобусе выехать из нее несложно, то на малолитражке - проблематично.

У сотрудника автопарка возникают резонные вопросы: если в предыдущие годы дороги были в лучшем состоянии, чем сейчас, то что с ними произошло в последнее время?

- Вопрос, пожалуй, к ремонтным и эксплуатационным службам, - предполагает Михаил.

На скверное состояние дорог обращают внимание и рядовые автомобилисты. Каждое утро жительница Заславля Елена Орлова ездит в минский микрорайон Зеленый Луг на работу. И если качество автотрассы вне города, а также кольцевой автоледи устраивает, то некоторые магистрали внутри МКАД оставляют желать лучшего.

- Загородные трассы в хорошем состоянии, если не брать в расчет вопрос по их очистке от снега, - констатирует девушка. - В городе же после резких оттепелей передвигаться стало сложнее. Иногда хочется оставить машину на въезде в столицу и пересесть в общественный транспорт. Банально - жалко автомобиль.

В Горремавтодоре причину появления выбоин, ям и колей на дорогах видят в сложных погодных условиях, перепадах температур и межремонтных сроках. На предприятии уточняют: ямочный ремонт зимой - вынужденная и временная мера. А еще - недешевая, отмечают в управлении автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций: квадратный метр ямочного ремонта стоит дороже, чем метр нового покрытия. Дорожники и сами прекрасно понимают, что летом на месте "заплаток" из-за жары появится колея. Дороге снова потребуется ремонт.

Каждый год в Минске после весеннего мониторинга меняют 600-900 тыс. кв.м дорожного покрытия. Оно может прослужить от 4 до 8 лет, а если нанести на него специальный защитный слой, как это делают на многих столичных улицах, то срок эксплуатации увеличится еще на пару лет. Но после истечения этого времени дорожное покрытие все равно придется менять, что уже запланировано сделать на улицах Тимирязева, Голубева, проспектах Рокоссовского и Пушкина.

Строго по технологии

Хватает мест, где необходим ямочный ремонт, и за пределами столицы. Часто водители обращают внимание на качество магистральных республиканских дорог. Только в Минской области на балансе РУП "Минскавтодор-Центр" таковых свыше 3,4 тыс. километров. Заместитель генерального директора организации Андрей Колесников отмечает: работы по ямочному и другим видам ремонта идут постоянно.

- С начала года выполнен ремонт на площади чуть более 9 тысяч квадратных метров, - рассказал управленец. - На постоянной основе работает 41 бригада специалистов, каждая укомплектована всей необходимой техникой. Обслуживанием полотна занято более 200 человек.

Учитывая погодные условия, при ямочном ремонте используют литую асфальтобетонную смесь либо складируемую органоминеральную субстанцию. Привычных "Тайфунов", которых мы часто видим на дорогах, сейчас нет.

- Не позволяют погодные условия, в частности, температурный режим, - уточняет заместитель генерального директора. - При помощи литых смесей можно проводить ремонт даже при текущей обстановке. А вот горячими смесями пользоваться нельзя. Для каждой субстанции установлен определенный температурный порог, который не следует перешагивать. Поэтому не удивляйтесь, если зимой увидите наши бригады на дорогах. Все работы проводятся согласно технологии.

Кроме того, как отмечает Андрей Колесников, продолжается очистка дорожного полотна от снега и обработка специальными реагентами.

- Нынешняя зима характеризуется нестабильной погодой. Оттепели сменяются похолоданиями и наоборот. Разнятся и осадки - на смену дождям приходят сильные снегопады, иногда образуется гололедица. Эти факторы приводят к тому, что наша техника постоянно в работе. Учитывая транзитный статус многих магистралей, их необходимо очистить от снега как можно быстрее. К нам в дежурно-диспетчерскую службу стекается информация со 180 камер, установленных на наших дорогах. Благодаря этому мы оперативно отслеживаем обстановку, - поясняет заместитель генерального директора.

Продолжаются на дорогах Минщины и активные строительные работы. Ни на минуту не прекращается реконструкция трассы Р-53 на участке от Смолевичей до Жодино. Дорога будет исполнена по самым строгим стандартам безопасности. Четырехполосное бетонное полотно разделят специальным барьером. В некоторых местах появятся новые развязки и даже подземные переходы, дабы исключить пересечение потоков сельскохозяйственной техники, пешеходов и диких животных. В дальнейшем запланировано расширение магистрали до самого крупного райцентра Минской области - Борисова.

Виноват климат?

В Комитете госконтроля подтверждают: в последнее время жалоб на состояние улиц в населенных пунктах не становится меньше. Причем после того, как их раскритиковал глава государства, недовольных заметно прибавилось. На "горячую линию" КГК, которая состоялась 23-27 января, позвонили почти 500 человек и каждый пятый поднимал вопрос содержания или ремонта улично-дорожной сети.

Госконтролеры заметили: претензии к состоянию улиц зависят от того, где они находятся - в городе или в сельской местности. Если в первом случае жалуются на ямы и колею, то во втором на то, что еще немного и ездить будет просто не по чем.

