Широка душа у народа гостеприимного Любанского района. Любит он праздники, веселые гулянья, верит в приметы и гадания. Как только грянет весна на порог, так пекут радушные хозяева желтые блины, Масленицу празднуют. Что ни день, то гости в дом. Хранят в памяти и передают из поколения в поколение старожилы, участники местных народных коллективов песни, игры и обряды, связанные с этим праздником. Жителей деревень Речень, Закальное, Отрадное и Обчин роднит не только соседство населенных пунктов, но и любовь к традициям своих предков. Из года в год собираются они на Масленицу в одной из деревушек, чтобы проводить зиму и встретить весну. В этом году гостей встречает деревня Речень. Попробовать блины по старинным рецептам, поводить хороводы и окунуться в атмосферу веселых гуляний пригласили и корреспондентов БЕЛТА.
"Добры дзень, сябры, браточкі, колькі ж вас тут сабралася? Не раўняючы, як кветак у полі", - встречают гостей местные хозяюшки праздника с угощениями, песнями, разными забавами. И приободряют в дождливое утро: "Як дождж у свята ідзе, дык будзем багатымі! Дык давайце ж святкаваць - шчасце сустракаць!"
"А зараз, гаспадар, пудзіла нясі, дый усяму народу яго пакажы", - после недолгих теплых приветствий в центре празднований появляется главный символ праздника. Народу не просто показывают разноцветное яркое чучело, а проводят особый обряд очищения. Каждому гостю праздника - по разноцветной ленточке, которая символизирует грехи человека. Наряжая ими Масленицу, нужно о плохих поступках думать, чтобы вместе с чучелом они сгорели, легкость и радость в сердце принесли. Ведь еще издавна последний день масленичной недели называли "Прощеное воскресенье" - время, чтобы попросить прощения у родных и близких, подумать о грехах своих - и проститься с ними. Хочется верить в такой чудесный обычай, поэтому и я завязываю заветную ленточку в шумной, многолюдной компании. Пускай улетит вместе с дымом и мое все плохое прочь.
А дальше самое время отправляться в чистое поле обряды масленичные проводить. За "гаспадаром" с Масленицей собирается целое шествие. Артисты из деревни Закальное затягивают свою традиционную песню-тризну по зиме-матушке. "А зімачка, а галубачка, а куды ж ты ад нас адышла, а як жа ты добра на вуліцы стаяла ды маразы пякучыя трымала", - под народные мотивы толпа отправляется к намеченному высокому дереву в центре небольшого скверика у Дома культуры. Оно символизирует жизнь, весну. С ним и связаны все местные обряды.
"Спадарынькі Закальнецкія! Ці лучнік у вас гатовы? Мабыць, усю вёску абыйшлі, пакуль самага даўжэйшага знайшлі?" - обращаются хозяйки праздника к "кабетушкам" из соседней деревни. Символом Масленицы в Закальном уже несколько столетий считается необычный для современных реалий предмет - лучник. Его наши предки использовали в быту, чтобы разжечь огонь и дом осветить. На специальную платформу выкладывали материал для розжига, дым от которого шел в трубу лучника. Накануне Масленицы искали дом в деревне, в котором лучник был самых больших размеров. Вот и сейчас на праздник прибыл тот самый древний "лучник", который хранится в семье руководителя творческого коллектива "Глыбокія крыніцы" Надежды Мирейчик. Его она, как и ее бабушки и прабабушки, украсила заранее, приготовила и льняную солому для обряда-гадания. Вместе со своими односельчанками женщины зажигают в лучнике сухие стебельки растения-символа Беларуси. Внимательно наблюдают, как дым идет. "Ой, дзеванькі, сёння у гору дым ідзе, ды ад ветру сцелецца. Лянок месцамі будзе доўгі ды ладны, а дзе пакруціцца ды пасцеліцца", - объясняет примету на будущий урожай хранительница обычая.
Жительницы Отрадного тоже подготовили льняную и ржаную солому. Но уже для другого обряда. Пока зима лютая еще окончательно не ушла и нет весеннего тепла, нужно погреть корни дерева. Тогда соки побегут по стволу, почки станут набухать и жизнь проснется. Женщины заботливо обкладывают дерево маленькими золотыми снопами, поджигая их и припевая: "Благаславі, маці, Вясну заклікаці. Зіму праважаць, лета дажыдаць".
После того, как дерево разбужено, можно обращаться к нему с просьбами о богатом урожае. В это верят старожилы деревни Обчин, закидывая повыше на дерево солому льна, чтоб тот рос длинным и прямым. Не отстают от старшего поколения и дети. Они приготовили кострицу, которой раньше в домах чердаки засыпали. Малыши с азартом подбрасывают вверх желтую массу, ведь самый ловкий, согласно обычаю, принесет в свою семью богатый урожай. Так и хочется приобщиться к веселой игре, но не успеваю - небольшой мешочек вмиг пустеет.
Реченьские девицы на поляне появляются с домашним рассыпчатым сыром. Таким колоритным угощением они "лечат" дерево. На дар от щедрых хозяек птицы слетятся, ото всех вредителей его защитят. А значит, будет процветать символ праздника еще много лет.
Мужчины ладят кострище, поджигают чучело, а хозяюшки собирают хоровод и затягивают народные песни, собирают компании для озорных игр. Несмотря на то, что Масленица в этом году поздняя и снег уже давно растаял, на поляне появляются санки. Холостые парни выбирают незамужних девиц и катают вокруг костра. Кто решится на такое приключение, в паре будет в нынешнем году - так пророчит молодежи старшее поколение. Девчонки в свою очередь выбирают самого удалого молодца и награждают его "талисманом", вешая на шею большое полено, от которого парень откупается. Кому-то дарит угощения, кому-то сладкие поцелуи, кого-то зерном осыпает. Розовощекие от жарких объятий, пламени костра и веселых развлечений встречают весну и дети, и взрослые, и пожилые. И ни дождь, ни ветер этому не помеха.
Хотя природа как будто слышит все просьбы и обращения народа. Уже ближе к финальным празднованиям прекращается ненастье. А вообще, если полностью полагаться на древние верования, то дождь накануне прощеного Воскресенья и в сам праздник говорит о том, что осень будет щедра на грибы и другие лесные дары. После проведенных обрядов весь год обещает быть богатым и урожайным.
Мария ШНА,
Фото Оксаны Манчук,
БЕЛТА.-0-