Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

РЕПОРТАЖ: Зеленое золото малоритских хмелеводов

04.10.2017 | 16:12

Хмель, как известно, - один из основных компонентов пива. Поднимая пивной бокал, мало кто задумывается, откуда берется столь важный ингредиент, придающий пенному напитку приятную горечь и характерный аромат. Между тем немалая часть белорусского пива сварена из хмеля, выращенного на полях совместного белорусско-немецкого предприятия "Бизон" ООО в Малоритском районе Брестской области. Корреспонденты БЕЛТА побывали на хмелеводческом предприятии, где познакомились с тонкостями уникального производства, понаблюдали за процессом уборки и переработки хмеля.

Уборка хмеля в деревне Замшаны традиционно начинается в сентябре и длится в течение месяца. На сегодня из 26 га действующих хмельников в СП "Бизон" осталось убрать меньше 2 га. Мы ожидали увидеть в поле как минимум бригаду работников. К нашему удивлению на плантации, уставленной хмелешпалерами, управлялся один тракторист. Специальными приспособлениями он ловко обрывал семиметровые лианы и укладывал их в кузов.

"Когда хорошая погода, нет ветра, в принципе, получается идеальная уборка, - рассказывает директор предприятия Андрей Антонович. - А раньше убирали вручную, вместе с трактористом было занято шесть человек. Один работник шел впереди трактора и секатором подрезал лиану. Остальные затягивали ее в прицеп".

Последним в СП убирают сорт Магнум. Это горький, позднеспелый сорт хмеля, максимально устойчивый к низким температурам. Видно, что шишки уже кое-где прихвачены первыми заморозками. Всего же в коллекции малоритских хмелеводов девять сортов хмеля. В промышленном масштабе выращиваются немецкие Тетнангер, Шпальтер Селект, Перле, Норден Бревер, чешские Бор и Сладек. Они отличаются ароматом и содержанием горьких веществ.

"Пиво варят из шишек хмеля. Сама по себе она не пахнет. Если ее размять, можно увидеть желтые зерна - лупулин, самое ценное в шишке. В этом веществе содержится все, что нужно пивоварам: эфирные масла, горечь, альфа- и бета-кислоты, которые влияют на вкус пива, его пенистость", - продолжает вводить нас в курс дела Андрей Антонович. Он растирает лупулиновые зерна и предлагает понюхать - у свежей шишки хмеля приятный и мощный цитрусовый аромат.

Андрей Антонович - хмелевод во втором поколении, продолжает начатое почти четверть века назад дело своего отца. Застать Андрея в Замшанах - большая удача для журналистов. Молодой руководитель постоянно в разъездах - то в Москве на переговорах с партнерами, то на пивной выставке в Мюнхене. В том числе благодаря такой активности хмель урожая 2017 года в принципе весь распределен.

Предварительные протоколы о намерениях уже заключены. Планируется, что около 40% малоритского хмеля останется на белорусском рынке, остальное будет поставлено в Россию. Основные отечественные потребители здешнего хмеля - ОАО "Брестское пиво", ОАО "Лидское пиво", Несвижский хлебозавод. "В этом году приплюсовать вряд ли получится, потому что будет недобор урожая по сравнению с прошлым годом, - отмечает директор. - Сколько точно, пока говорить рано - еще неделя уборки предстоит, тогда станут известны окончательные объемы. Предполагаем, что от 20% до 30% урожай будет ниже ".

Буквально перед нашим приездом в Замшанах побывали представители очередного российского региона и заключили протокол о намерениях на поставку хмелепродуктов. "За последние годы я объехал Россию, как говорится, от и до. Дело в том, что несколько лет назад у нас начались проблемы с реализацией продукции в Беларуси. А начались они после того, как большинство пивзаводов вошли в состав транснациональных компаний, где закупка хмеля происходит централизованно через материнские компании, которые находятся за рубежом. Туда трудно пробиться. Если раньше на Лидский пивзавод мы поставляли 20-25 т хмеля, то за прошлый год всего 3 т. Пришлось искать новые рынки сбыта. За два года никаких нареканий на качество хмеля от потребителей не получали - только положительные отзывы", - уверяет Андрей Антонович.

Собранный в поле урожай доставляют на хмелеуборочную линию. Это специальная машина, отделяющая шишки хмеля от лиан. Производительность комбайна - 1 тыс. растений в час. Через систему сит и горок зеленые шишки проходят очистку от остатков стеблей и сразу же отправляются в сушилку. Экспресс-методом ведется контроль влажности сырья, она не должна превышать 10%. Высушенный хмель прессуют в большие, на 90 кг, мешки. Но и это еще не конец процесса.

80% хмеля в мире продается в виде гранул. Это та же шишка хмеля, только пропущенная через гранулятор. Андрей Антонович демонстрирует конечный продукт. "Наше зеленое золото, - говорит он, любовно пересыпая с ладони на ладонь ароматные гранулы. - От этой зеленой шишечки зависит и производство, и зарплата, и то, как мы будем целый год жить".

Тракторист Александр Коломиец работает на предприятии без малого 15 лет. "Уборка - святое дело: работаем с утра до вечера, без выходных. Сроки выйдут - хмель почернеет, поэтому стараемся убрать вовремя. С зарплатой не обижают, знаем, за что работаем", - делится Александр. По его словам, за уборку можно и до $1 тыс. на хмеле заработать. Здесь же трудятся его жена и брат. И таких примеров, когда на предприятии работают целые семьи из числа местных жителей, немало. Трудовой коллектив "Бизона" составляет 15 человек - маленький колхоз, шутит руководитель СП.

"Будем изыскивать ресурсы, кого-то обязательно премируем. В этом году за счет предприятия восемь лучших работников побывали на экскурсии в Санкт-Петербурге. К 1 сентября традиционно оказываем денежную помощь семьям, где воспитываются дети до 18 лет. Пытаемся постоянно помочь людям, вроде они не обижены, я так считаю", - говорит Андрей Антонович.

В хмелеводстве работа продолжается круглый год. После уборки начинают наводить порядок в поле: чистят шпалеры, возобновляют посадки хмеля. Зимой малоритские хмелеводы заготавливают проволоку, которую по весне устанавливают возле каждого растения. Когда побеги хмеля поднимутся, их нужно научить расти: завернуть по часовой стрелке по проволоке, чтобы растение вилось. И здесь уже без ручного труда никак не обойтись. "К нам приезжали ребята, которые интересовались хмелеводством. Когда узнавали, что хмель дает урожай только на третий год после высадки, сразу интерес к бизнесу пропадал. Мало кто готов вложить инвестиции и получить отдачу спустя несколько лет. Этим надо заболеть", - убежден директор "Бизона". Он признается, что был бы рад, если бы его дети продолжили дело отца и деда.

Светлана ВЕЧОРКО,

Фото Екатерины ГАРАЕВОЙ,

БЕЛТА.-0-