Древний, живописный, овеянный таинственными легендами и хранящий множество неразгаданных тайн и загадок, с богатыми традициями - все это про Чечерский район и его центр. Эта земля стала одной из первых в Беларуси, где появились первобытные люди. Доказательство тому - Бердыжская стоянка. И в наши дни город и район готовы радушно встречать, удивлять и восхищать тех, кто приезжает в эти края. Как и чем именно - узнавали корреспонденты БЕЛТА.
"Чечерский район небольшой, но туристам есть что показать - и для детей, и для взрослых", - заверяет заместитель председателя райисполкома Юлия Басаргина.
Для гостей в районе разработали программу культурно-познавательного обзорного тура. Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Елена Ковалева поясняет: есть два туристических маршрута - "Чечерщина, нам данная судьбой" и "По следам предков".
Первый маршрут охватывает все достопримечательности Чечерска. Второй - включает и археологические памятники района, и другие интересные точки.
"Из пяти объектов историко-культурного наследия Гомельской области первой категории ценности в нашем районе два. Это ратуша и Спасо-Преображенская церковь", - делает акцент Елена Ковалева.
Одной из самых необычных в Беларуси ратуш специалисты называют именно чечерскую. Она до сих пор хранит неразгаданные тайны и загадки.
Известно, что возведена она была после присоединения города к Российской империи благодаря новому владельцу Чечерска генерал-губернатору Захарию Чернышеву - фавориту Екатерины II, которому императрица и подарила город.
"Конкретной даты постройки ратуши нет. Все документы были уничтожены. Но известно, что к ее строительству не допускались местные жители", - рассказывает директор местного историко-этнографического музея Татьяна Гончарова.
По ее словам, доказано, что разработкой стиля ратуши и храма занимался архитектор Василий Баженов. В целом в городе был создан уникальный архитектурный ансамбль - из каменной ратуши, трех православных церквей и католического костела.
"Застройка Чечерска имела антропоморфологическую теорию", - отмечает Татьяна Гончарова. Для сравнения она берет изображение "Витрувианского человека" Леонардо да Винчи и схему застройки города. "Схема - как живой человек. В самом центре - здание ратуши - чрево. Городище символизирует голову. Ноги - это Спасо-Преображенская церковь и еще один православный храм, который не сохранился до наших дней", - проводит параллели директор.
"Витрувий - древнеримский архитектор, который использовал при строительстве точные геометрические фигуры. И в основе планировки Чечерска положены тоже правильные фигуры - квадраты, круги, треугольники", - дополняет она.
Сегодня в ратуше расположен историко-этнографический музей. Экспозиционные залы знакомят с историей района в разные периоды - от появления здесь первых людей до современности.
Перед экскурсией во времени в музее предлагают узнать, что день грядущий готовит. На деревянном колесе - знаки-символы белорусов. "Символов у белорусов плохих не было. Только хорошие", - не дает и шанса вселиться тревожным настроениям руководитель.
Спустя секунды убеждаемся в правоте ее слов - одному за другим на колесе выпадают "крепкая семья", "богатство", "зарождение любви".
Один из залов музея знакомит с уникальной Бабичской (по названию деревни) народной иконописью. "Бабичские иконы не имеют богатых окладов. Золочения практически нет, кроме двух-трех икон, которые посвящены Святому Николаю. Почему так? Потому что писались они для простых людей и оформлялись на простых досках - двух-трех, скрепленных между собой специальными скобами", - проводит по залу с ликами святых директор музея.
Есть у местных икон и еще одна особенность. "Обычно, когда иконы пишутся, на доску, которая вымочена в специальном растворе, наносят грунт - левкас, чтобы древесина была более устойчивой к перепадам температуры, различным вредителям. В нашей бабичской традиции нет первоначального левкаса", - уточняет Татьяна Гончарова.
Директор обращает внимание на икону "Зосима и Савватий Соловецкие": "Наши два иконописца - братья Владимир и Гавриил Гераковы - изобразили рядом с ними и Святого Власия - покровителя скотоводства. По всей видимости, был определенный заказ крестьянина, который, возможно, занимался разведением скота - в здешних местах в прежние годы держали много овец".
Сами же святые Зосим и Савватий - покровители пчеловодства, а с этим занятием связана одна из легенд о происхождении названия города. "Осевшие на здешних землях радимичи занимались бортничеством. Слово же "чечер" обозначало "воск". Отсюда, есть версия, и пошло название", - говорит Татьяна Гончарова.
