Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

РЕПОРТАЖ: Трудовое обучение как спорт, или Тонкости подготовки мастеров на все руки

08.02.2019 | 15:40

"Трудовое обучение - это спорт в чистом виде", - уверен учитель-методист средней школы №13 Жлобина Виталий Гузов. Инструменты напильник, рубанок, молоток - это спортивный снаряд. Точность изготовления изделий при строгании, пилении сродни попаданию шайбы в ворота или мяча в баскетбольную корзину. Да и виды соревнований в трудовой дисциплине тоже можно перечислять долго. В школьных цехах, где готовят на все руки мастеров, побывали корреспонденты БЕЛТА.

Сравнивает уроки труда со спортом наставник исходя из жизненного опыта и практики, в том числе профессиональной. По первому образованию Виталий Гузов - тренер по легкой атлетике, начинал карьеру как учитель физкультуры в 1973 году в Кормянском районе. Затем окончил Мозырский педуниверситет и с момента основания 13-й школы в Жлобине в 1996 году учит мальчишек пилить, сверлить, строгать, рубить.

Виталий Гузов является инициатором проведения олимпиад по трудовому обучению, автором 15 учебных пособий. В 2004 году получил звание отличника образования, в 2017-м - заслуженного учителя Беларуси.

В эти дни преподаватель готовит команду Гомельской области к республиканской олимпиаде по трудовому обучению, которая пройдет в марте в Жлобине. К слову, наставник уже подготовил 90 победителей областного и 43 заключительного этапов республиканской олимпиады по этому предмету.

Со сборной этого года знакомимся в мастерских. Здесь смешались запахи свежевыпиленного дерева, краски, лака, стук инструментов и гул голосов - школьники что-то измеряют, вырезают, советуются с педагогом.

В составе команды региона - восемь учеников 9-11 классов из Жлобина, Ельска, Петрикова. Все они стали лучшими на областном этапе. А четверо ранее уже побеждали по республике. Наставник с гордостью называет их олимпийскими чемпионами. Есть в сборной и новички.

Про воспитанников Виталий Васильевич может говорить долго: "Кто-то из них обучается в профильном технологическом классе, а для других мастерить - это хобби. У кого-то есть амбиции, а некоторым нужно найти "озверин" в хорошем смысле слова".

Для одиннадцатиклассника Димы Винника лучший стимул - пример родного брата, который пять раз становился лучшим на республиканской олимпиаде. На счету Димы пока две победы. "Занятия по трудовому обучению включают разноплановые задания. Это сочетание интеллектуальных и физических нагрузок", - поясняет он. Вдобавок они учат точности, развивают логическое мышление.

"Решение теоретических задач требует знаний по физике и математике на уровне не ниже 8 баллов, - добавляет учитель. - У тех, кто всерьез занимается трудовым обучением, участвует в олимпиадах по этому предмету, подтягиваются и другие предметы".

Полученные знания и навыки на уроках труда, во время тренировочных сборов, признаются ребята, очень помогают в повседневной жизни, в быту. Сделать мелкий ремонт - запросто, повесить карниз или зеркало - без проблем.

Вскоре старшеклассникам предстоит определиться с выбором будущей профессии. И тот багаж, который формируется именно в этих школьных мастерских, убеждены парни, так или иначе пригодится им. "А Артем Бусел пойдет учиться в Мозырь (на специальность "технический труд и предпринимательство"), - не забывает про профориентацию Виталий Гузов. - Я пообещал, как только он закончит университет, уйду на пенсию".

Весь подготовительно-обучающий процесс проходит в форме Кубка чемпионов. Ее придумал наставник. Иначе неинтересно, считает он. Каждый школьник - это целая команда. Названия своим сборным ребята выбирали сами: "Болт", "Наждак", "Молоток", "Рейсмус" и т.д. Результаты теоретических спаррингов и практических поединков фиксируются в специальной таблице.

Например, вчера соревновались в "биатлоне". Хитросплетения спорта и труда разъясняет педагог: пять блоков вопросов разной сложности - это пять кругов. Правильные ответы - как точное попадание по мишеням. За ошибку школьник отправляется на штрафной круг - изучает учебные пособия и ищет там верное решение. "А время-то идет", - подхватывают ребята: им такой спортивно-трудовой азарт по душе.

Старшеклассники вспоминают, что самое сложное задание было на четвертом круге, где предстояло назвать максимальные и минимальные длину и диаметр строительных, тарных, обойных, отделочных гвоздей и вылет гвоздя при его забивании.

