За три года ОАО "Мозырьсоль" рекордно снизило затраты, настроило технологию и подняло уровень жизни людей.
Весной 2021-го гендиректором здесь стал Владимир Дворник – управленец с огромным опытом работы. С его приходом резко изменились все производственные показатели, а средняя заработная плата увеличилась в 3,5 раза. Недавно предприятию дали отстающее хозяйство в Ельском районе, и в короткие сроки ситуация там заметно улучшилась. В чем же секрет? С вопросами мы пришли к генеральному директору ОАО "Мозырьсоль".
– Владимир Андреевич, в магазинах соль на любой вкус – от белой до черной, от поваренной до вулканической. Как конкурировать с таким количеством производителей?– Люди сегодня выбирают наиболее приемлемый вариант в плане влияния на здоровье. Что касается цены, она невысока. Особенно в Беларуси, где соль – социально значимый товар. В нашей продукции содержание NaCl составляет 99,8 %, в каменной – 80-85 %. Поэтому именно наша применяется при изготовлении детского питания, для производства молочной и кондитерской продукции, в мясоперерабатывающей промышленности – везде, где необходимо получить высокое качество.
– С начала строительства ОАО "Мозырьсоль" прошли десятилетия. Тогда и рынки, и потребители были другими. Растут ли в последние годы объемы производства?– В 2022 году мы отметили 40-летие с момента запуска завода. С одной стороны, предприятие самое молодое в отрасли, с другой – самое крупное солевыварочное производство в Европе и на постсоветском пространстве на сегодняшний день. Проектная мощность в 80-х составляла 360 тыс. тонн в год. Проектировщики во время строительства рассчитывали, что этого хватит, чтобы обеспечить солью класса экстра Беларусь, Украину, Центральную часть России до Москвы, Балтийские республики и Восточную Европу. Но за прошедшие годы рынки сбыта серьезно изменились. Тем не менее мы растем. Если три года назад произвели 514 тыс. тонн соли в год, то по итогам 2024-го прогнозируем 590 тыс. тонн. За прошедшие 40 лет практически удвоили проектную мощность. Объемы реализации постоянно увеличиваются. Высокое качество нашего продукта позволяет находиться на рынках Беларуси, России, постсоветского пространства и других стран. Хотя основным потребителем остается Российская Федерация – на белорусский рынок идет только 20% продукции.
– Расширяется ли география поставок?– Простым наращиванием объема сегодня ничего не возьмешь. Соль – уникальный товар с небольшой стоимостью. Считается, что его выгодно поставлять на расстояние в 600–700 километров от производства. Заняв весь свой периметр, мы расширили радиус до 1 тысячи километров. Дальше вступают в силу законы экономики: соль приходит в новый регион по более высокой цене и за счет логистики не выдерживает конкуренции. Все, что мы можем взять на дальних рынках, берем. Недавно купили 90 своих вагонов, которые позволили нам зайти в российскую глубинку – до Краснодара, Урала, северных регионов. Есть уверенность, что сможем держаться на этом рынке. Для этого делаем ставку на снижение издержек и уменьшение себестоимости.
– Благодаря полученным результатам за последние годы ОАО "Мозырьсоль" трижды попадало на областную Доску почета и дважды – на республиканскую. В чем секрет?– Секрета нет. Работаем, как учит Президент Беларуси: снижаем затраты и наводим дисциплину в технологическом процессе. Соль добываем с глубины 1,5 тысячи метров, где она размывается подогретой чистой водой. Рассол по трубопроводам поступает на завод, проходит очистку от примесей. Потом происходит выпаривание. На это уходит огромное количество энергии. За последние три года, усовершенствовав эту технологию, мы на 30 % снизили потребление газа на одну единицу продукции. Если раньше в структуре себестоимости газ занимал 40 %, то сегодня только 26 %. Это позволило, с одной стороны, сделать производство более экономным, с другой – нарастить выпуск. Кроме того, у нас высокие экономические показатели: рентабельность, прибыль, выручка и, как итог, уплачиваемые налоги. Все вместе позволило занимать высокие места.
– Эти экономические результаты отражаются на уровне оплаты труда работников?– Самое главное – человек, который работает на предприятии. Необходимо обеспечить его всем необходимым – дать достойный уровень зарплаты и хороший социальный пакет. Президент всегда говорит: сэкономил – отдай людям. Поэтому наши экономические результаты, конечно же, отражаются на уровне оплаты труда работников. За последние годы в ОАО "Мозырьсоль" серьезно улучшилась социальная составляющая. Если три года назад средняя зарплата была 1300 рублей, то за 9 месяцев этого года – 4700 руб. Она выросла более чем в 3,5 раза. Это позволило изменить отношение людей к своим обязанностям. Сегодня есть очередь из желающих устроиться к нам, каждый дорожит своим рабочим местом.
Где бы я ни работал, всегда ставлю первоочередную задачу – поднять уровень жизни людей в коллективе. Как и любой другой руководитель, понимаю: если специалисту не обеспечить достойную оплату труда, с ним будет тяжело работать. И попробуй найди необходимые кадры. Поэтому важно иметь не просто результат ради результата, а чтобы коллектив чувствовал, что он есть. Хочется также поделиться опытом, обучить молодежь, чтобы можно было спокойно передать достигнутое новому поколению. Много работаем со специалистами, чтобы они дали результат, – в одиночку руководитель все не сделает.
– Можно ли подвести предварительные итоги работы за этот год и поделиться планами?– 2024-й заканчиваем с еще более высокими показателями, чем в предыдущие годы. В 2025 году, завершающем пятилетку, также постараемся обеспечить рост и продемонстрировать хорошие экономически показатели. Мы видим, за счет чего еще можно нарастить производство, а где сэкономить, снижая затраты. Но с уверенностью могу сказать, что процентов на 95 мы "выжали" из производства все. Остается 5 процентов, куда мы еще не дошли. Улучшим – будем двигаться дальше. Постоянно проводим модернизацию. Старое оборудование износилось и физически, и технологически. Добавленные нами объемы почти в 80 тысяч тонн соли в год показывают, что оборудование работает за пределами своих максимальных возможностей. Поэтому обновляем его, закупаем новое на перспективу.
– Расскажете о подшефном аграрном хозяйстве?– В прошлом году нам за одну базовую величину было продано отстающее сельскохозяйственное предприятие в Ельском районе. Поставлена задача – в течение трех лет превратить его в современное и эффективное. За счет собственных средств строим новое хозяйство, расположенное на мелиорированных в 60-х годах землях, – жалко терять такой потенциал. Думаю, через отведенные три года будет не стыдно показать результаты. В сфере животноводства мы за год стали лидерами в районе, достигнув высоких темпов роста. Сегодня люди в хозяйстве получили возможность своим трудом зарабатывать достойные деньги. На селе человек всегда трудится в более сложных условиях, и если мы можем что-то сделать для этих тружеников, это необходимо делать. Нет более благородной работы, чем на земле, поэтому я всегда горжусь успехами в сельскохозяйственной сфере. Сейчас есть возможность взять еще одно сельхозпредприятие – думаю, мы и там сможем организовать производство так, что оно позволит обеспечить достойный уровень заработной платы для тех, кто там живет и работает.
Владимир Дворник:
"Хочу поздравить всех с приближающимся Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса и пожелать здоровья, благополучия, терпения. Все у нас получится!"
Алексей ГОРБУНОВ