У ратуши раскинул свои пышные ветви дуб-старик. Местные жители верят: если представительницы прекрасного пола дотронутся до этого дерева, непременно напитаются энергией и силой, а все задуманное под кроной многовекового дерева обязательно сбудется.
"Есть городская легенда о том, что местный князь очень любил и ревновал молодую жену. Ей нельзя было заговорить ни с одним мужчиной. Ходила она в накидке. И однажды какой-то юноша поздоровался с ней. Финал беседы оказался трагичным - погибли и девушка, и парень. А местные жители, которые любили молодую княжну, в память о ней посадил молодой дубок", - возвращает на несколько веков назад Татьяна Гончарова.
Немало повидали на своем веку и высокие деревья в живописном городском парке. Его главный ландшафтный и композиционный элемент - Замковая гора.
"Здесь когда-то было городище радимичей. Они вели активно торговлю на реке. А с городища был выход к ней. Там грузили товар на ладьи", - продолжает путешествие по времени директор музея.
С этим местом связана и еще одна легенда происхождения названия города. "Однажды по реке, которая в то время не имела названия, проплывал князь. С ним была и дочь - он брал ее с собой в походы, так как жена умерла при родах. И когда отец и дочь остановились у подножья городища, княжна восхитилась красотой реки, особенно в том месте, где она впадает в Сож. "Смотри, как река расправила свои крылья и похожа на тетерку", - воскликнула девушка. Возможно, от этого и пошли слова "чечера" и "Чечерск", - озвучивает версию Татьяна Гончарова.
Во времена бытности графа Захария Чернышева парк занимал 12 га. Есть информация, что ранее в нем было около 100 видов растений, деревьев.
Парк и усадьбу Чернышевых-Кругликовых связывала стекленная оранжерея, которую обслуживали восемь садовников. "В ней выращивали всевозможные фрукты. Трудно представить, однако даже ананасы на продажу, апельсины, но непростые, а померанцы с рифленой кожурой, персики, абрикосы и многое другое", - перечисляет Татьяна Гончарова.
В подтверждение своих слов приводит воспоминания декабриста Андрея Розена, который был проездом в Чечерске после восстания. "Пространная оранжерея красовалась плодами; садовник рассказал мне, что графиня пила чай не иначе как с собственными лимонами, которые были зрелее и ароматнее привозных. За несколько рублей купил я полную корзину персиков и абрикосов и получил в подарок отличный букет цветов", - писал он.
Есть и сведения о том, что в 1847 году за год прибыль усадебной оранжереи от продажи фруктов составила 110 рублей. "На то время - огромные деньги", - уточняет директор музея.
От Замковой горы по уютным спокойным улочкам идем к усадьбе Чернышевых-Кругликовых. Здание перестраивалось несколько раз, и поэтому в нем прослеживается смешение архитектурных стилей. Окончательный вид усадьба приобрела в 1860 году.
На выступающем остове летней террасы сохранились до наших дней элементы литого чугунного ограждения.
"По свидетельствам, посещали усадьбу Екатерина II, ее сын Павел I, Александр Сергеевич Пушкин и другие знатные особы", - называет громкие имена Татьяна Гончарова.
"К сожалению, сегодня объект не используется. Выставлен на продажу", - добавляет она.
Рядом с усадьбой у графской семьи была своя винокурня. Сегодня это винодельческий завод. "В те далекие времена продукция винокурни выставлялась и в Москве. И пользовалась спросом. Здесь делали сидр. Яблоки для него брали из местного сада. Также изготавливали напитки из плодовой ягоды - черной смородины, черной рябины, красной смородины. Сахар в продукцию не добавляли, ведь он был дорогим", - повествует Татьяна Гончарова.
Святыня города - Спасо-Преображенская церковь. Она сохранилась от графа Чернышева и считалась одной из бедных. "В ней было слабее по сравнению с другими храмами убранство, не было богатых икон, однако здесь хранилась серебряная риза", - знакомит с храмом Татьяна Гончарова.
"В этом году храму исполнилось 240 лет. Достоверной даты ее создания нет, потому что документы были уничтожены", - уточняет она.
Храм стал итогом смелого проектирования архитектора Василия Баженова, который соединил элементы разных стилей - классицизма, позднего барокко. "Это храм-ротонда. В основе - круг как символ высших сил, бесконечности жизни. Его диаметр - 15 метров", - продолжает директор. Цифра 15 встречается и в других элементах строения. Высота его 15 м, количество окон - по 15 в два ряда.
Говорят, что для росписи храма приглашали итальянских мастеров.