Есть в трудовом обучении и свой спринт, к примеру, когда из заготовки ребята должны сделать пять отрезков заданной длины без линейки, на глаз, и стайерские дистанции, за время которых необходимо смастерить трудоемкое изделие. "Смотрите, какую резную дверную ручку с несколькими элементами нам предстоит изготовить", - подзывает школьников к экрану планшета учитель.

Своеобразную квалификацию "олимпийцы" прошли еще до начала сборов. Каждому из них нужно было сделать рамку для фото. Отчет о проделанном выкладывали в специальной группе в одном из мессенджеров.

"А теперь расходимся по углам, как в ринге", - шутит наставник, и мальчишки, собрав пособия, отправляются на выполнение индивидуальных теоретических заданий.

В это время мастерская наполняется голосами семиклассников. Школьники рассаживаются за верстаками. Сейчас по программе они изучают виды обработки материалов. За несколько уроков из металлических плоских заготовок делают объемные розы. "Кузнец, который изготавливает розу, считается мастером. А это семиклассники, - хвалит учеников Виталий Гузов и тут же обращается к одному из них. - Сашка, бабушка уже видела?" "Нет, она пока в больнице, но потом подарю ей цветок. Обрадуется", - отвечает Саша Точка.

Чтобы роза из металла стала совсем как настоящая, ее необходимо покрасить. Какое вещество для этого выбрать, семиклассники спрашивают у опытного учителя.

Звенит звонок, и мы оставляем семиклассников с их преподавателем Петром Васько, к слову, бывшим учеником Виталия Гузова, первым и четырехкратным победителем заключительного этапа республиканской олимпиады. Всего же примеру наставника последовали 16 ребят, которые получили образование в Мозыре.

Наша экскурсия продолжается по коридорам мастерских, где на специальном стенде можно увидеть небольшую часть того, что умеют делать школьники под четким руководством преподавателей. Перголы, вазы, всевозможные подставки, столики, шкатулки, наборы мебели - все это зачастую находит реальное применение в быту.

"В обиходе парень должен уметь делать простейшее. Пилить, строгать, отрезать, гвоздь забить - это обязательно", - категоричен собеседник.

Очень важно, считает педагог, что сегодня реанимируют профподготовку старшеклассников - с начала этого учебного года учащиеся 10-х классов получают профессиональные навыки, осваивая образовательную программу профподготовки рабочих (служащих) в объеме 6 часов в неделю. Кроме того, старшеклассники могут проходить такое обучение в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, допобразования взрослых, допобразования детей и молодежи на основе договоров на платной основе.

"В любом классе, если он не профильный, есть определенный процент ребят, которым стоит выбрать рабочие специальности. И здесь во многом решающую роль может сыграть профессиональная подготовка в школе", - убежден Виталий Гузов. Например, с 2002 по 2014 год, когда в СШ №13 велась профподготовка, наставник выпустил 138 слесарей механосборочных работ. "Половина их них работает конкретно по этой специальности, - приводит пример из личной практики учитель. - И нет ни одного в Жлобине СТО, где бы ни работали мои хлопцы".

В нынешней системе профподготовки, считает Виталий Гузов, есть аспекты, на которые, возможно, стоит обратить внимание. "Например, материально-техническое обеспечение (станки, инструменты, материалы) мастерских, а также условия оплаты труда учителям, которые выполняют обязанности мастеров производственного обучения. И еще один нюанс - не по всем специальностям присваивается разряд (например, слесарь-ремонтник)", - перечисляет преподаватель. Свои предложения он направил в Министерство образования.

По мнению Виталия Гузова, одна из болевых точек трудового обучения еще с советских времен - завышение оценок. "Четверка по трудам была редкостью, а тройка и вовсе невообразимое исключение", - отмечает он. При этом подчеркивает, что нынешняя 10-балльная система более объективная и справедливая.

К тому же наставник твердо убежден: у каждого ребенка есть свой талант. Рассмотреть его, подобрать ключик - задача учителя. "И пусть школьник не самый сильный в математике или физике, в других предметах он может достичь высот", - уверен преподаватель.

Не умолкает гул станков, стук, жужжание инструментов в этих мастерских и в субботу. Школьники с охотой приходят к наставникам. "Я всегда говорю детям, что для них мастерские открыты всегда. Более того, предлагаю привести с собой отцов. И некоторые на это предложение откликаются. Когда что-то делают вдвоем папа и сын, это хороший пример", - заключает опытный наставник.

Тамара СУБОТКО,

Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,

БЕЛТА.-0-