- Вопросы в сельской местности как правило решаются проще: там если улицы песчано-гравийные, их достаточно подсыпать, уплотнить, пройтись грейдером. Главное - сделать это качественно. В противном случае люди потом жалуются: вроде и отремонтировали песчано-гравийную улицу, а ее первым же дождем размыло. С городскими сложнее. При укладке асфальтобетонного покрытия недостаточно просто использовать хороший материал, нужно качественно подготовить основание, тщательно уплотнить слои покрытия. Чем лучше все это сделано, тем дольше оно прослужит. Ведь в плохо уплотненные слои покрытия проникает больше влаги. С учетом нашего климата, когда циклы заморозки-разморозки происходят часто, это провоцирует разрушение покрытия, особенно на участках с наиболее интенсивным движением - объясняет заместитель начальника главного управления - начальник управления контроля жилищно-коммунального хозяйства КГК Владимир Бондарь.

Он отмечает и еще одну проблему - проведение текущего ремонта верхнего слоя асфальтобетонного покрытия по некачественному основанию вместо капремонта.

- Это приводит к тому, что дорожникам приходится почти каждый год восстанавливать одни и те же участки улиц, а это обходится бюджету значительно дороже. Кроме того, государственный строительный надзор за соблюдением технологии работ по объектам текущего ремонта улично-дорожной сети не осуществляется, поскольку они не подлежат регистрации в соответствующих органах госстройнадзора, - обращает внимание Владимир Бондарь.

КГК проверяет также, как используются средства на ремонт улиц и дорог. Нередко оказывается, что стоимость работ завышена.

- В случае нарушений требований законодательства при выполнении работ по объектам улично-дорожной сети, излишнего получения бюджетных средств предусмотрена административная ответственность в виде штрафа к виновным лицам, - отметил заместитель начальника главного управления.

До недавнего времени существовал и еще один проблемный вопрос - практически невозможно было спрогнозировать, во сколько обойдется содержание улиц, если они находятся на балансе ЖКХ.

- Только в прошлом году мы добились принятия постановления Совета Министров, где прописан порядок определения стоимости работ по содержанию улично-дорожной сети. До этого даже форма акта их приемки была произвольная. В него вносили все затраты по факту выполненных работ, добавляли свою рентабельность 5%. Хочу отметить, что организации ЖКХ в основном работы по укладке асфальтобетона не выполняют, они нанимают субподрядчиков, а те также закладывают рентабельность в стоимость своих услуг. Получалось, что из-за пробелов в регулировании этого вопроса дороги обходились дороже, чем могли бы, - объясняет Владимир Бондарь.

Он озвучивает и еще одну причину, по которой улица может находиться в плачевном состоянии: она, по сути, "призрак" - фактически существует, а на балансе ни у кого не значится. Соответственно, содержать и ремонтировать ее некому.

- Такие улицы установлены КГК в областях. По ним ездят уже не один год, а в эксплуатацию они могут быть не приняты, соответственно бюджетные деньги на их ремонт и содержание не выделяются. Такие объекты улично-дорожной сети есть в Ляховичском и Столинском районах Брестской области, Оршанском, Толочинском и Витебском районах Витебской области, Ельском, Добрушском и Лельчицком районах Гомельской области, Вороновском, Новогрудском, Гродненском, Лидском и Волковысском районах Гродненской области, Вилейском, Клецком, Стародорожском и Минском районах Минской области, Горецком, Кричевском и Шкловском районах Могилевской области, - поясняет Владимир Бондарь. - Принятие мер по обеспечению облисполкомами надлежащего учета улиц находится на контроле в КГК.

Какие дороги и мосты будут отремонтированы в 2023 году

В планах Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь - приступить к реконструкции автодороги Р-46 Лепель - Полоцк - граница России (Юховичи). Будут отремонтированы еще несколько участков республиканских дорог, в том числе на Р-53 Слобода - Новосады, где уже ведутся работы. Кроме того, прорабатывается вопрос реконструкции участка автодороги М-3 от Логойска до Плещениц.

Запланирован ремонт 37 мостов на дорогах республиканского значения, в том числе:

моста через Припять на автодороге Р-131 Калинковичи - Мозырь протяженностью более 900 метров;

моста через реку Понарка на автодороге М-7/Е28 Минск - Ошмяны - граница Литвы (Каменный Лог);

путепровода через ж/д на дороге Р-2 Столбцы - Ивацевичи - Кобрин;

путепровода на автодороге М-10 граница России (Селище) - Гомель - Кобрин;

моста через реку Свечанка на автодороге М-3 Минск - Витебск.

Всего в соответствии с госпрограммой в 2023 году планируется выполнить ремонт и реконструкцию порядка тысячи километров республиканских дорог и 3800 пог. м дорожных сооружений. Местных дорог будет отремонтировано 1413 километров.

Александр НОВОХРОСТ,

Елена ИВАШКО,

фото - Сергей ШЕЛЕГ,

газета "7 дней".-0-