Немало интересных точек предлагают посетить в районе и за пределами города. Например, одну из древнейших стоянок первобытных людей - Бердыжскую.
Насладиться тишиной, красотой пейзажей можно в чечерских агроусадьбах.
В районе их шесть, уточняет главный специалист отдела образования, спорта и туризма райисполкома Юлия Терехова.
Например, в чуть более 10 км от райцентра, в Турищевичах, гостей рады встретить агроусадьбы "Закаханы пан" и "Улыбка". Небольшая деревушка, в которой зарегистрированы менее 20 человек, уже приглянулась любителям отдыха на природе. Гости "Закаханага пана" с удовольствием катаются на лодках по Сожу, сплавляются по реке. А те, кто выбирают "Улыбку", могут порыбачить в живописном месте.
Побыть в прямом смысле "Наедине с природой" предлагает душевная агроусадьба в Ямицком - в радиусе более чем 10 км нет жилых домов.
Есть в районе и возможность поохотиться. Как уточнила Юлия Терехова, первичная организация общественного объединения "Белорусское общество рыболов и охотников" предоставляет аренду оружия, транспорта, организует охоттуры.
Многих туристов влюбил в себя Музей хлеба в Ботвиново, в котором гости не только узнают все о важном продукте, но и знакомятся с процессом его создания - пилят дрова, чтобы развести огонь в печи, замешивают тесто по рецептам, пришедшим от старожилов, выпекают, а затем дегустируют ароматные изделия. Атмосферу поддерживают живой звук гармошки, трещоток и других народных музыкальных инструментов. "Уникальность музея - в его душевности", - замечает Юлия Басаргина.
На ура проходят и встречи, особенно в зимнее время, в "Царстве Бабы Яги" в агрогородке Залесье. В дни пасхальных праздников особой популярностью пользуется Музей яйца в этом же населенном пункте.
Узнать многовековые секреты мастериц из деревни Бабичи можно в местном Центре ткачества. Заведующая филиалом "Бабичский сельский клуб" Людмила Михалковская рассказывает: центр работает с 2016 года, и за это время здесь побывали гости из разных уголков планеты. "Были у нас немцы, итальянцы, австрийцы и даже австралийцы", - приводит примеры руководитель.
Она уточняет: главный интерес и зарубежных туристов, и гостей из соседних районов, и многочисленных школьников, которые наведываются в центр, - известные бабичские рушники. "Это браный чин ткачества, с очень красивыми красно-белыми узорами. Черного цвета, как, например, у неглюбских, в наших рушниках нет", - рассказывает заведующий.
"Отличительная особенность бабичских рушников - большое белое поле, которое символизирует потусторонний мир", - вспоминаем рассказ директора историко-этнографического музея.
Все экспонаты, которые находятся в центре (а это и старинные рушники, и предметы сельского быта, и орудия труда), собирали работники клуба, дети из местной школы. "Ходили по дворам, и люди от души отдавали нам в музей разные предметы. И все, что висит на стенах, лежит в сундуках, - немые свидетели кропотливого труда наших мамочек, бабушек, прабабушек, бабичских женщин", - горда за своих односельчан Людмила Михалковская.
Всех желающих приглашают на мастер-класс.
За ткацким станком, возраст которого называют "довоенным", - Вера Теплякова. "Он деревянный, проверенный, испытанный, как и орнаменты, техники, веками, родной", - сыплет о станке лестные эпитеты мастерица. И погружает в тонкости ткаческого дела. "Основной секрет - работать с желанием, с хорошим настроением. Если без души, то и ткаться ничего не будет", - со знанием говорит она.
Вера Петровна поочередно нажимает ногой на педали - "поножи", а руками молниеносно пробрасывает челнок с нитью. "Видите, какие елочки получаются", - демонстрирует результат ловкости рук сельчанка. И заверяет: такой способ один из самых простых. "А есть еще "закладанка", чтобы цветки соткать, или "перебиранка" - на 32 досточки - для более сложных орнаментов", - перечисляет она.
Еще один мастер-класс, который предлагают в Центре ткачества, - по изготовлению кукол-обрегов. Обязательно приглашают и попробовать приготовить драники по рецептам местных хозяюшек, а затем полакомиться ими.
"Хочется передать и следующим поколениям то, что пришло нам от наших предков, чтобы эти традиции оставались еще на долгие и долгие века. И чтобы люди, которые приезжают к нам в гости, смогли увезти с собой частичку нашего духовного богатства", - подытоживает Людмила Михалковская.
Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
БЕЛТА.-0-