Как известно, 17 марта 1597 года Витебск получил от короля Сигизмунда III Вазы грамоту на Магдебургское право, что давало возможность горожанам самим регулировать жизнь места. В вольном теперь Витебске был создан орган самоуправления - магистрат, появились герб, печать и хоругвь, построены ратуша и гостиный двор. Это был интересный этап в развитии города, когда обозначился рост собственного достоинства местных жителей и чувства гордости за то, кем они являются. Поэтому уже в современном Витебске много лет зрела инициатива отмечать не только День города, приуроченный к освобождению Витебска от фашистских захватчиков, но и день дарования ему Магдебургского права.
Так зародился проект "Магдэбургскі Віцебск". Один из его главных инициаторов, научный сотрудник музея "Витебский центр современного искусства" Владимир Булавский считает, что современные витебляне, витебчане, "віцебчукі" - кому как больше нравится - должны видеть шире, не ограничивать память и гордость за славное прошлое города историями военных лет и культурными явлениями, которые у всех на устах, вроде витебской художественной школы (УНОВИС, Марк Шагал и так далее). Ведь та же Ратуша - это не каланча с часами, а, пусть и перестроенный, но символ самоуправления. Жители Витебска должны знать и помнить, что современный герб, хоть и немного видоизменился, но по сути все тот же, что был дан городу вместе со статусом вольного. Это наследие, а также пожелания горожан авторы проекта учли, когда готовили программу празднований.
И вот 17-18 марта Витебск впервые за долгое время отметил годовщину дарования городу Магдебургского права серией мероприятий, организованных силами энтузиастов и поддержанных отдельными учреждениями культуры.
- Приглашения распространялись по социальным сетям, по городу были развешены объявления. И люди откликнулись, - рассказывает Владимир Булавский. - Я был так удивлен, что в рабочий день в конференц-зале Краеведческого музея на лекцию по истории собралось более 80 человек! Заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ им. Машерова Анатолий Дулов и главный специалист управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи горисполкома Денис Юрчак рассказали об истории права на самоуправление и том, как экономика, культура и другие сферы развивались в вольных городах ВКЛ в XIV-XVIII веках. Сотрудники музея провели для желающих две бесплатные экскурсии по залам "Старажытны Вiцебск" и "Скарбы Вiцебска". И, что еще более удивительно, несмотря на пасмурную погоду около сотни человек стали участниками увлекательной экскурсии по городу, которую провел витебский историк и краевед Николай Пивовар. Однако важно не количество людей, которые пришли, а то, что мы подняли серьезную информационную волну. Событие стало даже более масштабным, чем мы ожидали, а главное - пошел отклик. Люди интересуются будущими мероприятиями, лекциями, экскурсиями по Витебску. Мы узнали, например, что в 1997 году было празднование, подобное нашему. То есть люди помнят, им не безразлично. В следующем году будет круглая дата - 420 лет дарования Витебску Магдебургского права. Думаю, будет что-то грандиозное. Городские власти очень позитивно настроены. А еще мы очень рассчитываем, что эту инициативу подхватят и другие города Беларуси, которым в разное время также было даровано право на самоуправление.
С Владимиром мы беседуем на второй день мероприятий - уже в круглом зале КЗ "Витебск", где вот-вот начнется презентация межклубного проекта "Віцебская харугва", зачинателем которого является руководитель клуба исторической реконструкции "Варгенторн" Сергей Бабенко. Он также один из инициаторов празднования важной для Витебска исторической даты. Поэтому перед началом программы крадем его для небольшого интервью из компании дев более раннего Средневековья - представительниц витебского клуба исторической реконструкции и моделирования "Нагльфар".
- Наш проект "Віцебская харугва" идет неспешно уже года два, - объясняет Сергей Бабенко. - Просто пару лет я занимался этим один, сначала надо было накопить критический объем материала, чтобы делиться им с людьми. Теперь же будем потихоньку расширять состав. Сначала присоединились ребята, представляющие отделение Минской школы исторического фехтования Duellatoria Alba, стали шить по источникам европейские костюмы. Еще есть ребята из Полоцкого театра сценического костюма "Полацкі звяз", которым тоже интересна эта эпоха. Мы создали группу, где обмениваемся информацией. Активно сотрудничаем с Витебским областным краеведческим музеем, у которого хранится много находок, архивные материалы, которые касаются именно нашего города: завещания, описи имущества. Ведь мы хотим привязать свою деятельность именно к Витебску и региону.
- И что рождается из этого обмена информацией? - интересуюсь я.
- Костюмы, вещи, доспехи. Реконструируем их на основе информации по своему региону, сравнивая с общими тенденциями эпохи. Хоругвь вот сделали. Теперь мы можем показать, что, например, наши витебские черные панцирные бояре выглядели так, а шляхта, мещане - вот так. Уже состоялись две выставки в зале "Духовской круглик". В этот раз решили сделать живую презентацию. Потому что посмотреть на статичный объект - это одно, а увидеть живой образ - совсем другое.
- Информация есть, мастеров-реконструкторов, благо, у нас тоже хватает. А были ли трудности с поиском необходимых материалов для изготовления костюма-образа?
