Этого дня "Песчатка" ждала больше двадцати лет. Построенный в 1993 году пункт пропуска на белорусско-польской границе не отвечал современным международным требованиям и возросшему пассажиро- и грузопотоку. Модернизация погранперехода началась в феврале 2013 года по программе трансграничного сотрудничества Европейского инструмента добрососедства и партнерства "Польша-Беларусь-Украина". Евросоюз инвестировал в реализацию проекта 10,9 млн евро, доля белорусской стороны составила Br170,7 млрд. Фактически обновленный пункт пропуска начал работать весной 2015 года. Его техническое оснащение завершилось на днях. По случаю второго рождения "Песчатки" состоялось церемония официального открытия.
Жители белорусско-польского приграничья услугами погранперехода пользуются чаще других. Например, Ян Бадовец из польского города Гайновка не реже двух раз в месяц ездит в Беларусь. Здесь у него друзья, сын живет в Минске. Сегодня мужчина спешил отправить внучке новогодний подарок. Говорит, большая разница, как было и как стало. "Быстро идет движение, очень быстро. Я примерно за 15 минут через всю границу проехал. Раньше были большие очереди. Сейчас и условия, и сам вид погранперехода изменились. Еще нам надо малое приграничное движение сделать, чтобы мы могли без визы друг к другу ездить", - высказал пожелание поляк.
Действительно, возможности обновленного пункта пропуска ни в какое сравнение не идут с прежними. Проектная пропускная способность увеличена более чем в два раза - с 500 до 1200 автомобилей в сутки. Теперь здесь могут пересекать границу не только легковые автомобили и автобусы, но и грузовые транспортные средства с полной массой до 7,5 т с товаром, не подлежащим фитосанитарному и ветеринарному контролю. Увеличено количество каналов движения с 2 до 16 (по 8 в обе стороны), функционируют системы красного и зеленого коридоров. Кроме того, еще в апреле текущего года пункт пропуска сменил свой статус с межгосударственного на международный. Сейчас его услугами могут пользоваться граждане любых государств, а не только Беларуси и Польши, как было ранее. Кстати, только за ноябрь через погранпереход проследовало более 10 тыс. автомобилей.
Строительство "Песчатки" находилось под пристальным вниманием Еврокомиссии и Евросоюза. Как сообщил руководитель представительства совместного технического секретариата программы трансграничного сотрудничества "Польша-Беларусь-Украина" Максим Алданов, проект является самым крупным инфраструктурным инвестпроектом не только среди 42 проектов данной программы, но и среди всех 16 европейских программ трансграничного сотрудничества, которые реализуются от Финляндии и Карелии до Италии и Туниса. "Так что можно сказать, это проект-рекордсмен. Кроме того, благодаря совместным действиям со стороны Беларуси и Польши на данном погранпереходе удалось избежать эффекта так называемого "бутылочного горлышка". Потому что второй по величине проект - это реконструкция погранперехода "Половцы", который также успешно реализован на польской стороне", - отметил он.
Заместитель председателя ГТК Сергей Полудень выразил удовлетворение темпами и качеством работ по реконструкции "Песчатки". Сегодня пункт пропуска оснащен самой современной техникой, что позволяет осуществлять комфортное передвижение физических лиц, ускорять прохождение груза и транспортных средств через границу, бороться с незаконным перемещением товаров. В целом за последние десять лет пропускная способность в белорусских пунктах пропуска возросла практически в два раза - с 15 тыс. автомобилей в сутки в 2005 году до 29 тыс. - в 2015-м. Несмотря на снижение товаропотока, вызванное мировым экономическим кризисом, ГТК продолжит работу над совершенствованием таможенной инфраструктуры.
"Мы продолжаем модернизировать свои пункты пропуска, продолжаем их совершенствовать. В том числе идет модернизация автодорожных пунктов пропуска. В 2015 году также завершены четыре проекта международной технической помощи. В пунктах пропуска "Брузги", "Привалка", "Григоровщина" внедрена система неинтрузивного досмотра, осуществлена система электронного обмена информацией между таможенными службами Украины и Беларуси. На следующий год планируем оснастить инспекционно-досмотровыми комплексами ряд пунктов пропуска. Продолжится укрепление белорусско-украинской границы. Все наши силы и возможности будем направлять на то, чтобы увеличить пропускную способность на любых направлениях границы Евразийского экономического союза", - подчеркнул Сергей Полудень.
После того, как строители передали таможенникам символический ключ и была перерезана красная лента, участники церемонии ознакомились с объектом. Это внушительный служебно-производственный комплекс для таможенных и пограничных служб с залами досмотра пассажиров и оформления грузового транспорта. В операционном зале оборудованы рабочие места для смежных служб, банковских, страховых организаций. Рядом с главным зданием находятся каналы прохождения таможенного и пограничного контроля, оборудованные навесом и модулями, стоянка для грузовых автомобилей. В южной части пункта пропуска размещаются другие контрольные службы, боксы углубленного досмотра транспорта. Территория обновленного пункта пропуска составляет 4,25 га.
Работы прибавилось, подтверждает работник РУП "Белтаможсервис", уборщик территории Виктор Климов. Житель города Высокое, на "Песчатке" он работает 13 лет. Во время реконструкции помимо сотрудников таможни и территориальных органов пограничной службы на "Песчатке" создано около 100 рабочих мест для обслуживающего персонала. "Тут многие с Высокого работают: электриками, уборщиками, сантехниками, пограничниками. Тут все в основном местные. С работой в наше время не так просто. Так что люди довольны", - говорит собеседник.
Среди новшеств, которые внедрены на "Песчатке", нельзя обойти вниманием новейшую технологию пропуска граждан, товаров и транспортных средств без применения бумажных контрольных талонов. Регистрационные номера автомобиля, въезжающего в пункт пропуска, считывает и распознает специальная автоматизированная система. Это позволяет сократить время нахождения транспортного средства на границе. По словам начальника Брестской таможни Александра Пихуна, до конца года бесталонную систему планируют внедрить также в пунктах пропуска "Домачево" и "Козловичи". Сейчас автоматическая электронная регистрация апробируется в четырех белорусских пунктах пропуска. Если эксперимент себя оправдает, новшество будет внедряться по всей границе.
"Песчатка" занимает выгодное географическое положение. Пункт пропуска находится на автомобильной дороге, соединяющей белорусский Брест (50 км) и польский Белосток (80 км). Рядом с погранпереходом начинается 200-километровая объездная автомагистраль вокруг национального парка "Беловежская пуща". Эта трасса очень востребована при движении с запада на восток в сторону стран Балтии и обратно. Потому есть основания надеяться на то, что успешно реализованный проект по модернизации погранперехода будет способствовать росту внешнеторгового оборота, активизации деловой активности и международного туризма, дальнейшему развитию деловых и культурных связей между государствами.
Светлана ВЕЧОРКО,
фото Екатерины ГАРАЕВОЙ,
БЕЛТА.-0-