- Немного. Нужны были разный бархат, шелка, другие вещи, отличные от того же раннего Средневековья и других направлений реконструкции. Из Европы я "подгонял" хорошую кожу, чтобы сделать обувь по всем правилам. Со знаменем долго возились - нужна была специальная шелковая тафта, которую пришлось заказывать из Узбекистана. Причем, много - хоругвь 2,5 м на 2 м. Нам, кстати, Центр культуры "Витебск" очень помог, выделил на это средства. Но в проекте еще множество вещей, которые хотим сделать. Проект движется медленно еще и потому, что сложно совмещать два направления - эпоху викингов и Витебск XVI-XVII веков. Это затратно по времени и финансово.
- Кстати об этом. Что в твоем костюме самое дорогое?
- Элементы доспеха, обувь очень трудоемка в изготовлении, поэтому стоит даже дороже современной пары. Та же сабля, хотя это черная сабля, которая идет без декоративных элементов. Парадные украшались драгоценными камнями, с золотой и серебряной насечкой, обтягивались дорогим сафьяном. Ножны тоже украшались. Но это все магнатское. Будучи магнатом, я должен быть в серебре-золоте. И еще человек 10 снарядить, иметь кавалерию. Я же являю собой поветового шляхтича среднего достатка, о чем говорит бархат и шелк костюма. Только это не парадный наряд.
Пока мы общаемся с Сергеем, зал заполняется зрителями, и Владимир Булавский подает знак - пора начинать.
Сначала вниманию публики представляют "сарматскую" часть проекта - ребят из "Варгенторна", которые занимаются реконструкцией витебской поветовой шляхты конца ХVI - первой половины XVII веков. Комментарии сидящих рядом зрителей говорят о живом интересе. Например, венгерская мода на узкие штаны напоминает кому-то современных хипстеров. А разновидность мужской верхней одежды с длинными рукавами - делию - девушки по соседству находят весьма стильной. Также публика знакомится с пахоликами, которых из своего двора и за свои средства собирали в войско шляхтичи. Те, кто до краеведческого музея накануне не добрался и потому настоящего бердыша не видел, могут посмотреть на его копию, которой "на всякий случай" вооружен хоругвеносец. Кстати, само знамя - это реплика одной из витебских пехотных хоругвей, которые были в 1654 году захвачены во время осады Витебска московскими войсками и отражены в документах.
Открытием для многих становится то, что популярный у шляхты боевой молот клевец (иначе чекан, наджак) не разрешалось проносить с собой на сеймы. "Шляхта была очень горячей, при возникновении спорных вопросов сразу хваталась за сабли. Просто брали и секлись. Но до первой крови. А если ударить наджаком, то крови не будет, но последствия травм окажутся более серьезными, чего в разгоряченном состоянии не сразу и заметишь. Потому их брать не разрешалось", - объясняет Сергей Бабенко.
В доказательство "горячей крови" гости из прошлого выхватывают сабли и сходятся в несколько гротескном поединке. "Больше страсти!" - кричит кто-то из зала. И шутовская дуэль достигает апогея - братских объятий с предложением отметить наступивший мир в ближайшей корчме.
"Европейская" часть проекта также после небольшого лекционного экскурса завершается поединком на шпагах с дополнительным оружием - дагами (кинжалы для левой руки).
В завершение Сергей Бабенко поздравляет всех с годовщиной дарования Витебску статуса вольного города и отмечает актуальность этого исторического события для наших современников. "Свободный город у нас есть, а вот с самоуправлением сложновато", - заключает Сергей Бабенко и приглашает всех желающих подключаться к проектам "Віцебская харугва" и "Магдэбургскі Віцебск". Пока же благодарная публика приобщается к ожившей истории, фотографируясь с ее представителями на память.
А на сцене тем временем появляются самые долгожданные гости - коллектив "Стары Ольса". И начинается средневековая дискотека с волынкой и лирой, жалейкой и тамбуринами, барабанами и прочими старинными инструментами.
Музыканты радуют публику народными балладами и воинскими песнями, произведениями белорусских композиторов эпохи Ренессанса, кантами (род бытовой многоголосной песни) ХVI−XVII веков и европейскими популярными мелодиями того периода. Посвящают композиции своим друзьям - зрителям, которые не пропускают ни оного концерта любимого коллектива. Например, витебским реконструкторам, с которыми музыкантов связывает множество приключений на различных исторических фестивалях.
Эти же друзья помогают группе "Стары Ольса" провести базовый курс средневековых танцев для всех желающих. Взрослые и дети, путаясь ногами, смеясь и пробуя снова, разучивают "Аквапор", "Маразулю" и "Ойру", девушки крутят влево-вправо парнями, отплясывая "Краковяк". Танцоры то бастуют против трудовой эксплуатации под "Бранль прачек", то кружатся под "Анёла", то выбивают ногами кресты против нечистой силы во время "Друмул дракуле". И так до позднего вечера - подобно нашим предкам, которые знали толк в веселье и которым по-прежнему есть что передать новым поколениям белорусов. Даже сквозь века.
Екатерина КНЯЗЕВА,
Фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-